Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 02:17, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов.

Файлы: 1 файл

ксюха менеджмент.docx

— 65.98 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования Российской Федерации

 
Московская государственная технологическая академия  
 
Кафедра ФИНАНСЫ И КРЕДИТ  
 
КУРСОВАЯ РАБОТА  
По дисциплине: «Финансовый менеджмент»  
Тема: «Управление активами предприятия» 

Выполнил: 
Студент з/о 
Шифр:101-Ф-02 
Специальность:0604 
Акатьева И.Г. 
 
Проверил:

Москва ,2003.  
Содержание 

 
Введение………………………………………………………………..3  
 
Введение  
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. 
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. 
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. 
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении. 
 
I .Сущность управления активами. Их классификация.  
1. Управление активами - деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств. 
Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами. 
Главная цель системы управления активами - добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов. 
Основные задачи и принципы управления активами предприятия: 
- Увеличение активов. Любое увеличение активов означает использование фондов. 
- Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно должно другим: банковские займы, выплата поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов. 
- Текущие активы используются в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве оборотного капитала, проходят определенный цикл. Ликвидные активы используются для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую продукцию; продукция продается в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются и инкассируются, превращаясь в ликвидные активы. 
- Эффективное использование оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного капитала, могут быть направлены на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для приобретения основного капитала или выплачены в виде доходов владельцам. Один из способов экономии оборотного капитала заключается в совершенствовании управления материально-техническими ресурсами (запасами) посредством: 
планирования закупок необходимых материалов; 
введения жестких производственных систем; 
использования современных складов; 
совершенствования прогнозирования спроса; 
быстрой доставки. 
Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате. 
Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.] 
- Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку “плюсы” добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью. 
Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования. 
2. Классификация активов предприятия.  
1. По форме функционирования: 
- материальные 
- нематериальные 
- финансовые 
2. По характеру участия в производственном процессе: 
- оборотные (текущие) 
- внеоборотные 
3.В зависимости от источников формирования: 
- валовые 
- чистые 
4. В зависимости от права собственности: 
- собственные 
- арендуемые (лизинг) 
5. по степени ликвидности: 
- абсолютно ликвидные (денежные активы фирмы) 
-высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность) 
- среднеликвидные (запасы готовой продукции, дебиторская задолженность) 
- слаболиквидные (внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения) 
- неликвидные (безнадежная дебиторская задолженность, убытки). 
 
Капитал фирмы существует в двух основных формах: основного капитала и оборотного капитала. Основной капитал характеризует ту часть используемого фирмой капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов. В состав внеоборотных активов входят: 
-нематериальные активы 
-основные средства 
- незавершенное строительство 
-доходные вложения в материальные ценности 
-долгосрочные финансовые вложения 
- прочие нематериальные активы. 
 
3. Характеристика активов  
3.1. Нематериальные активы - активы предприятия, не имеющие вещественной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности. К данному виду активов относятся: 
- деловая репутация фирмы – «гудвилл» (Разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли ( в сравнении со среднеотраслевым уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, применения новых технологий и т.п.) Гудвилл – это в широком смысле преимущества, которые получает компания при покупке уже существующего предприятия. Эти преимущества могут быть связаны с наличием постоянной клиентуры, выгодным географическим положением, квалифицированной командой менеджеров и т.д.Гудвиллвозникает в момент покупки и появляется только в балансе покупателя как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой его отдельных активов за вычетом обязательств. Расчет величины гудвилла часто представляет собой известную проблему, так как в качестве стоимости отдельных активов, как правило, используется их рыночная (а не балансовая) стоимость. 
- патенты, авторские права и торговые марки, 
- права собственности на арендованное имущество и его усовершенствование, 
- права на разработку и затраты на разработку природных ресурсов, 
- формулы, технологии и образцы (например, программное обеспечение), 
- ноу-хау – совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания. Накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованных. 
- товарный знак – эмблема, рисунок, символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащие для отличия товаров данного изготовления от других аналогичных товаров, 
- лицензии, 
- другие аналогичные виды имущественных ценностей организации. 
В последнее время для предприятия все больше значение приобретает такой вид имущества как нематериальные активы. Это обусловлено бурно развивающимися процессами поглощения одних предприятий другими, существенными изменениями в технологии производства товаров и услуг, возрастанием роли информационных технологий. 
Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг. 
3.2. Основные средства  
Это часть имущества предпринимательской фирмы, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. 
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете по их первоначальной стоимости, т.е. по сумму затрат на их изготовление или приобретение, на транспортировку, монтаж и других затрат, связанных с вводом в действие основных фондов. Первоначальная стоимость основных средств определяется по формуле:  
Сп= Зоб+ Зт+ Зм, 
где , Зоб– стоимость приобретаемого объекта; 
Зт- затраты на транспортировку; 
Зм– затраты по монтажу или на строительные работы. 
К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течении периода, превышающего 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и другие основные средства. 
К основным средствам также относятся капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, земля, недра и другие природные ресурсы). 
Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях – в составе малоценных предметов и других ценностей: 
а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; 
б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера (для бюджетных организаций 50-кратного) МРОТ за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости; 
в) следующие предметы, независимо от их стоимости и срока полезного использования: орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и др.), специальные инструменты и специальные приспособления целевого характера, специальная одежда, специальная обувь, а также нательные принадлежности: фирменная одежда, предназначенная для выдачи работникам организации; одежда и обувь в организациях здравоохранения, просвещения и других, состоящих на бюджете; временные (нетитульные) сооружения, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, бензозаправки) и другие. 
В различных отраслях экономики структура основных средств может значительно отличаться, так как она отражает техническую оснащенность, особенности технологии, специализации и организации производства в этих отраслях. 
3.3. Незавершенное производство.  
Это стоимость сырья основных и вспомогательных материалов, топлива, передаваемых из склада в цех и вступивших в технологический процесс, затраты на оплату труда, расходов на электроэнергию, воду, пара и др. В результате расходы незавершенного производства складываются из стоимости незаконченной продукции, полуфабрикатов собственного производства, а также готовой продукции, не принятой службой технического контроля. 
Величина незавершенного производства зависит от четырех факторов: объема и состава производимой продукции, длительности производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат в процессе производства. Первые три фактора влияют на объем незавершенного производства прямо пропорционально. При этом длительность производственного цикла, в свою очередь, определяется временем: производственного процесса; воздействия на полуфабрикаты физико-химических, термических и электрохимических процессов (технологический запас в производстве); транспортировки полуфабрикатов внутри цеха, а также готовой продукции на склад (транспортный запас в производстве); накопление полуфабрикатов перед началом следующей операции (оборотный запас в производстве); анализа полуфабрикатов и готовой продукции , нахождения полуфабрикатов в запасе для гарантии непрерывности процесса производства (страховой запас в производстве). 
Максимально возможное сокращение указанных видов запасов в незавершенном производстве способствует улучшению использования оборотных за счет сокращения длительности производственного цикла. 
При непрерывном процессе производства длительность производственного цикла исчисляется с момента запуска сырья и материалов в производство до выхода готовой продукции. 
В целом по предприятию определяется средняя длительность производственного цикла методом средневзвешенного показателя т.е. путем умножения длительности производственных циклов по отдельным продуктам или большинству из них на их себестоимость. 
При определении воздействия на объем незавершенного производства четвертого фактора, т.е. характера нарастания затрат, все затраты в процессе производства подразделяются на единовременные, т.е. затраты в начале производственного цикла (сырье, основные материалы и др.), и нарастающие (топливо, пар, вода, энергия, затраты труда, амортизация и др.). Нарастание затрат в процессе производства может происходить равномерно и неравномерно. 
В том и другом случае процесс нарастания затрат определяется с помощью коэффициента нарастания затрат. При равномерном нарастании затрат коэффициент исчисляется по формуле: К = Фе+ 0.5Фн/Фе+ Фн. 
Где Фе– единовременные затраты, Фн– нарастающие затраты. 
При этом средняя стоимость изделия в незавершенном производство исчисляется как сумма всех единовременных затрат и половины нарастающих затрат. 
При неравномерном нарастании затрат по дням производственного цикла коэффициент нарастания затрат определяется по формуле: К = С/П, 
где С- средняя стоимость изделия незавершенного производства, П – производственная себестоимость изделия. 
3.4 Доходные вложения в материальные ценности.  
Это стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду по договору лизинга, и стоимость имущества, переданного по договору проката. 
3.4.1. Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную дату, на определенный срок и на определенных условиях по договору с правом выкупа имущества лизингополучателем. 
По законодательству РФ предметом лизинга могут быть любые неупотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. К регулируемым федеральным законом основным формам лизинга относятся внутренний и международный лизинги. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель, продавец являются резидентами РФ. Внутренний лизинг регулируется федеральным законодательством РФ. При осуществлении международного лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются нерезидентами РФ. 
К регулируемым федеральным законом основным типам лизинга относятся: 
долгосрочный лизинг- лизинг, осуществляемый в течении трех и более лет; 
среднесрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течении от полутора до трех лет; 
краткосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет. 
К основным видам лизинга относят: 
- финансовый 
-возвратный 
-оперативный 
Финансовый лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное пользование и владение. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, если иное им не предусмотрено. 
Возвратный лизинг - разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель. 
Оперативный лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга не может быть передан в лизинг неоднократно в течении полного срока амортизации предмета лизинга. 
3.5. Долгосрочные финансовые вложения.  
Долгосрочные финансовые вложения представляют собой затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, на приобретение акций, облигаций на долговременной основе. Они включают в себя инвестиции фирмы в дочерние и зависимые общества, а также в другие организации, займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев. 
3.5.1. Инвестиции - денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли, дохода и достижения положительного социального эффекта. Различают инвестиции в основные средства (капитал0 – капиталовложение или реальные инвестиции, инвестиции в ценные бумаги – портфельные инвестиции, инвестиции в государственные, частные и иностранные. 
С позиции финансов фирмы инвестиции – это активы (средства) фирмы, вкладываемые в хозяйственную деятельность с целью получения доходов. 
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и позволяют решать такие задачи, как: 
- расширение собственной предпринимательской деятельности на основе накопления финансовых и материальных ресурсов; 
- приобретение новых предприятий; 
- диверсификация деятельности за счет освоения новых областей бизнеса; 
Основная цель осуществления инвестиции - получение дохода и выгоды. При этом выгодой необходимо понимать не только получение предпринимательской фирмой дополнительной прибыли, но и сохранение достигнутого уровня рентабельности, снижения возможных убытков, расширение круга потребителей продукции, расширение имеющихся и завоевание новых рынков сбыта продукции и т.п. Объектами инвестиционной деятельности в РФ выступают: 
- вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства РФ; 
- ценные бумаги; 
- целевые денежные вклады; 
- научно-техническая продукция; 
- другие объекты собственности; 
- имущественные права; 
- права на интеллектуальную собственность. 
 
3.5.2. Управление инвестициями. 
Управление инвестициями представляет собой процесс управления всеми направлениями и аспектами инвестиционной деятельности. 
Управление инвестициями включает: 
- управление инвестиционной деятельностью на государственном уровне, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами; 
- управление отдельными инвестиционными проектами, которое включает в себя деятельность по планированию. Организации, координации, контролю в течении всего жизненного цикла инвестиционного проекта путем применения системы современных методов и техники управления. 
- управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта – предпринимательской фирмы, которое предполагает выбор объектов инвестирования и контроль за протеканием процесса инвестирования. 
На уровне предпринимательской фирмы управление инвестиционной деятельностью направлено на обеспечение реализации наиболее эффективных форм вложений капитала и включает в себя несколько этапов. 

Первый этап управления инвестициями на уровне фирмы – это анализ инвестиционного климата страны, который включает в себя изучение данных о: 
- динамике валового внутреннего продукта, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; 
- динамике распределения национального дохода (накопления и потребление) 
- развитии приватизационных процессов; 
- изменении законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность; развитии отдельных инвестиционных рынков, в особенности денежного и фондового. 
Второй этап: - выбор конкретных направлений инвестиционной деятельности фирмы с учетом стратегии ее экономического финансового развития. На этом этапе фирма определяет отраслевую направленность своей инвестиционной деятельности, а также основные формы инвестирования на отдельных этапах деятельности. Отраслевая ориентация инвестиционной деятельности определяется на основе изучения инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики, которое включает анализ их конъюнктуры, динамики и перспектив потребностей общества в продукции этих отраслей. 
Третий этап – выбор конкретных объектов инвестирования, в результате которого анализируется текущее предложение на инвестиционном рынке, а затем отбираются отдельные реальные инвестиционные проекты и финансовые инструменты, которые соответствуют основным направлениям инвестиционной деятельности экономической стратегии предприятия. 
В процессе управления инвестициями предпринимательской фирме необходимо обеспечение высокой эффективности инвестиций, поэтому все объекты инвестирования, запланированные к реализации, анализируются с позиции их экономической эффективности. 
Четвертый этап - обеспечение ликвидности инвестиций. В процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы должны учитывать, что в результате изменения инвестиционного климата по отдельным объектам инвестирования может значительно снизиться ожидаемая доходность. В результате таких изменений необходимо своевременно принимать решение о выходе из отдельных инвестиционных программ и реинвестировании капитала. Поэтому по каждому объекту инвестирования первоначально должна быть оценена степень ликвидности инвестиций и предпочтение должно быть отдано тем из них, которые имеют наибольший потенциальный уровень ликвидности. 
Пятый уровень – определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и поиск источников их формирования. На этом этапе прогнозируется общая потребность в инвестиционных ресурсах, необходимых для осуществления инвестиционной деятельности фирмы в запланированных направлениях. Исходя из потребности в инвестиционных ресурсах, определяются источники их формирования. Принимается решение о привлечении заемных финансовых средств при недостатке собственных. 
Шестой этап управления инвестициями – управление инвестиционными рисками, возникающими в процессе осуществления фирмой инвестиционной деятельности. На этом этапе необходимо выявить риски, с которыми может столкнуться предприятие в процессе инвестирования по всем объектам инвестирования, и с учетом выявленных рисков разработать мероприятия, направленные на их минимизацию. 
3.6. Чистые активы  
Чистые активы, как термин введен ГК РФ для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовых форм. 
Стоимость чистых активов определяется по формуле: 
ЧА = А –Аиск– ЦФ – ПV- ПVI + ДБП + ФП, 
где ЧА – стоимость чистых активов на определенную дату, 
А – общая величина активов предприятия, 
Аиск– стоимость исключаемых из расчета активов, 
ЦФ – строка «Целевое финансирование» из четвертого раздела пассива баланса, 
ПV- пятый раздел пассива баланса «Долгосрочные пассивы», 
ПVI- шестой раздел пассива баланса «Краткосрочные пассивы», 
ДБП – строка «Доходы будущих периодов» из шестого раздела пассива баланса, 
ФП – строка «Фонд потребления» из шестого раздела пассива баланса. 
Активы. Которые исключаются из расчета: нематериальные активы, не используемые обществом в основной деятельности и не приносящие доход, не имеющие документального подтверждения (патента, лицензии, акта, договора) права на их владение, собственные акции, купленные у акционеров по балансовой стоимости, задолженность участников (учредителей) по их вкладам в уставной капитал. 
Таким образом, стоимость чистых активов показывает относительно реальную сумму собственных средств предприятия, организации, АО. 
3.7. Валовые активы  
Валовые активы– это вся совокупность активов предприятия, сформированных за счет собственного капитала и заемного. 
4. Формирование оборотных средств. Управление оборотными средствами.  
Оборотные средства являются составной частью имущества предприятия, состояние и эффективность их использования – одно из главных условий ее успешной деятельности. Оборотные средства последовательно принимают денежную, производительную и товарную формы, что соответствуетих делению на производственные фонды и фонды обращения. 
Оборотные производственные фонды функционируют в процессе производства, а фонды обращения – в процессе обращения. Т.е. реализации готовой продукции и приобретения товарно-материальных ценностей. Величина фондов обращения должна быть достаточной и не более того, что для обеспечения четкого и ритмичного процесса обращения. К оборотным производственным фондам относятся производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запасные части, малоценные и быстроизнашивающие предметы), незавершенное производство, расходы будущих периодов. 
Фонды обращения – это готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах. 
Основные фонды представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используют в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. К основным средствам относятся средства труда стоимостью свыше 500 тыс. руб. (с 1 июля 1994 г) за единицу и сроком службы более одного года. Допускается ежегодная корректировка указанного лимита (500 тыс.руб.) по состоянию на 1 января на годовой индекс инфляции. Стоимость основных фондов, за исключением земельных участков, частями, по мере из износа, переносится на стоимость продукции (услуги) и возвращается в процессе ее реализации. Этот процесс называется амортизацией. Денежные суммы, соответствующие снашиванию основных средств, накапливаются в амортизационном фонде. Амортизационный фонд, или денежный фонд возмещения, находится в постоянном движении. 
Оборотные средства фирмы, участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершают непрерывный кругооборот, при этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют натурально-вещественную форму. 
В первой фазе оборотные средства, имеющие первоначальную форму денежных средств, превращаются в производственные запасы, т.е. переходят из сферы обращения в сферу производства. Во второй фазе оборотные средства участвуют непосредственно в процессе производства и принимают форму незавершенного производства, полуфабрикатов и готовых изделий. Третья фаза кругооборота оборотных средств совершается вновь в сфере обращения. В результате реализации готовой продукции оборотные средства принимают форму денежных средств. Разница между поступившей денежной выручкой и первоначально затраченными денежными средствами определяет величину денежных накоплений предприятия, таким образом, совершая полный кругооборот, оборотные средства функционируют на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обращения. 
Оборотные средства предприятия выполняют две функции: производственную и расчетную. Выполняя производственную функцию, оборотные средства авансируются в оборотные производственные фонды, и таким образом, поддерживают непрерывность процесса производства и переносят свою стоимость на произведенный продукт. По завершении производства оборотные средства переходят в сферу обращения в виде фондов обращения, где выполняют вторую функцию, состоящую в превращении оборотных средств из товарной формы в денежную. 
Эффективность работы предприятия во многом зависит от ее обеспеченности оборотными средствами. Недостаток средств, авансированных на приобретение материальных запасов, может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы. Вместе с тем, излишнее отвлечение средств в запасы, превышающие действительную потребность, приводит к омертвлению ресурсов, неэффективному их использованию. 
В связи с тем, что оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия. Поэтому организация оборотных средств выступает важным элементом в процессе управления активами и включает: 
- определение состава и структуры оборотных средств; 
- установление потребности предприятия в оборотных средства; 
- определение источников формирования оборотных средств; 
- распоряжение оборотных средств; 
- ответственность за сохранность и эффективное использование оборотных средств. 
Под составом оборотных средств понимается совокупность, образующих оборотные средства производственные фонды и фонды обращения, т.е их размещение по отдельным элементам. В состав оборотных средств входят запасы товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность, средства в расчетах, денежные средства. 
4.1. Классификация оборотных средств.  
Целенаправленное управление оборотными средствами предприятия определяет необходимость их классификации, которая осуществляется на основании определенных принципов. 
4.1.1. По источникам формирования оборотные средства подразделяются насобственные и заемные. 
Собственные оборотные средства предприятия играют определяющую роль, так как обеспечивают финансовую устойчивость и оперативную самостоятельность хозяйствующего субъекта. Собственные оборотные средства приватизированных предприятий находятся в полном их распоряжении. Предприятия имеют право их продавать, передавать другим хозяйствующим субъектам, гражданам, сдавать в аренду. Первоначальное формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия и образования уставного капитала. 
Заемные средства, привлекаемые в виде банковских кредитов и других форм, покрывают дополнительную потребность фирмы в средствах. При этом главным критерием условий кредитования банком служит надежность финансового состояния предприятия и сценка ее финансовой устойчивости. 
4.1.2. Характеристика оборотных средств по видам: 
- запасы сырья, материалов, полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия. 
- запасы готовой продукции. Этот вид оборотных средств характеризует объем выходящих материальных потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. К этому виду оборотных средств обычно добавляют объем незавершенного производства. 
- дебиторская задолженность, которая характеризует сумму задолженности в пользу фирмы, представленную обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п. 
- денежные активы, к которым относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов. 
- прочие виды оборотных средств – оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных видов, если они отражаются в общей их сумме. 
4.1.3. По характеру участия в операционном процессе оборотные средства дифференцируются на: 
- оборотные средства, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (дебиторская задолженность, денежные активы), 
- оборотные средства, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов, полуфабрикатов). 
4.1.4. По периоду функционированияоборотных средств выделяют постоянную и переменную части оборотных средств. Постоянная часть оборотных средств представляет неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, целевого назначения. Таким образом, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных средств, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.  
Переменная часть оборотных средств представляет собой изменяющуюся часть , которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. 
4.2. Источники формирования оборотных средств.  
Источники формирования оборотных средств в значительной степени определяют эффективность их использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами, обусловленного специфическими особенностями кругооборота фондов в том или ином хозяйствующем субъекте, является важной задачей фирмы. Достаточный минимум собственных и заемных средств должен обеспечить непрерывность движения оборотного капитала на всех стадиях кругооборота, что удовлетворяет потребности производства в материальных и денежных ресурсах, а также обеспечивает своевременные и полные расчеты с поставщиками, банками, бюджетом и другими корреспондирующими звеньями. 
Основную роль в составе источников формирования играют собственные оборотные средства. Они служат источником покрытия запасов. Первоначальное формирование их происходит в момент создания предприятия. Источником собственных оборотных средств служат инвестиционные средства учредителей. В дальнейшем, по мере развития предпринимательской деятельности собственные оборотные средства пополняются за счет получаемой прибыли, выпуска ценных бумаг и операций на фондовом рынке, а также за счет дополнительно привлекаемых средств. 
Дополнительно привлекаемые средства не принадлежат не принадлежат предприятию, поэтому их нельзя отнести к собственным, однако они постоянно находятся в обороте и в сумме минимального остатка используются в качестве источника формирования собственных оборотных средств. К этим средствам относят : минимальная переходящая задолженность по оплате труда работникам предприятия, резерв предстоящих платежей, минимальная задолженность бюджету и внебюджетным фондам, минимальная задолженность покупателям по залогам за возвратную тару, средства кредиторов , поступающие в виде предоплаты за продукцию (товары, услуги) переходящие остатки фонда потребления. 
Дополнительно привлекаемые средства выступают источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста, т.е. разницы между их величиной на конец и начало предстоящего года. 
Недостаток собственных оборотных средств является, как правило, результатом недополучения незапланированной прибыли или неправомерного, нерационального использования оборотных средств (использование их не по назначению) и других негативных факторов. Недостаток собственных оборотных средств покрывается исключительно за счет средств самой предпринимательской фирмы, допустившей такое положение. Прежде всего, на покрытие недостатка направляется часть чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. 
Заемные средства в источниках формирования оборотного капитала в современных условиях приобретают все более важное и перспективное значение. Заемные средства покрывают временную дополнительную потребность предприятия в средствах. Привлечение заемных средств обусловлено характером производства, сложностями, возникающими при осуществлении расчетно-платежных операций и другими объективными и субъективными причинами. 
К заемным средствам относятся банковские и коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит. Заемные средства в виде банковских кредитов используются более эффективно, чес собственные оборотные средства, так как совершают более быстрый кругооборот, имеют более строгое целевое назначение, выдаются на строго обусловленный срок, сопровождаются взиманием банковского процента. Все это побуждает предприятие постоянно следить за движением заемных средств и результативностью их использования. 
Краткосрочные ссуды могут предоставляться не только коммерческими банками, но и финансово-кредитными компаниями, а также правительственными организациями. 
Наряду с финансированием оборотных средств в форме краткосрочного банковского кредитования широкое распространение в рыночной экономике получил коммерческий кредит. Фирма-покупатель, получив товарно-материальные ценности, недоплачивает их стоимость до установленного поставщиком срока платежа. Таким образом, на этот период поставщик предоставляет покупателю коммерческий кредит. 
В порядке привлечения заемных средств для покрытия потребности в оборотных средствах предприятие может выпустить в обращение такие долговые ценные бумаги, как облигации. Тем самым оформляются отношения займа между эмитентом и держателями облигаций. 
Заемные средства привлекаются не только в форме кредитов, займов и вкладов, но и в виде кредиторской задолженности, а также прочих средств, т.е. остатков фондов и резервов самой фирмы, временно не используемых по целевому назначению. К этой группе средств относятся суммы временно неиспользуемых амортизационного фонда, ремонтного фонда, резерва предстоящих платежей, финансового резерва, премиального и благотворительного фондов и др. Вовлекаться в оборот в качестве источников покрытия оборотных средств могут лишь остатки этих фондов на период времени, предшествующий их целевому использованию. 
4.3. Управление запасами.  
Производственные запасы включают в себя: сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Управление запасами представляет собой сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового и производственного менеджмента переплетаются. Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного, а следовательно и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами. 
В связи с различным характером функционирования их в процессе производства методы нормирования1отдельных элементов производственных запасов неодинаковы. 
Норматив оборотных средств, авансируемых в сырье, основные материал и покупные полуфабрикаты определяются по формуле: Н=РхД, 
Где Р- среднесуточный расход сырья, материалов и покупных полуфабрикатов; 
Д – норма запаса в днях. 
Среднесуточный расход по номенклатуре потребляемого сырья основных материалов и покупных полуфабрикатов исчисляется путем деления суммы их затрат за соответствующий квартал на число дней в квартале. 
4.4. Управление дебиторской задолженностью.  
В составе оборотных средств важным компонентом фондов обращения являются дебиторская задолженность и денежные средства. Средства в дебиторской задолженности свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота фирмы, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию. Дебиторская задолженность может быть допустимой, т.е. обусловленной действующей системой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. 
Существуют различные виды дебиторской задолженности: товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары и услуги, расчеты по полученным векселям, расчеты с дочерними предприятиями , с бюджетом, с персоналом по прочим операциям, авансы, выданные поставщиками подрядчикам, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал, расчеты с прочими дебиторами. 
Средства в товарах отгруженных составляют значительную долю в сей дебиторской задолженности на предприятиях, производящих продукцию. Средства в товарах отгруженных образуются неизбежно, татк как готовая продукция, находящаяся на складе, в установленные сроки отгружается потребителям. Однако в составе товаров отгруженных имеются неодинаковые по значению средства. Часть из них приходится на долю товаров отгруженных, сроки которых еще не наступили. Это положительное явление весьма быстротечно. По прошествии этих сроков и наличии по прежнему неплатежей средства предприятия принимают форму товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателем, или товаров отгруженных на ответственном хранении у покупателя. Последние две группы свидетельствуют об отсутствии средств у покупателя или об отказе последнего от оплаты расчетных документов. 
Для управления дебиторской задолженности предприятиям можно использовать следующие мероприятия: 
- Исключение из числа партнеров предприятия дебиторов с высоким уровнем риска. Эта мера приемлема как для развитых рыночных отношений, так и для периода становления и развития рынка. 
Для реализации данного метода управления дебиторской задолженностью, руководитель, ответственный за данное мероприятие , должен собрать информацию о клиентах-дебиторах и проанализировать ее , принять решение о предоставлении или об отказе в кредите. 
-Периодический пересмотр предельной суммы кредита. Определение предельных размеров предоставляемых кредитов должно исходить из финансовых возможностей предприятия, прогнозируемого числа получателей кредита и оценки уровня кредитного риска. Фиксированный максимальный предел суммы задолженности может быть дифференцирован по группам предстоящих дебиторов, исходя из финансового состояния отдельных клиентов. 
- Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами, поскольку ожидание оплаты «живыми деньгами» может обойтись гораздо дороже. 
- Формирование принципов осуществления расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период. Эти принципы должны быть дифференцированы по отношению к поставщикам сырья и материалов и покупателям готовой продукции и определять два основных направления: формирование приемлемых форм расчета с контрагентами. При формировании приемлемых форм расчета следует учитывать, что при покупке продукции наиболее эффективными являются расчеты с использованием векселей, а при продаже продукции – расчеты посредством аккредитива.2 
- Выявление финансовых возможностей предоставления фирмой товарного (коммерческого) или потребительского кредита. Осуществление этих форм кредита требует наличия у промышленного предприятия достаточных резервов высоколиквидных активов для обеспечения платежеспособности на случай несвоевременного выполнения контрагентами принятых на себя обязательств. 
-Определение возможной суммы оборотных средств, отвлекаемых в дебиторскую за долженность по товарному и потребительскому кредиту, а также по выданным авансам. Расчет этой суммы должен основываться на объеме закупки и продажи продукции; сложившейся практике кредитования партнеров, сумме оборотных активов предприятия, в том числе сформированных за счет собственных финансовых средств, формировании необходимого уровня высоколиквидных активов, обеспечивающих постоянную платежеспособность предприятия, правовых условиях дебиторской задолженности и др. 
- Формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности. В процессе формирования этих условий на фирме должна быть определена система мер, гарантирующих получение долга. К таким мерам относятся: оформление товарного кредита обеспеченным векселем, требование страхования дебиторами кредитов, предоставляемых на продолжительный период и др. 
- Формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства контрагентами-дебиторами. 
- Определение процедуры взыскания дебиторской задолженности. Эта процедура должна предусматривать сроки и форму предварительного и последующего напоминания контрагентам-дебиторам о дате платежа, возможность пролонгирования долга, срока и порядка взыскания долг и другие действия. 
- использование современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка РФ позволяют использовать предприятиям ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е перевод в другие формы оборотных активов предприятия (денежные активы, краткосрочные ценные бумаги). Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг, учет векселей, форфейтинг. 
4.5. Управление денежными средствами.  
В процессе кругооборота оборотные средства неизбежно меняют свою функциональную форму и в сфере обращения в результате реализации готовой продукции превращаются в денежные средства. Денежные средства в основном хранятся на расчетном (текущем) счете предприятия в банке, так как подавляющая часть расчетов производится в безналичном порядке. В небольших суммах денежные средства находятся в кассе предприятия. Кроме того, денежные средства покупателей могут находиться в аккредитивах и других формах расчетов до момента их окончания. 
Денежные средства – наиболее ликвидные активы и долго не задерживаются на данной стадии кругооборота. Однако в определенном размере они постоянно должны присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным. 
Управление денежными средствами осуществляется с помощью прогнозирования денежного потока, т.е. поступления (притока) и использования (оттока) денежных средств. Определение денежного притока и оттоков в условиях нестабильности и инфляции может быть весьма приблизительным и только на короткий период времени: месяц, квартал  
Рассчитывается величина предполагаемых поступлений денежных средств от реализации продукции с учетом среднего срока оплаты счетов и продажи в кредит. Учитывается также изменение дебиторской задолженности за избранный период, что может увеличивать или уменьшить приток денежных средств. Кроме того, определяется влияние внереализованных операций и прочих поступлении. 
Параллельно прогнозируется отток денежных средств т.е. предполагаемая оплата сетов за поступившие товары (услуги), а главным образом – погашенные кредиторские задолженности. Предусматриваются платежи в бюджет, налоговые органы и внебюджетные фонды. Выплаты дивидендов, процентов, оплата труда работников предприятия, возможные инвестиции и другие расходы. 
В итоге определяется разница между притоком и оттоком денежных средств – чистый денежный поток со знаком плюс или минус. Если сумма оттока превышает приток, то рассчитывается величина краткосрочного финансирования в виде банковской ссуды или других поступлений для того, чтобы обеспечить прогнозируемый денежный поток. 
Анализ и управление денежным потоком позволяют определить его оптимальный уровень, способность предприятия рассчитаться по своим текущим обязательствам и осуществлять инвестиционную деятельность. 
 
II. Методы оценки совокупных активов. Понятие целостного имущественного комплекса.  
Целостный имущественный комплекс представляет собой предприятие с законченным циклом производства и реализованной продукцией, размещенным на предоставленном ему земельном участке. 
 
В условиях рыночной экономики часто возникает необходимость в оценке совокупной стоимости активов как целостного имущественного комплекса при покупке предприятия, приватизации, залоге имущества при ипотечном кредитовании, страховании и при ликвидационной процедуре (банкротстве). 
Методы применяются при оценке стоимости активов как необходимо учитывать затраты труда по формированию структуры активов, структуры формирования управления профессиональными кадрами, эффективность работы предприятия. 
Методы оценки активов как целостного имущественного комплекса (ЦИК). 
Балансовой оценки 
- по фактической 
- восстановительной 
- стоимость производственных активов; 
В основе первого метода лежит расчет стоимости чистых активов сформированных только за счет собственных средств. См Приложение №1 
1.ЧАф= ОС+НМАост.ст.+НЗ+ЗТМЦ+(-) (ФА-ФО),где 
ОС – основные средства 
НМА – нематериальные активы 
НЗ – незавершенное капитальное строительство 
ЗТМЦ – затраты товарно материальных ценностей 
ФА – финансовые активы 
ФО – финансовые обязательства 
Чистые активы - это расчетная величина, определяемая как разность между стоимостью активов акционерного общества (АО) и его обязательствами 
Отсюда: ЧАф= 1621.1+91.7-(2562.4-940.8)=91.
2.Чистые активы корректируются на результаты переоценки 
 
Гудвилл - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов). Он считает, что указанное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п."3 
То есть, можно сделать вывод, что с точки зрения теории финансового менеджмента, гудвилл - это не только разница между стоимостью чистых активов и ценой продажи, но также и рыночной стоимостью предприятия на дату оценки:

 
GV=MA+IA-D-V, (1)

 
где: 
GV - гудвилл; 
МА - стоимость материальных активов; 
IА - стоимость нематериальных активов; 
D - стоимость заемного капитала; 
V - рыночная стоимость действующего предприятия. 
Если рыночная стоимость действующего предприятия ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным. 
Поскольку при свершившейся продаже предприятия гудвилл выступает в форме разницы между рыночной и балансовой стоимостью предприятия, то в этом случае определение его размера сложности не вызывает. Однако на стадии предварительной оценки стоимости целостного имущественного комплекса, как вполне справедливо считает И.А. Бланк, оценить гудвилл довольно сложно. В этой связи, отмечая, что для оценки гудвилла обычно используются два метода, он приводит две формулы его расчета.

 

 
где: 
Г - сумма гудвилла на основе оценки по фактической сумме прибыли или объему реализации продукции предприятия; 
 
Если полученный результат, поделить на коэффициент капитализации нематериальных активов, то мы найдем величину гудвилла. Этот метод называют казначейским, так впервые он был использован для подсчета гудвилла, который потеряли производители алкогольной продукции во время Сухого закона в 1920 году в Меморандуме Казначейства США А.Р.М 34. В последствии он применялся для расчета налогов при дарении и наследовании. 
 
.

 
Стоимость чистых материальных активов 
х 
Коэффициент капитализации чистых материальных активов 

Уровень нормализованной прибыли 

Избыточная прибыль 
х 
Коэффициент капитализации избыточной прибыли 

Гудвилл 

Стоимость чистых материальных активов 

Стоимость предприятия


 
Рис. 1. Алгоритм расчета гудвилла и стоимости собственного капитала (бизнеса)

 
Таким образом, стоимость компании равна стоимости материальных активов плюс гудвилл:

 
V=MA+GV, (3)

 
где:

 

 
МА - стоимость материальных активов; 
GV - гудвилл; 
NOI - чистый операционный доход; 
Re - коэффициент капитализации чистого дохода от основной деятельности; 
Rg - коэффициент капитализации нематериальных активов. 
Расчеты: 
 
2. Эффективность управления активами  
При анализе состояния компании важно определить, насколько эффективно менеджмент управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу предприятия можно судить о характере используемых компанией активов. Большая сумма накопленной амортизации по отношению к имеющимся недвижимому имуществу, машинам и оборудованию дает основания полагать, что у компании старое оборудование, требующее обновления. Если в балансе появились большие суммы денежных средств, можно предположить, что имеются излишние деньги, которые могли быть использованы с большей пользой. Для выявления тенденций в использовании имеющихся у компании ресурсов используется ряд коэффициентов, основанных на соотношении товарооборота и величины капитала, необходимого для обеспечения такого объема операций.

 

 

 

 

 
Приложение №1

 
Показатель эффективности управления активами на предприятии - фондорентабильность . 
 
В нашем примере он составил : 
 
стр090(ф2г3) 5307.6 
----------------- = --------- = 3.22 тыс. руб . 
стр020(ф1г4) 1650.0 
 
Фондорентабильность - показатель связанный с фондоотдачей и рентабельностью предприятия следующим образом : 
 
фондоотдача * рентабельность = фондорентабильность 
 
Фондоотдача известна ; рентабельность работы предприятия равна : 
 
стр090(ф2г3) 5307.6 
----------------- = --------- * 100 = 10.43% 
товарооборот 50865.0 
Отсюда : 
фондорентабильность = 30.83 * 0.1043 = 3.22 
 
Рентабельность целесообразно рассчитывать также по отдельным направлениям работы предприятия , в частности : 
рентабельность по основной деятельности 
 
стр050(ф2г3) 5447.7 
----------------- = -------- * 100 = 212.2 % 
стр040(ф2г4) 2567.3 
 
рентабельность основного капитала 
 
стр090(ф2г3) 5307.6 
------------------------------------- = -------------------- * 100 = 65.98 % . 
стр480(ф1г3) + стр480(ф1г4) 3972.6 + 4071.4 
 
Показатель периода окупаемости собственного капитала : 
 
[ стр480(ф1г3) + стр480(ф1г4) ] / 2 ( 3972.6 + 4071.4 ) / 2 
-------------------------------------------- = --------------------------- = 0.55 . 
стр090(ф2г3) - стр200(ф2г3) 5307.6 - 2036.2 
 
При анализе использования оборотных средств желательно рассчитывать показатели , характеризующие их оборачиваемость . Оборачиваемость средств в расчетах определяется как отношение выручки от реализации продукции ( работ , услуг ) к средней за период сумме расчетов с дебиторами , что составляет : 
 
стр010(ф2г3) 9765.0 
-------------------------------------------------------------------------------- = ---------------------------- 
[ стр199(ф1г3) + стр175(ф1г3) + стр199(ф1г4) + стр175(ф1г4) ] / 2 ( 261.0+340.0+213.6 ) / 2 
= 23.97 
23.97 - число оборотов 
При перерасчете этого показателя в дни ( в классическом варианте , когда анализируется работа предприятия за год , в расчете принимается 360 дней , но поскольку мы анализируем работу за квартал , в расчетах исходим из 90 дней ) получим : 
90 : 23.97 = 3.4 дня . 
Оборачиваемость производственных запасов определяется как отношение затрат на производство реализованной продукции ( работ , услуг ) к среднему за период итогу раздела 2 актива баланса , что составляет : 
 
стр040(ф2г4) 2567.3 
------------------------------------------- = ------------------ = 3.74 оборота . 
[ стр180(ф1г3) + стр180(ф1г4) ] / 2 ( 733.7 + 637 ) 
 
При перерасчете этого показателя в дни получаем : 
 
90 : 3.74 = 24.1 
 
Коэффициент покрытия, который называют также коэффициентом ликвидности . 
На начало периода : 
 
стр180(ф1г3) + стр330(ф1г3) 733.7 +6705.4 
--------------------------------------------------------- = ------------------ = 1.43 . 
стр770(ф1г3) - стр500(ф1г3) - стр510(ф1г3) 5197.2 
 
На конец периода : 
 
стр(ф1г4) + стр330(ф1г4) 637 + 2562.4 
--------------------------------------------------------- = ------------------ = 3.40 . 
стр770(ф1г4) - стр500(ф1г4) - стр510(ф1г4) 940.8 
 
Данный коэффициент показывает, в какой степени предприятие способно погасить свои текущие обязательства за счет оборотных средств . Нижним пределом коэффициента покрытия можно считать 1.0 . 
 
Коэффициент быстрой ликвидности равен : 
на начало периода : 
 
стр330(ф1г3) 6705.4 
---------------------------------------------------------- = ----------- = 1.29 , 
стр770(ф1г3) - стр500(ф1г3) - стр510(ф1г3) 5197.2 
 
на конец периода : 
 
стр330(ф1г4) 2562.4 
---------------------------------------------------------- = ----------- = 2.7 . 
стр770(ф1г4) - стр500(ф1г4) - стр510(ф1г4) 940.8 
 
Коэффициент абсолютной ликвидности - показывает возможность предприятия погасить свои обязательства немедленно , который равен : 
на начало периода : 
 
( стр280 + стр 290 + стр 310 )(ф1г3) 94 + 6271.4 
------------------------------------------------ = --------------- = 1.22 , 
стр770(ф1г3) 5197.2 
 
на конец периода : 
 
( стр280 + стр 290 + стр 310 )(ф1г4) 18.1 + 2533.1 
------------------------------------------------ = ------------------ = 2.7. 
стр770(ф1г4) 940.8 
 
На Западе считается достаточным иметь коэффициент ликвидности более 0.2 . В нашем случае коэффициент быстрой ликвидности вполне достаточен. 
 
Заключение  
 

 
 
Приобретение основных средств в обмен на другие не денежные активы.  
Согласно GAAP , существует три метода исчисления первоначальной стоимости таких активов: 
оценка по рыночной стоимости; 
экспертная оценка; 
оценка по остаточной стоимости или учетной стоимости. 
Согласно первому методу, полученные основные средства приходуются по рыночной стоимости передаваемых активов или по рыночной стоимости полученных активов в зависимости от того, какая из этих двух оценок более точная. 
Убыток от такой сделки отражается в учете в момент совершения сделки. 
Прибыль от бартерной сделки отражается в учете следующими тремя способами: 
2. Отражение прибыли от обмена производится в момент совершения сделки. Подобный способ применяется при обмене активов, различных по своей экономической сущности. 
3. Прибыль от обмена в учете не отражается. Этот метод применяется при обмене однородных по своей экономической природе активов без доплаты денег. Американский совет по стандартам финансового учета считает, что в случае, когда происходит обмен однородных активов без дополнительного движения денежных средств, прибыль не возникает и , следовательно, в учете не отражается, так как процесс такого обмена не ставит своей целью получения прибыли, а направлен лишь на изменение натурально-вещественного состава активов. 
4. Прибыль от обмена отражается в учете по частям. Этот метод применяется при обмене однородных по своей экономической природе активов с доплатой денег. Для подобных операций необходимо определить общую прибыль от сделки (разницы между рыночной стоимостью передаваемых активов и их остаточной стоимостью) и так называемую немедленно отражаемую прибыль. 
Немедленно отражаемая прибыль определяется следующим образом: сумма полученных денежных средств умножается на общую прибыль и делится на рыночную стоимость переданного актива . Разница между общей и немедленно отражаемой прибылью является отложенной прибылью. Первоначальная стоимость полученных основных средств равна разнице между их рыночной стоимостью и отложенной прибылью. 
Второй метод исчисления первоначальной стоимости активов, полученных в результате обмена, - экспертная оценка. При невозможности определения рыночной стоимости активов следует прибегнуть к услугам независимых оценщиков. 
Третий метод – оценка по остаточной лил по учетной стоимости передаваемого актива – применяется в случаях, когда невозможно, воспользоваться рыночной или экспертной оценкой. Совет по стандартам счита Третий метод – оценка по остаточной лил по учетной стоимости передаваемого актива – применяется в случаях, когда невозможно, воспользоваться рыночной или экспертной оценкой. Совет по стандартам считает применение учетной стоимости не менее удачным вариантом оценки. Предприятиям, использующим учетную стоимость при определении результатов обмена, необходимо раскрывать эту особенность в приложениях к отчетности. 
Эти же методы оценки активов применяются при безвозмездном получении активов и в случаях, когда активы поступают на предприятие в оплату акций (или взносов в уставный капитал). 
Оплата акций имуществом получила широкое распространение в России. При определении первоначальной стоимости подобных активов ( в том числе основных средств) в соответствии с GAAP следует пользоваться не договорными оценками (как это принято в российском учете), а рыночными стоимостями полученных активов. При отсутствии данных о рыночных ценах следует воспользоваться услугами оценщиков.Несоблюдение этих принципов оценки может привести к искажению размера оплаченного капитала предприятия. 
Специфическими видами материальных долгосрочных активов в американской учетной практике выступают земля и природные ресурсы. Эти активы принято отражать в балансе обособленно. 
Первоначальная стоимость земельного участка включает в себя покупную стоимость, комиссионные вознаграждения, расходы по переоформлению прав собственности, стоимость очистки, мелиорации и др. 
Природные ресурсы представляют собой запасы сырьевых материалов, которые могут быть использованы после их добычи. Особенности учета природных ресурсов мы не будем рассматривать в связи с тем, что пока месторождения полезных ископаемых в России находятся только в собственности государства. 
Первоначальная стоимость объекта основных средств, как правило, не изменяется. В некоторых случаях допускается увеличение первоначальной стоимости основных средств, например, на сумму расходов, в результате осуществления которых: 
Увеличивается производительность объекта (например ,модернизация компьютера);улучшается качество услуг, предоставляемых объектом (например установка кондиционера в автомобиль) . 
Текущие расходы на ремонт и техническое обслуживание относятся к расходам отчетного периода и не увеличивают стоимость основных средств. 
Американская практика списания затрат на ремонт имеет одну интересную особенность. Иногда на сумму произведенных расходов делается запись по дебиту счета «Накопленная амортизация» (аналог российского счета 02 «Износ основных средств») и кредиту счета «Денежные средства», «Счета к оплате» и др. 
Проведение переоценок основных средств в системе финансового учета в США не практикуется. Некоторые объекты основных средств переоцениваются для целей начисления налога на недвижимость , но результаты такой переоценки в финансовом учете не отражаются. В связи с этим при проведении трансформации российской отчетности в систему GAAP следует устранить влияние переоценок основных средств, проведенных в России начиная с 11992 года в том случае, если результатом переоценки явилось увеличение стоимости основных средств. 
Международные стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность проведения переоценоМеждународные стандарты бухгалтерского учета предусматривают возможность проведения переоценок основных средств только для предприятия, работающих в условиях высокой инфляции. 
 
Амортизация основных средств. 
 
Методы расчета амортизации в системе GAAP и в России после принятия Положения по бухгалтерскому учету , утвержденного приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. № 65, имеют много общих черт. Остановимся на различиях. 
Учет амортизации в системе GAAP ведется на счете «Накопительная амортизация». 
Так же, как и в России, учет амортизации ведется на кредите счета «Накопленная амортизация» в корреспонденции с дебетом счетов по учету затрат. На кредитовое сальдо по счету «Накопленная амортизация» при составлении баланса уменьшается первоначальная стоимость основных средств. Но в отличие от российской практики счет накопленной амортизации может дебетоваться не только при выбытии объекта основных средств . 
В американской теории и практике учета амортизации рассматривается как средство распределения стоимости основного средства в течение срока его полезного использования. 
Согласно GAAP и международным стандартам, предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования основного средства. Под ним понимается период, в течение которого объект может быть использован в производстве. Срок полезного использования может отличаться от физического срока службы объекта. 
Например расходы на текущее содержание основных средств, соотнесенные с доходами от их эксплуатации, будут минимальны, если менять основные средства каждые 3 года, хотя физически эти основные средства могут выполнять свои функции в течение 8 лет. В этом случае срок амортизации составит 3 года. 
При определение срока полезного использования объекта принимаются во внимание: 
Физический износ; 
Моральный износ; 
Специфические условия эксплуатации; 
Возможное несоответствие в будущем производственного потенциала объекта основных средств потребностям предприятия (например при увеличении документооборота, связанного с расширением деятельности предприятия, маломощный компьютер уже не сможет обрабатывать все возрастающий объем информации). 
Некоторые предприятия для целей финансового учета применяют те же сроки полезного использования и методы амортизации , что и для исчисления амортизации для целей исчисления налога на прибыль. Это сокращает расходы на ведение бухгалтерского учета амортизации. 
Для исчисления годовой суммы амортизации необходимо исчислить так называемую амортизационную стоимость , которая представляет собой разность между первоначальной стоимостью и реализационной стоимостью основного средства. 
Реализационная стоимость ( российский аналог – ликвидационная стоимость) – это та сумма денег, которую предприятие предполагает получить от реализации основного средства, после окончания его эксплуатации. Отметим, что определение реализационной стоимости является желательным, но не необходимым элементом амортизационной политики предприятия.Ряд фирм отказались от подобной практики. 
Таким образом, предприятие должно самостоятельно определить:Таким образом, предприятие должно самостоятельно определить: 
Предполагаемый срок полезного использования объекта основных средств; 
Его реализационную стоимость. 
В определении этих величин велика роль субъективного фактора. Поэтому Совет по стандартам рекомендует в финансовой отчетности подробно раскрывать методы начисления амортизации. 
Так же как и в России, в системе GAAP и в системе международных стандартов амортизация на землю не начисляется; земля считается неистощимым ресурсом.. 
IV . Действующая система учета основных средств на базе ЗАО “Самшит”  
 
1. Организация учета основных средств в ЗАО “Самшит”  
 
а) Документы для оформления движения основных средств 
Документы для учета основных средств на предприятии используются в соответствии с указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. 
б) Поступление и выбытие основных средств 
Способы поступления основных средств на ЗАО “Самшит” можно разделить на несколько групп. Для каждой из них я приведу корреспонденцию счетов с эмпирическими цифровыми данными. 
а) Основные средства производственного назначения получены безвозмездно от юридических или физических лиц. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом: 
Получен объект, не требующий монтажа (первоначальная стоимость 10 тыс. руб., износ 2 тыс. руб.). 
первоначальная стоимость 
Д 01 “Основные средства” 10 000 руб. 
К 87-3 “Добавочный капитал” - “Безвозмездно полученные ценности” 
10 000 руб. 
сумма износа 
Д 87-3 2 000 руб. 
К 02-1 “Износ собственных основных средств” 2 000 руб. 
(Возможен альтернативный вариант:остаточная стоимостьД 01, К 87-3 — 8 000 руб.,износД 01, К 02-1 — 2 000 руб.) 
Расходы по доставке основных средств полученных таким образом не увеличивают их первоначальную стоимость, они относятся на уменьшение сформированного на предприятии фонда накопления (Д 88-3.1) с кредитованием счетов 60 (“Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), 68 (“Расчеты с бюджетом”), 69 (“Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”), 70 (“Расчеты с персоналом по оплате труда”), 76 (“Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”); также за счет чистой прибыли предприятия (Д 81-2) или за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. 
В первоначальную стоимость безвозмездно полученных объектов включается расходы предприятия по монтажу. Такие расходы собираются на дебете счета 08 “Капитальные вложения” с кредита счетов 10 (“Сырье и материалы”), 12 (“МБП”), 13 (“Износ МБП”), 60, 68, 69, 70, 71 (“Расчеты с подотчетными лицами”), 76. После сдачи объекта в эксплуатацию эти расходы присоединяются к первоначальной стоимости (Д 01, К 08). 
б) Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении. 
НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документ НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией. 


Информация о работе Управление активами предприятия