Сущность, цели и задачи финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

В системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление финансами - финансовый менеджмент. Менеджмент - процесс управления предприятием. Финансовый менеджмент - наука управления финансами. После второй мировой войны, как термин, появился в США.
Финансовый менеджмент - часть общего процесса управления предприятием.
В настоящее время существует множество точек зрения на содержание, цели, функции финансового менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность, цель и задачи финансового менеджмента…………………...…..5

2. Основные принципы финансового менеджмента……………………………8

3. Функции финансового менеджмента………………………………………..10

4. Этапы развития финансового менеджмента………………………………...13

5. Элементы финансового менеджмента……………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………....17

Файлы: 1 файл

Сущность цели и задачи финансового менеджмента.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Ориентированность  на стратегические цели развития  предприятия.

Проекты управленческих решений в  области финансовой деятельности в  текущем периоде должны быть согласованы  с миссией (главной целью деятельности) пред-приятия, стратегическими направлениями его развития, показателями развития собственных финансовых ресурсов и.т.д.

 

3. Оптимизация  процесса выбора управленческих  финансовых решений.

Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере форми-рования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать возможные альтернативы управленческих действий по управлению финансами. При существовании альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяю-щих финансовую идеологию, финансовую стратегию или конкретную финансовую политику предприятия, а также ресурсные ограничения предприятия в конкретный временной период. Система критериев и ресурсных ограни-чений устанавливается самим предприятием.

 

4. Комплексный  характер формирования управленческих  решений.

Финансовый менеджмент должен рассматриваться  как комплексная управляющая  система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, Каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности предприятия.

Все управленческие решения в области  формирования, рас-пределения и использования  финансовых ресурсов пред-приятия взаимосвязаны и оказывают влияние на результативность его деятельности (прибыль, рентабельность, объем ресурсов и т. д.)- Иногда это влияние может носить противоречивый характер. Например, отвлечение финан-совых ресурсов на выполнение выгодного в перспективе инвестиционного проекта может резко ухудшить оператив-ную (текущую) финансовую ситуацию на предприятии и потребует привлечения краткосрочных кредитов и т. д.

 

5. Организация  высокого динамизма управления.

В настоящее время  с изменениями конъюнктуры фи-нансового рынка, высокой динамикой факторов внешней среды на современном этапе развития рыночной эконо-мики разработанные эффективные финансовые управлен-ческие решения в предыдущем периоде не всегда эффек-тивны сегодня или в будущих периодах. Очень быстро ме-няются во времени и внутренние условия хозяйствования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. На основании этого можно сделать вывод о необходимости организации высокого ди-намизма разработки и исполнения управленческих реше-ний в области управления финансами предприятия в целях учета изменений факторов внешней среды, ресурсного по-тенциала предприятия, форм организации производствен-ной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Функции финансового  менеджмента.

 

Существует два основных типа функций финансового менеджмента:

 

1. Функции  объекта управления

- воспроизводственная,  обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе;

- производственная - обеспечение  непрерывного функционирования

предприятия и кругооборота капитала;

- контрольная (контроль  управления капиталом, предприятием).

 

2. Функции  субъекта управления

- прогнозирование финансовых  ситуаций и состояний;

- планирование финансовой  деятельности;

- регулирование;

- координация деятельности всех финансовых подразделений с основным,

вспомогательным и обслуживающим  подразделениями предприятия;

- анализ и оценка  состояния предприятия;

- функция стимулирования;

- функция контроля  за денежным оборотом, формированием  и

использованием финансовых ресурсов.

 

Терминология и базовые понятия  финансового менеджмента. Базовые  концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент базируется на следующих взаимосвязанных основных концепциях:

1). Концепция денежного  потока.

2). Концепция временной ценности денежных ресурсов.

3). Концепция компромисса  между риском и доходностью.

4). Концепция цены капитала.

5). Концепция эффективности  рынка капитала.

6). Концепция асимметричности  информации

7). Концепция агентских  отношений.

8). Концепции альтернативных затрат.

 

1). Концепция  денежного потока предполагает

- идентификацию денежного  потока, его продолжительность и  вид

(краткосрочный, долгосрочный, с процентами или без);

- оценка факторов, определяющих  величину элементов денежного  потока;

- выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставить

элементы потока, генерируемые в различные моменты времени;

- оценка риска, связанного  с данным потоком, и способы  его учета

2). Концепция  временной ценности денежных  ресурсов.

Временная ценность - объективно существующая характеристика денежных ресурсов. Она определяется тремя основными причинами:

 

А) Инфляцией

Б) Риском недополучения, или неполучением ожидаемой суммы

В) Оборачиваемостью

3). Концепция  компромисса между риском и  доходностью.

Смысл концепции: получение любого дохода в бизнесе практически всегда сопряжено с риском, и зависимость между ними прямо пропорциональная. В то же время возможны ситуации, когда максимизация дохода должна быть сопряжена с минимизацией риска.

4). Концепция  цены капитала - обслуживание того или иного источника финансирования обходится для фирмы неодинаково, следовательно, цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимый для покрытия затрат по поддержанию каждого источника и позволяющий не оказаться в убытке.

Количественная оценка цены капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования предприятия.

5). Концепция  эффективности рынка капитала - операции на финансовом рынке (с ценными бумагами) и их объем зависит от того, на сколько текущие цены соответствуют внутренним стоимостям ценных бумаг. Рыночная цена зависит от многих факторов, и в том числе от информации. Информация рассматривается как основополагающий фактор, и насколько быстро информация отражается на ценах, настолько меняется уровень эффективности рынка.

Термин «эффективность» в данном случае рассматривается не в экономическом, а в информационном плане, т. е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка.

Достижение информационной эффективности  рынка базируется на выполнении следующих  условий:

- рынку свойственна  множественность покупателей и  продавцов;

- информация доступна  всем субъектам рынка одновременно, и ее

получение не связано  с затратами;

- отсутствуют транзакционные  затраты, налоги и другие факторы,

препятствующие совершению сделок;

- сделки, совершаемые  отдельным физическим или юридическим  лицом, не могут повлиять на общий уровень цен на рынке;

- все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду;

- сверхдоходы от сделки  с ценными бумагами невозможны  как равновероятностное прогнозируемое событие для всех участников рынка.

Существует две основных характеристики эффективного рынка:

1). Инвестор на этом  рынке не имеет обоснованных  аргументов ожидать больше, чем в среднем доход на инвестиционный капитал при заданной степени риска.

2). Уровень дохода на  инвестируемый капитал - это функция  степени риска.

Эта концепция эффективности рынка на практике может быть реализована в трех формах эффективности:

- слабой

- умеренной

- сильной

В условиях слабой формы текущие  цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов. При этом невозможен обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистики динамики цен.

В условиях умеренной формы эффективности  текущие цены отражают не только имеющиеся  в прошлом изменения цен, но и  всю равнодоступ-ную информацию, которая, поступая на рынок, немедленно отражается на ценах.  В условиях сильной формы текущие цены отражают как общедоступную

информацию, так и ограниченную информацию, т. е. вся информация является доступной, следовательно, никто не может получить сверхдоходы по ценным бумагам.

6). Концепция  ассиметричности информации - напрямую связана с пятой концепцией. Ее смысл заключается в следующем: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной другим участникам рынка. Использование этой информации может дать положительный и отрицательный эффект.

7). Концепция  агентских отношений введена в финансовый менеджмент в связи с усложнением организационно - правовых форм бизнеса. Суть: в сложных организационно-правовых формах присутствует разрыв между функцией владения и функцией управления, то есть владельцы компаний удалены от управления, которым занимаются менеджеры. Для того, чтобы нивелировать противоречия между менеджерами и владельцами, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы вынуждены нести агентские издержки (участие менеджера в прибылях либо согласие с использованием прибыли).

8). Концепция  альтернативных затрат: любое вложение всегда имеет

альтернативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные  этапы развития финансового менеджмента.

 

В настоящее время западными  специалистами выделяются пять подходов в становлении и развитии финансового менеджмента.

Первый подход связан с деятельностью «школы эмпирических прагматиков».(50е года) Ее представители - профессиональные аналитики, которые, работая в области анализа кредитоспособности компаний, пытались

обосновать набор относительных  показателей, пригодных для такого анализа.

Они впервые попытались показать многообразие аналитических коэффициентов, которые  могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской  отчетности и являются полезными  для принятия управленческих решений.

Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризую-щих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается

с60хгодов) - школа «участников  фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Элементы  финансового менеджмента

 

Элементами финансового менеджмента  являются: анализ финансового состояния  предприятия; анализ и принятие решений по оценке инвестиций; управление активами пред-приятий, бюджеты и прогнозы наличия потока денежных средств, определение точки безубыточности и доли постоян-ных издержек в полных издержках и др.

Чтобы быстрее определить, что искать, чего опасаться, что и как делать в условиях рыночных отношений, финансовый менеджер должен уметь читать баланс, знать содержа-ние его статей, владеть техникой анализа финансового положения на основе бухгалтерского учета.

Анализ финансового состояния  предприятия необходим инвестору для принятия решения о формировании портфеля ценных бумаг; кредитору - для подтверждения, что предприятие платежеспособно и уплатит ему долги; аудитору- для уверенности в отсутствии риска, что после его проверки будут выявлены ошибки в финансовой отчетности; руководителю предприятия, финансовому менеджеру - для реальной оценки деятельности предприятия.

Информация о работе Сущность, цели и задачи финансового менеджмента