Сущность и цели финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

На нынешнем этапе развития финансовой системы России, при достаточно высоких рисках и процентных ставках, при только еще набирающем силу фондовом рынке и предстоящем широкомасштабном выходе на него отечественных компаний интерес к теории и практике функционирования развитых рынков финансовых инструментов очевиден. Представление о финансах как о чем-то очень сложном и далеком от насущных проблем действующей российской компании, пригодном только для гигантов национальной экономики масштаба Газпрома, уходит в прошлое.

Файлы: 1 файл

контрольная работа финансовый менеджмент.doc

— 509.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Кемеровский государственный  сельскохозяйственный институт

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                        по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Тема: Сущность и цели финансового менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

Экономического факультета

ОЗО СОП «Бух. учет, анализ

и аудит» 1 поток  4 семестр

Ежова Т.А

 

Проверил: Васильев К.А

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

На нынешнем этапе  развития финансовой системы России, при достаточно высоких рисках и  процентных ставках, при только еще  набирающем силу фондовом рынке и предстоящем широкомасштабном выходе на него отечественных компаний интерес к теории и практике функционирования развитых рынков финансовых инструментов очевиден. Представление о финансах как о чем-то очень сложном и далеком от насущных проблем действующей российской компании, пригодном только для гигантов национальной экономики масштаба Газпрома, уходит в прошлое.

Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в  рыночной экономике. Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами.

Управление финансами отдельных хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX века в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент».

В настоящее время  существует множество точек зрения на содержание и цели финансового  менеджмента. Целью данной работы является выявление сущности и целей финансового менеджмента в условиях рыночной экономики, т.е поиск ответов на вопросы: «Что такое финансовый менеджмент?» и «Зачем нужен финансовый менеджмент?»

 

 

  1. Сущность финансового менеджмента

 

Общепринято, что финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих  решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

В настоящее время  существует множество определений сути финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов  и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных  с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для обеспечения необходимой величины и структуры активов в соответствии с целями и задачами предприятия1.

Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента  такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления - с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему действий по оптимизации финансовой модели фирмы. Можно продолжить конкретизацию приведенного определения. Очевидно, что наилучшей финансовой моделью фирмы является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта. Данная логическая цепочка в определении понятия «финансовый менеджмент» проведена В.В. Ковалевым2.

Остановимся на лаконичном определении финансового менеджмента, данном И.М. Карасевой3: Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. Данное краткое определение отражает суть такого широкого понятия как финансовый менеджмент.

Принятие управленческих решений в системе финансового менеджмента базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. И.А Лисовская выделяет следующие базовые концепции4:

1. Концепция временной  стоимости денег заключается  в том, что стоимость денег  с течением времени изменяется  с учетом нормы прибыли на  финансовом рынке, в качестве которой обычно выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость, при этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов.

2. Концепция учета  фактора инфляции заключается в необходимости реального отражения стоимости активов и денежных потоков и обеспечения возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении долговременных финансовых операций.

3. Концепция учета  фактора риска состоит в оценке его уровня с целью обеспечения формирования необходимого уровня доходности финансово-хозяйственных операций и разработки системы мероприятий, позволяющих минимизировать его негативные финансовые последствия. Под доходностью понимают отношение дохода, создаваемого определенным активом, к величине инвестиций в этот актив.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением  финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию  и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование.

Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим  субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером.

  1. Цели финансового менеджмента

 

Формирование и структурирование системы управления финансами в  фирме осуществляется, исходя из приоритета целевых установок, стоящих перед нею, т. е. созданная система должна в максимально возможной степени способствовать достижению определенных целей как общефирменного, так и узкофункционального характера5.

В общем случае говорят о совокупности экономических целей, достижение которых служит признаком успешного функционирования системы финансового менеджмента в фирме; в частности, это избежание банкротства и крупных финансовых неудач, лидерство в борьбе с конкурентами, рост объемов производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров.

В теории управления, в  том числе в теории финансового  менеджмента, уже давно обсуждается  вопрос о том, какой показатель может  быть идентифицирован в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы фирмы. В принципе, в зависимости от различных обстоятельств может быть обоснована целесообразность и предпочтительность ориентации на тот или иной критерий, качественный или количественный показатель. Тем не менее, не требует особого обоснования утверждение о том, что скорее всего единственного, на все случаи пригодного ориентира попросту не существует. В зависимости от конкретной ситуации, вида деятельности, назначения фирмы (или проекта) и многих других обстоятельств в качестве целевого ориентира может выступать тот или иной критерий. В наиболее общем случае говорят о двух базовых подходах, ориентирующихся: 1) на рост капитализации, 2) на устойчивое генерирование прибыли6.

В соответствии с первым подходом содержание и основная целевая установка системы управления финансами фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью рациональной финансовой политики. Количественное подтверждение следования данной целевой установке проявляется в росте рыночной цены акций компании. Иными словами, основной критерий - повышательная тенденция цены акций фирмы (или, иначе, рост рыночной капитализации).

Безусловно, оба упомянутых подхода тесно взаимосвязаны. Однако, какой бы критерий или система критериальных показателей ни были отобраны в качестве целевых ориентиров деятельности фирмы, показатель прибыли обязательно должен быть принят во внимание.

Заметим, что приоритет целевой установки, предусматривающей максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства ее владельцев, является гораздо более распространенным. Именно он упоминается практически во всех классических руководствах по управлению финансами.

Повышение рыночной стоимости  компании достигается путем:

а) стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания;

б) минимизации производственного  и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств;

в) привлечения опытного управленческого персонала.

Конкретизация и детализация  путей достижения главной целевой  установки осуществляется путем  построения дерева целей. При этом могут выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и социальные цели7.

К первым относится обеспечение  благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: прибыли, рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым- занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темна роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим - обеспечение рентабельности отдельных производств и подразделений.

Как и каждая управляющая  система, финансовый менеджмент имеет  свою систему конкретных объектов управления: активы и пассивы, инвестиции, прибыль, кредит и т.д.

С учетом объектов управления можно выделить основные направления финансового менеджмента8:

  1. формирование финансовой структуры капитала;
  2. формирование активов;
  3. управление оборотными активами;
  4. управление внеоборотными активами;
  5. управление инвестициями;
  6. управление и формирование собственных финансовых ресурсов;
  7. управление заемными финансовыми средствами;
  8. управление финансовыми рисками.

Формирование финансовой структуры капитала нацелено на определение общей потребности в капитале (изначально это уставный капитал) для финансирования формируемых активов предприятия, изучение и анализ альтернативных источников формирования финансовых ресурсов.

Формирование активов связано с выявлением реальной потребности в отдельных видах активов и определением их суммы в целом, исходя из предусматриваемых объемов деятельности предприятия.

Информация о работе Сущность и цели финансового менеджмента