Управление дебиторской задолженностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Современный этап экономического развития России характеризуется дефицитом денежных средств в экономике и неплатежеспособностью многих предприятий, что вызывает рост дебиторской задолженности фирм. Поэтому вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью, направленные на увеличение объема реализации за счет расширения продажи продукции в кредит надежным клиентам и обеспечение своевременной инкассации долга имеют большую актуальность и являются важной задачей финансового менеджмента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ: ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ 5
2. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ФИРМЫ 9
3. РАЗРАБОТКА КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ФИРМЫ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

курсовая по финансовому менеджм.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Вексель может быть передан другому лицу. Такая передача называется индоссамент и осуществляется путем наложения передаточной надписи на оборотной стороне векселя или на дополнительном листе – аллонже, который является его неотъемлемой частью. Количество индоссантов векселя не ограничивается.

Учет векселей представляет собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения и уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

Расчеты с помощью векселя получили в России достаточно большое распространение в последние годы. Однако практика их применения существенно отличается от принятой в зарубежных странах. Отличие заключается, с одной стороны, в недостаточной надежности векселедателей как плательщиков по своим обязательствам, с другой стороны, нехватка платежных средств при расчетах среди экономических субъектов привела к появлению новых эмитентов денежных суррогатов – банков, которые выпустили в обращение свои векселя в качестве кредитных ресурсов. Тем не менее значение векселей как инструмента финансового рынка трудно переоценить. Безусловность векселя как долгового обязательства, строгость взысканий по нему, возможность использования его как средства коммерческого кредита и источника дохода обусловили его широкое применение в России.

Форфейтинг, по своей сути, соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. Но в отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (до 7 лет) экспортных поставок.

За границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами. Для России секъюритизация пока остается очень «экзотическим» источником финансовых средств.

Заключение

 

Анализ, проведенный в работе, позволил подойти к таким выводам. Дебиторская задолженность – суммы, которые покупатели должны предприятию. Поскольку около 20 % активов средней компании числятся в ее дебиторской задолженности, то эффективное управление этой статьей оказывает большое влияние на ликвидность, а, следовательно, и на укрепление финансового положения фирмы в целом. Управление дебиторской задолженностью – это процесс реализации управленческих функций, включающий анализ состояния дебиторской задолженности (оценка объема, оборачиваемости и качества), разработку адекватной кредитной политики и обеспечение использования форм рефинансирования. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

    • Сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
    • Сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Разработав, таким образом, общий подход к управлению дебиторской задолженностью, компания старается его придерживаться.

Учитывая сказанное выше, можно с уверенностью сказать, что эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, т. к. оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета, а также фирма может оплатить кредиторскую задолженность в то же самое время, что и ее конкуренты. Такое предприятие в будущем может надеяться на скидки, т. к. снижается ее кредитный риск, связанный с оплатами дебиторов.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

    1. если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
    2. если система скидок интенсифицирует приток денежных средств  в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;
    3. система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Приказ Министерства Финансов РФ от 19.03.1999 №19н «Об утверждении формы «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности организации». СПС «Гарант» - 6 с.
  2. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/Н.В.Колчина, Г.Б. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.;Под ред. Проф.Н.В.Колчиной-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 -368с.
  3. Управление современной компанией. Под ред. Б. Мильнера и Ф. Лииса. – М.: «Инфра - М», 2001. – 586 с.
  4. Финансовый менеджмент: руководство по технике эффективного менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Карана»,2003. – 290 с.
  5. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. – Киев: «Ника- Центр», «Эльта», 2002. - Т.1. 592с.
  6. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы. – СПб: «Питер», 2002. – 554 с.

 

 

 


Информация о работе Управление дебиторской задолженностью предприятия