Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 09:19, курсовая работа
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое определение понятию кредитоспособности заемщика и рассмотреть его основные элементы;
2. изучить методику оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица;
3. проанализировать экономическую информацию и систему исходных аналитических данных для оценки финансового состояния заемщика;
4. рассмотреть систему финансовых показателей как индикаторов состояния кредитоспособности заемщика;
5. изучить практические аспекты оценки кредитоспособности предприятия на примере ООО «Пасифик стрэйд»;
6. рассмотреть основные направления совершенствования методов оценки кредитоспособности.
Введение
В настоящее время в отечественной практике не существует единой и универсальной методики оценки кредитоспособности заемщика. Ее формирование представляется затруднительным, так как оценка кредитного качества предполагает анализ широкого круга количественных и качественных показателей. Между тем разработка и совершенствование собственной системы оценки кредитоспособности клиентов является важной задачей каждой кредитной организации, которая стремится работать с устойчивыми надежными партнерами.
На определенном этапе производственного процесса, практически все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.е. возникает необходимость в привлечении заемного капитала. Одно из возможных решений в такой ситуации – получение банковского кредита. Учитывая сложную и нестабильную экономическую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в России и то, что многие хозяйствующие субъекты не соответствуют критериям кредитоспособности, тема комплексной оценки финансового состояния заемщика приобретает все большую актуальность.
В условиях экономической нестабильности, обеспечение безопасности банковской деятельности становится одной из первых задач, которую необходимо решать любому банку. Практика свидетельствует, что неправильно выстроенная кредитная политика, неадекватная оценка кредитных рисков приводили к серьезным проблемам и даже банкротству финансово-кредитных учреждений.
Сегодня, проблема невозвратов по кредитам не является преувеличенной. Статистика показывает, что доля невыплаченных кредитов в кредитном портфеле банков имеет тенденцию к увеличению, что заставляет кредитные организации всерьез задуматься о будущем качестве своих кредитных портфелей. Главный способ борьбы с невозвратами – правильно построенная процедура оценки финансового состояния заемщика.
В условиях усиления банковской активности и нарастающей конкуренции между ними, нельзя не принимать во внимание стремление банков наращивать свой кредитный портфель, привлекая потенциальных заемщиков за счет облегченных условий кредитования (отсутствие залога, поручителей, минимальный пакет необходимых документов), что привлекает заемщиков, но в то же время увеличивает кредитные риски для банка. С другой стороны, длительная процедура оценки кредитоспособности заемщика с предоставлением объемного пакета документов значительно снижает риск невозврата, но может отпугнуть вполне кредитоспособных заемщиков от услуг таких банков. В этих условиях наличие гибкой и надежной системы оценки кредитоспособности может стать универсальным инструментом отсеивания сомнительных заемщиков, снижения кредитных рисков и в то же время склонить потенциального заемщика к использованию услуг банка. Это в свою очередь подчеркивает важное прикладное значение темы исследования.
Объектом исследования является оценка кредитоспособности заемщика – юридического лица, как основная процедура определения уровня риска при принятии решения о выдачи кредита.
Предмет исследования – общество с ограниченной ответственностью «Пасифик стрэйд»
Целью данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов оценки кредитоспособности заемщика на примере ООО «Пасифик стрэйд».
Для этого решаются следующие задачи:
1. дать экономическое
2. изучить методику оценки
3. проанализировать
экономическую информацию и
4. рассмотреть
систему финансовых
5. изучить
практические аспекты оценки
кредитоспособности
6. рассмотреть
основные направления
Основные методы исследования, применяемые в работе: метод сравнения, статистический метод. Широко применяется комплекс методов финансово-экономического анализа.
Тема оценки кредитоспособности заемщика широко изучена как российскими, так и зарубежными авторами. Наиболее известные из них: Ральф Тиффин (глава компании McLachlan and Tiffin, преподает теорию и практику финансов в институте Хоксмер, Великобритания); Макрк Томас (известный финансовый консультант, занимается вопросами бизнес-стратегий); Минко В.Е. (доктор экон. наук проф.); Викулин А.С. (доктор экон. наук проф).
Глава 1. Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица
1.1 Экономическое понятие
Кредитоспособность заемщика юридического лица – это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в
будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика1. При толковании термина «кредитоспособность заемщика» учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки; его деловая репутация; наличие обеспечения; способность заемщика получать доход – генерировать денежные потоки. Рассмотрим указанные элементы кредитоспособности более детально.
Правоспособность - это признанная государством способность юридических лиц иметь права и нести обязанности, предусмотренные и допускаемые законом.
Дееспособность - это правомочность заемщика к получению кредита. Это предполагает не только наличие устава, свидетельства о регистрации предприятия. лицензии на тот или иной вид деятельности, согласие членов партнерства или учредительный договор и другие документы, но и характеризуется отсутствием каких-либо ограничений и запретов на самостоятельность предприятия как юридического лица.
Деловая репутация – это своего рода моральная основа кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связана с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей предприятия предвидеть изменения экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство и т. д. Сложность составляет измерение и оценка подобных факторов, ибо представить их значение в цифрах невозможно.
Кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организаций, содержанию кредитной истории2.
В рамках данного раздела изучения кредитоспособности необходимо обозначить основные отличия понятия кредитоспособность и платежеспособность. Платежеспособность подразумевает способность организации расплачиваться по всем видам обязательств, в то время как кредитоспособность подразумевает способность расплатиться лишь по кредитным обязательствам. Платежеспособность – возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящий момент, кредитоспособность – прогноз такой способности на будущее.
Кредитоспособность заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а прогнозирует способность предприятия к погашению долга на перспективу3. Степень платежеспособности хозяйствующего субъекта в прошлом является одним из формальных показателей, на который опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некридитоспособности клиента.
Сравнив эти два понятия, можно заключить, что они близки по смыслу и неразрывно связаны друг с другом. Но понятие кредитоспособности является более узким и в то же время емким, вмещающим в себя комплекс ключевых факторов, без которых теряет смысл.
1.2 Система оценки
В настоящее время в мире не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки используют различные системы анализа кредитоспособности заемщика. Перечень показателей, используемых для анализа финансового состояния заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли, сферы деятельности заемщика, задач анализа, с учетом всей имеющейся информации. Единственным нормативным документом, где рекомендуется оценивать финансовое положение заемщика с помощью рейтинговой системы является Положение Банка России № 254-П, где приводится лишь примерная информация для анализа финансового состояния заемщика – юридического лица. Как сказано ранее, основным показателем кредитоспособности заемщика является его кредитный рейтинг4. При присвоении кредитного рейтинга банки ранжируют заемщиков по различным классам. Необходимое количество классов определяется банком самостоятельно.
Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому огромное значение имеет разработка современной методологической базы оценки кредитоспособности, а также совершенствование системы контроля и оценки кредитных рисков. Отметим различие в понятиях «платежеспособность» и «кредитоспособность».
Платежеспособность клиента — это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.
Кредитоспособность же характеризует лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.
В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия существуют в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность клиента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платежеспособности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного имущества, а также за счет средств гаранта (поручителя).
Итогом оценки кредитной заявки должно быть:
— формулирование выводов о кредитоспособности заемщика;
— определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.
Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме. Вместе с тем, процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.
Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:
1) качество управления компанией (уровень менеджмента);
2) характер кредитуемой сделки;
3) опыт
работы банка с данным
4) состояние отрасли и региона, конкурентоспособность клиента, положение конкретного клиента в указанной отрасли;
5) финансовое положение клиента;
6) возможность
предоставления клиентом
Руководство должно обладать достаточно высокой компетенцией и опытом, чтобы ставить реалистичные финансовые цели и задачи.
Опыт работы банка с клиентом (характер взаимоотношений с клиентом). Прежде всего, кредитный инспектор должен оценить прочность взаимоотношений банка с клиентом и его историю. К факторам, которые нужно проанализировать при оценке характера взаимоотношений банка с клиентом, относятся:
— длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, предоставлению банком клиенту других продуктов, имеющих кредитные риски, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг (продуктов);
— количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, гарантий и др., суммы оборотов по счетам, суммы депозитов и др.);
Информация о работе Теоретические основы оценки кредитоспособности заемщика – юридического лица