Сущность государственных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 19:07, реферат

Описание работы

Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.
Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 22.04 Кб (Скачать файл)

19. Сущность государственных доходов

Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Доходы - сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.

В результате распределения валового общественного продукта образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения. Первичные доходы подвергаются сложным процессам распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий - одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

 

Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. учебник для вузов. - Алматы: Фин Эко, 2001.

Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть государственных доходов образуется за счет доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых налоговой системой государства для удовлетворения общенародных потребностей.

К доходам от государственной собственности относятся:

1) доход государственных  предприятий и организаций в  виде валового дохода (прибыли), налога  на добавленную стоимость, акцизов, таможенных доходов;

2) доходы от государственного  имущества (от государственного  жилого фонда, земли, лесов, водных  угодий, других природных ресурсов, средства от разгосударствления  и приватизации государственной  собственности);

3) доходы от платных  услуг, оказываемых государственными  учреждениями и организациями (регистрационные  сборы, сборы за поверку, клеймение  и экспертизу мер и измерительных  приборов, плата за анализ и  клеймение изделий из драгоценных  металлов) и плата за нехозяйственные  услуги (государственная пошлина, сбор  дорожной полиции, заявочный сбор  на товарные знаки);

4) специальные средства  бюджетных учреждений, включающие  арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий  и др.

Необходимо различать понятия «государственные доходы» и «государственные финансовые ресурсы». Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в собственности государства, предприятий или хозяйственных организаций на тот или иной момент времени.

Понятие «финансовые ресурсы» по содержанию шире понятия «государственные доходы». Кроме государственных доходов, в состав финансовых ресурсов включаются средства, не являющиеся доходами, но которые могут быть использованы на общественные потребности. Например, амортизационные отчисления на восстановление основных фондов, излишки оборотных средств, суммы кредиторской и депонентной задолженности, по которым истек срок исковой давности, поступления от реализации имущества: выбывшего, выморочного, конфискованного, перешедшего по праву наследования к государству, невостребованного (невостребованные грузы на транспорте, невостребованные депозитные суммы, нерозданные почтовые отправления). Эти денежные средства (также и от реализации имущества) не являются в прямом смысле доходами, то есть результатом определенной деятельности, связанной с затратами средств. По этой же причине не считаются доходами различные штрафы, неустойки, пени. Поступления от государственных займов также являются (до погашения займов) финансовыми ресурсами государства, но не могут рассматриваться как государственные доходы, поскольку это заемные средства. К финансовым ресурсам относится также вся сумма средств, которыми располагают государственные страховые организации (валовой доход относится к государственным доходам и суммы, предназначенные для проведения предупредительных мероприятий по борьбе со стихийными и другими бедствиями). Не являются государственными доходами и такие внутрихозяйственные ресурсы, как суммы прироста устойчивых пассивов (государственных предприятий). Таким образом, государственные финансовые ресурсы образуются в основном за счет государственных доходов и других источников.

Государственные доходы имеют своим источником национальный доход, а финансовые ресурсы мобилизуются при распределении и перераспределении всей суммы валового общественного продукта. Покрытие государственных расходов обеспечивается совокупностью всех финансовых ресурсов государства.

Разное содержание имеют понятия «государственные доходы» и «доходы государственного бюджета», последние являются составной частью государственных доходов; кроме того, в государственные доходы входит весь валовой доход государственных предприятий и организаций, а в доходы государственного бюджета - только часть чистого, мобилизуемая в бюджет.

Итак, государственные доходы -- это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.

Местные доходы, также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды -- в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Местные доходы поступают соответственно в местные денежные фонды -- местные бюджеты и внебюджетные фонды.

Виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим регламентируются законодательством, основанном на конституционных нормах.

В соответствии с законодательством систему государственных и местных доходов РК можно оценивать как единую, что выражается в том, что в законодательстве РК определяются все виды государственных и местных доходов. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РК, закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

К финансовым ресурсам государства, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся средства, полученные от распространения облигаций государственных и местных займов, кредиты, выданные Национальным банком или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на такие две группы, как централизованные и децентрализованные доходы,

Децентрализованные государственные (и местные) доходы - это доходы государственных (и местных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество. Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах. Согласно законодательству доходы централизуются также в масштабах городов, районов и входящих в них административно-территориальных единиц.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения, что позволяет направлять их на наиболее важные в соответствующий период времени потребности общества для финансирования намеченных программ.

 

 

42

Государственные финансы как звено финансовой системы связаны с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме. Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере являются государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждане - с другой. В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций. По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на республиканские и местные. Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводство трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов. Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений идругихисточников. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает: 1) средства республиканского бюджета; 2) золотовалютные запасы государства; 3) имущество исключительного права собственности государства; 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Местная казна включает: 1) средство местного бюджета; 2) необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности. Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляется роль и значение категории "государственные финансы" как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Государственные финансы являются одной из составных и входят в общую систему финансов. Средства, входящие в государственные финансы, расходуются на общегосударственные нужды.

 Экономическая сущность выражается  в распределении и перераспределении  денежных средств, продуктов производства, национального богатства. При этом  формируются финансовые ресурсы  государства и его предприятий. Государство является субъектом  денежных отношений с одной  стороны, а предприятия, учреждения  и граждане с другой стороны. Государственные финансы состоят  из бюджета, кредита, финансов государственных  предприятий, внебюджетных фондов, Характеристика государственных  финансов.

 

 По уровню руководства выделяют  республиканские государственные  финансы и местные государственные  финансы. Из республиканского бюджета  финансируются общегосударственные  мероприятия, такие как целевые  программы, оборона, обеспечение правопорядка, защита государственных границ, развитие социальной сферы. Для  регулирования экономики используется  местный бюджет. Кроме того средства  из местного бюджета используются  для развития инфраструктуры  в данной местности и для  развития трудовых ресурсов. Огромна  их роль в финансировании социальных  расходов.

 Внебюджетные фонды финансируют  отдельные целевые мероприятия. Поступление финансов к ним  происходит за счет отчислений  из других источников на определенные  мероприятия.

 Государственный кредит характерен  тем, что мобилизуются освободившиеся  денежные средства всех субъектов  российской Федерации и передаются  государству для определенных  его потребностей.


Информация о работе Сущность государственных доходов