Теоретические аспекты антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Существует ряд интерпретаций понятия финансовой устойчивости. Согласно одной из них устойчивость предприятия представляет собой такое финансовое состояние, при котором хозяйственная деятельность обеспечивает выполнение всех его обязательств. В свою очередь, финансовая устойчивость определяется как характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения вероятности его банкротства, сбалансированности или превышения доходов над расходами.

Файлы: 1 файл

1_Finansovaya_ustoychivost_i_ee_znachenie_dlya_usp.docx

— 44.38 Кб (Скачать файл)

1 Финансовая устойчивость и  ее значение для успешной работы  предприятия

Важнейшей характеристикой  функционирования и развития производственно-экономических  систем является финансово-экономическая  устойчивость. Особую актуальность проблема поддержания экономического потенциала приобретает в периоды резких изменений условий хозяйствования, колебаний экономической конъюнктуры.

Существует ряд интерпретаций  понятия финансовой устойчивости. Согласно одной из них устойчивость предприятия  представляет собой такое финансовое состояние, при котором хозяйственная  деятельность обеспечивает выполнение всех его обязательств. В свою очередь, финансовая устойчивость определяется как характеристика уровня риска  деятельности предприятия с точки  зрения вероятности его банкротства, сбалансированности или превышения доходов над расходами. Но данный подход представляется ограниченным, поскольку при этом не учитываются  другие ключевые факторы эффективного функционирования производственной системы, важнейшими из которых являются производственно-технологический  потенциал предприятия и его  способность к бесперебойному производству востребованной потребителем продукции.

Несмотря на множественность  интерпретаций рассматриваемого понятия, в целях повышения эффективности  деятельности предприятия менеджмент придерживается одной стратегии  – повышения финансовой устойчивости. Реализация стабилизации организации  в данном направлении определяется квалификацией и эффективностью управления, целью которого является получение прибыли и достижение уровня рентабельности производства в  размерах, позволяющих капитализировать часть прибыли. А в свою очередь  стабильная прибыльность предприятия, рост его капитализации улучшают доступ предприятия к заемным  ресурсам, деловую репутацию в  целом.

При этом не следует отрицать и возможность ослабления устойчивости предприятия в целях его укрепления, что на первый взгляд является абсурдным. Данное утверждение можно объяснить тем, что гиперустойчивая система не способна к саморазвитию, если все отклонения от равновесного состояния исключаются. Кроме того, для перехода в качественно новое, более совершенное состояние система должна на некоторое время не только потерять устойчивость, но и приобрести способность необратимости в старую разрушенную структуру. Одним из эффективных способов снижения устойчивости предприятия в целях его усовершенствования является увеличение поступления финансовых ресурсов, что приводит, как правило, к возможности появления новых решений, касающихся развития производственной системы и ослаблению сопротивления старых способов функционирования.

Устойчивость финансового  положения предприятия в определенной степени зависит от места и  роли на рынках, где реализуется  производимая им продукция или приобретаются  факторы производства. Поэтому анализ устойчивости финансового положения  обычно начинают с исследования рыночных позиций предприятия.

В экономическом словаре  под редакцией А. А.Горшина финансовый анализ определяется, как «оценка финансово - хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Его цель – определить состояние финансового здоровья фирмы, выявить слабые места, потенциальные источники возникновения проблем при дальнейшей ее работе и обнаружить сильные стороны, на которые фирма может сделать ставку. При оценке финансового положения фирмы к помощи финансового анализа прибегают различные экономические субъекты, заинтересованные в получении наиболее полной информации о ее деятельности» [37, с. 385].

Основными источниками  информации для анализа финансового  состояния хозяйствующего субъекта являются:

- информация о технической  подготовке производства;

- нормативная информация;

- плановая информация (бизнес  – план);

- хозяйственный (экономический)  учёт (оперативный, оперативно - технический  учёт, бухгалтерский учёт, статистический  учёт);

- отчётность (публичная  финансовая бухгалтерская отчётность (годовая), квартальная отчётность (непубличная,  представляющая собой коммерческую  тайну), выборочная статистическая  и финансовая отчётность (коммерческая  отчётность, производимая по специальным  указаниям), обязательная статистическая  отчётность),

- прочая информация (публикации  в прессе, опросы руководителя, экспертная  информация).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоритические аспекты антикризисного  управления

2.1 Факторные модели прогнозирования  стратегического развития

При выборе путей стратегического  развития предприятия особое место  занимает оценка эффективности направлений  деятельности с использованием факторных  моделей. Оценивается тот или  иной целевой показатель, служащий своего рода ориентиром в процессе выработки оптимального для предприятия  стратегического плана.

В практике зарубежных компаний применяется модель факторного анализа, разработанная специалистами фирмы  Du Pont de Nemours. Модель Дюпона представляет жестко детерминированную факторную зависимость основных компонентов финансовой отчетности предприятия.

Формула Дюпона позволяет  оценить финансовый аспект деятельности предприятия в целом (интегрально), то есть понять, что происходит на вершине  пирамиды огромного числа отдельных  финансовых параметров. Увидев слабые стороны финансовых результатов  в целом, можно спуститься на отдельные  уровни этой пирамиды финансовых параметров и понять конкретные причины недостатков. Выводы, полученные из анализа по схеме  фирмы «Дюпон», могут быть дополнены  с помощью вертикального анализа  отчетности и расчета необходимых  аналитических коэффициентов.

Подставляя в модель прогнозные значения объема продаж, основных и оборотных средств, заемного капитала и других величин, можно планировать  важнейшие показатели эффективности  – рентабельность авансированного (1) и собственного (4) капитала:

                                  (1)

где – рентабельность активов;

 – чистая прибыль  предприятия за отчетный период;

А – активы (авансированный капитал);

 – выручка от продаж;

 – рентабельность  продаж;

 – коэффициент оборачиваемости  активов (коэффициент трансформации  активов).

Из представленной базовой  модели Дюпона (1) видно, что рентабельность активов (авансированного капитала) зависит от:

  1. рентабельности продаж;
  2. оборачиваемости активов.

Взаимосвязь компонентов  модифицированной модели Дюпона (2), выражающей рентабельность собственного (акционерного) капитала, включает кроме прочих показатель финансового рычага:

.                         (2)

Оценка влияния изменения  рассмотренных факторов (1) или (2) может  производиться с помощью приема цепных подстановок, относящегося к  методам элиминирования. Прием цепных подстановок используется для расчетов влияния факторов во всех типах детерминированных  факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и комбинированных, и  позволяет определить влияние отдельных  факторов на изменение величины результативного  показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного  показателя на фактическую в отчетном периоде. Применение метода цепных подстановок позволяет выявить, изменение какого из факторов в наибольшей степени повлияло на снижение результирующего показателя.

В стратегическом анализе  предлагается использовать  показатель чистого денежного потока (ЧДП). Так, Л.Т. Гиляровская и Д.А. Ендовицкий рекомендуют осуществлять анализ денежного потока с использованием факторной модели, комплексное исследование которой помогает оптимизировать решения в области стратегического инвестиционного планирования, сбалансированно сочетать интересы собственников (акционеров) и управленческого персонала компании.

Чистый денежный поток  рекомендуется рассчитывать по следующей  формуле:

                                      (3)

где ЧДП – чистый денежный поток от продаж;

 – выручка (нетто)  от продаж продукции;

 – величина чистой  прибыли;

С – полная себестоимость данной продукции;

 – неденежные статьи расходов;

 – выплаченные суммы  налога на прибыль.

Изучение влияния факторов на показатель недисконтированного денежного потока предлагается проводить с использованием следующей модели:

,                                             (4)

где Ч – численность персонала  предприятия, чел.;

ВА – объем инвестиций во внеоборотные активы ( нетто – оценка); 
ОА – величина оборотных активов (нетто – оценка);

 – планируемая фондовооруженность будущего производства;

 – показатель направленности  долгосрочных инвестиций;

 – оборачиваемость  оборотных активов;

 – рентабельность  продаж;

 – коэффициент соответствия  чистой прибыли чистому денежному  потоку.

Использование данной факторной в стратегическом анализе позволяет максимизировать величину чистого денежного потока различными способами.

 

 

2.2 Механизм моделирования достижимого  роста предприятия

Управление ростом предприятия  требует тщательной балансировки целей  предприятия с позиции возможных  продаж, роста эффективности деятельности и наличия финансовых ресурсов.

Наиболее общим показателем  размера предприятия является объем  реализованной продукции, по увеличению которого можно судить о наращивании  производственной деятельности.

Достижимый рост характеризуется  максимально возможным приростом  объема продаж, основанным на запланированных  показателях использования текущих  затрат, активов, привлечения заемного капитала и дивидендной политики. Моделирование достижимого роста  широко используется в западной практике управления финансами предприятия.

Задачей модели достижимого  роста фирмы является установление сбалансированности между целями в плане продаж и эффективности деятельности и ликвидностью. Уровень достижимого роста - это максимальный рост объема продаж в процентах, основанный на установлении входящих значений следующих показателей: удельных издержек выпуска продукции, коэффициенте задолженности и суммы дивидендов. Если реальный рост превосходит достижимый уровень, то это означает, как правило, возрастание коэффициента задолженности или финансовых рисков деятельности фирмы.

Исходными условиями построения модели достижимого роста является обеспечение одинакового роста  активов и пассивов, выраженных собственным  капиталом и кредиторской задолженностью, а также прямая пропорциональная зависимость между изменением объема продаж фирмы и ее активов. В соответствии с указанными условиями уровень  достижимого роста [31, с. 208] находится  следующим образом:

,                                                 (5)

где – коэффициент реинвестирования прибыли, отражающий политику предприятия по распределению прибыли;

 – показатель использования  текущих затрат;

- коэффициент оборачиваемости  активов;

 – коэффициент привлечения  заемного капитала.

Данная формула предполагает ситуацию, когда предприятие не предполагает дополнительной эмиссии ценных бумаг  или привлечения заемного капитала, а намерено развивать деятельность лишь за счет собственных ресурсов.

Если финансирование деятельности предприятия происходит за счет увеличения собственного капитала путем дополнительной эмиссии акций и/или изменяются в сравнении с отчетным годом  коэффициенты , , (хотя бы один из них), то используется так называемая модель SGR при изменяющихся предположениях ):

                                     (6)

где – величина собственного капитала в базовом (отчетном) году;

 – выручка от продаж  в базовом (отчетном) году;

 – плановые поступления от  эмиссии акций;

Див – сумма планируемых  к выплате дивидендов.

Модель SGR является жестко детерминированной факторной моделью, устанавливающей зависимость между  темпом прироста экономического потенциала предприятия, выражающегося в наращивании  объемов производства, и основными  факторами, его определяющими. Эти  факторы дают обобщенную и комплексную  характеристику различных сторон финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, а именно:

1) производственной — показатель (ресурсоотдача);

2) финансовой — показатель (структура источников средств);

3)положения предприятия на товарных рынках — показатель (рентабельность продаж);

4) взаимоотношения владельцев и управленческого персонала — показатель (дивидендная политика).

Любое   предприятие ,  устойчиво   функционирующее  в течении определенного периода, имеет вполне сложившиеся значение выделенных факторов, а также тенденции их изменения. Если ориентироваться на текущие их значения, то есть, не менять сложившуюся структуру активов, источников средств, использования прибыли, то темп прироста объемов производства предопределен и может быть рассчитан по формуле. Если же владельцы и руководство предприятия намерены наращивать свой потенциал более высокими темпами, они могут сделать это за счет одного или нескольких факторов:

Информация о работе Теоретические аспекты антикризисного управления