Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение сущности, содержания, принципов и назначения управленческого учета, как информационной базы принятия управленческих решений.
Для достижения цели в процессе рассмотрения работы должны быть решены следующие задачи:
1) определить понятие, содержание и назначения управленческого учетного процесса;
2) рассмотреть цели и принципы управленческого учета ;
3) изучить основные понятия процесса принятия управленческого решения.
4) анализ сущности процесса принятия управленческого решения.
5) исследовать управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
§ 1 Теоретические основы управленческого учёта
§ 2 Приемы и методы управленческого учёта в принятии управленческих решений
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
§ 1 Принятие решений в сфере сбыта
§ 2 Учёт и принятие решений по закупкам в торгово-закупочной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

моя!!!.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

В краткосрочном периоде отдельные факторы производства не изменяются: их называют постоянными (фиксированными) факторами. К ним, как правило, относятся такие ресурсы, как промышленные здания, станки, оборудование. Однако это может быть и земля, услуги менеджеров и квалифицированных кадров. Экономические ресурсы, которые меняются в процессе производства, считают переменными факторами. В среднесрочном периоде могут меняться все вводимые факторы производства, но базовые технологии остаются без изменений. В ходе же долгосрочного периода могут изменяться и базовые технологии.11

Процесс управления предприятием невозможен без четкой его организации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности и без нее обычно не работают ни планы, ни программы. В процессе организации формируются структуры управления, места и сферы возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление и поведение лица.

По местам возникновения затраты группируются и учитываются в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Учет по центрам ответственности "привязывает" учет затрат к организационной структуре предприятия. Данная группировка затрат напрямую зависит от действующей организационной структуры.

Финансово-сбытовая деятельность как часть общей системы производства сопровождается затратами.

В состав этой категории затрат входят:

- затраты, связанные со сбытом  продукции;

- комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим  посредническим предприятиям;

- затраты на сбор и распространение  текущей маркетинговой информации;

- затраты по маркетинговым исследованиям;

- оплата маркетинговых услуг  сторонних фирм;

- рекламные расходы;

- представительские расходы;

- другие расходы, связанные с  финансово-сбытовой деятельностью. Затраты, связанные со сбытом  продукции, состоят из:

- услуг вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковки; стоимости тары, приобретенной на стороне; расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимости упаковки изделий сторонними организациями в случаях, когда стоимость тары и упаковки не оплачивается дополнительно покупателем;

- содержания складов готовой  продукции, амортизации складских  помещений, погрузо-разгрузочных машин  и оборудования (кранов, электрооборудования  и т.п.), заработной платы работников  складов;

- транспортных расходов по доставке  продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны, контейнеры, суда; оплаты услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, если цена устанавливается франко-станция отправления; оплаты железнодорожного тарифа или водного фрахта или других транспортных издержек, если цена установлена Франко-станция назначения. Комиссионные сборы (отчисления) уплачиваются оптовым сбытовым или другим посредническим предприятиям в соответствии с договорами для расширения рынков сбыта и объема продаж.12

Затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации — услуги сторонних организаций по сбору внешней информации; расходы на содержание дистрибьюторов, розничных торговцев и других лиц, занимающихся сбором информации о конкурентах; время (заработная плата), затраченное на чтение книг, журналов и других специализированных изданий, на беседы с клиентами, поставщиками и др.; материальное стимулирование за предоставление важных сведений; содержание специальных отделов. Затраты по маркетинговым исследованиям состоят из затрат по исследованию потребительских мотиваций, рекламных текстов, эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определения каналов сбыта, изучения тенденций деловой активности, операций долгосрочного и краткосрочного прогнозирования. Эти услуги могут быть выполнены специализированными фирмами или отделом предприятия.

Расходы по рекламе — затраты на рекламную деятельность: стоимость рекламных обращений, включающая расходы по охвату лиц, частоте появления рекламы; стоимость конкретных носителей рекламы; стоимость средств стимулирования сбыта — образцы, купоны, упаковки по льготной цене, зачетные талоны и премии; участие в выставках, ярмарках, организация и участие в профессиональных встречах, экспозициях, демонстрациях товаров и др.

Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий и организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием взаимовыгодного сотрудничества; посещение культурно-зрелищных мероприятий; буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплата услуг лиц для переговоров, не состоящих в штате; транспортное обеспечение во время мероприятий.

В состав других расходов входят затраты на содержание финансово-сбытового отдела — заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, телефонные расходы и др.; содержание торговых представительств — заработная плата с начислениями сотрудников, аренда помещений, телефаксные и другие расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов — торговых знаков, марок и т.п.; другие расходы.13

Релевантные финансовые затраты представляют собой будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения. Принимаются во внимание только приростные движения денежной наличности.

Объектом анализа затрат при принятии управленческих решений может быть весь объем произведенной продукции, объем реализованной продукции, отдельные виды продукции, отдельные виды производств, центры, отдельные технологические процессы и операции.

Одним из факторов, оказывающих влияние на величину затрат, является изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества.

Относительная экономия на условно-постоянных затратах может быть определена по формуле:

ЭП = ТПР * ПС / 100 (1)

где

ЭП — экономия условно-постоянных затрат;

ПС — сумма условно-постоянных затрат в базисном году;

ТПР — темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом, %.

Относительное изменение амортизационных отчислений можно рассчитать исходя из того, что часть амортизационных отчислений не включается в себестоимость продукции, а возмещается за счет других источников, общая сумма амортизации может уменьшатся.

При этом общую экономию за счет амортизационных отчислений можно рассчитать по формуле:

Эа = (А0К / ТП0 - А1К / ТП1) * ТП1 (2)

где

Эа — экономия в связи с относительным снижением амортизационных отчислений;

А0, А1 — сумма амортизационных отчислений в базисном и отчетном году;

К — коэффициент, учитывающий величину амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции в базисном году;

ТП0, ТП1 — объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важнейших факторов, влияющих на уровень затрат на производство. Влияние изменений структуры продукции можно проанализировать по переменным расходам, по статьям типовой калькуляции. Расчет влияния структурных сдвигов в составе продукции на величину затрат следует увязать с показателями повышения производительности труда.

На величину затрат производства оказывают влияние отраслевые факторы. К ним можно отнести следующие: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовку и освоение производства на действующих предприятиях, прочие факторы.

Значительные резервы заложены в снижении затрат на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехами объектам. Расчет суммы изменения затрат осуществляется по формуле:

ЭП = (С1 / ТП1 - С0 / ТП0) * ТП1 (3)

где

ЭП — изменение суммы затрат на подготовку и освоение производства;

С1, С0 — сумма затрат базисного и отчетного года.

В целях принятия эффективных управленческих решений важной составляющей управленческого анализа является структурный анализ затрат по элементам. Он, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов снижения затрат.

Таким образом, перед промышленными предприятиями стоят достаточно серьезные задачи и для успешной их реализации необходимо иметь рационально организованный управленческий анализ, который имеет важное значение для обоснования мероприятий по оптимизации себестоимости продукции. Это будет обеспечено за счет надлежащего учета и контроля над процессами заготовки и переработки сырья и за счет функций управления, направленных на контролирование расхода материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Следовательно, невозможно привести перечень релевантных затрат, он будет различен для каждого конкретного случая. Однако в каждой ситуации нужно руководствоваться принципом: релевантные издержки — это будущие издержки, которые изменяются в зависимости от выбранного варианта решения.

 

§ 2 Учёт и принятие решений по закупкам в торгово-закупочной деятельности

 

Процесс принятия управленческого решения о закупках товаров включает в себя пять основных этапов.

Начальная фаза разработки управленческого решения связана с формулировкой проблемы, побуждающей фирму приобретать тот или иной товар. Важно иметь в виду, что инициатива при закупках обычно принадлежит покупателю. "Закупочный центр" - группа лиц, которые в той или иной степени участвуют в выработке и принятии решения о закупках товаров.

Данная группа формируется по мере того, как возникает задача новой закупки. Каждый из участников выполняет свою специфическую роль. В числе потенциальных членов группы закупки могут рассматриваться три прямых и два косвенных субъекта.

Участники “закупочного центра” судят о возникновении таких проблем, прежде всего по некоторым формальным признакам-основаниям. Среди них такие достаточно стандартные ситуации, как исчерпание производственных запасов; выход из строя оборудования по причине физического или морального износа; изменения в структуре и объемах материалопотребления по причине изменения параметров производственной программы.

На данном этапе основное значение имеет тип покупки товара:

- обычная (восполнение регулярно  потребляемых сырья, материалов  и изделий);

- разовая (в основном это касается  замены вышедшего из строя  или устаревшего оборудования, приобретения  технически сложной продукции, мебели, инвентаря и т.п.);

- уникальная (принципиальная замена производственной технологии, оборудования вновь вводимых административных помещений и т.д.).

Большое влияние на формулировку проблемы способен оказать продавец товара. Представитель фирмы-изготовителя или торгующей организации может побудить покупателя к осуществлению закупки путем активного целенаправленного воздействия на его сознание. Это достигается демонстрацией товара с акцентированием внимания на его особых достоинствах. Доказывая, что предлагаемый образец техники, например, работает более производительно, стоит относительно недорого, требует относительно небольших затрат и усилий по наладке и вводу в действие (монтажу и т.п.), обеспечивает в конечном счете высокую экономическую эффективность (рентабельность), продавец создает дополнительный мотив закупки, т.е. участвует в формулировке проблемы фирмы-покупателя.14

На втором этапе происходит распределение компетенции между участниками “закупочного центра”. Здесь, в зависимости от типа покупки, функция разработки решения закрепляется за соответствующим действующим лицом. Принцип распределения полномочий предполагает обязательный учет типа закупки. Общее правило состоит в том, что обычные покупки входят в компетенцию службы снабжения, разовые - производственно-технологической и инженерной службы, а уникальные относятся к компетенции руководителя.

Предметом третьего этапа разработки решения о закупке является анализ внутренних резервов предприятия и исследование внешней информации о конъюнктуре рынка соответствующего товара. Внутренние резервы фирмы в некоторых случаях позволяют решить проблему, сформулированную на первом этапе различными способами. Так, например, отдельные вопросы связаны с ремонтом вышедших из строя изделий, который в данном случае рассматривается, как альтернатива закупке нового оборудования.

В случае, когда необходимость приобретения товара признается безусловной, участники “закупочного центра” приступают к исследованию коммерческой информации. Источниками ее служат:

- представители фирм-продавцов (изготовителей  и посредников);

- технический персонал своей  фирмы и других фирм;

- коммерческое руководство и  персонал служб закупок других  фирм;

Информация о работе Управленческий учет и его роль в принятии управленческих решений