Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 14:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ дебиторской задолженности ООО «Прогресс 22», а так же выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью предприятия.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать и определить теоретические предпосылки формирования кредитной политики предприятия; исследовать влияние дебиторской задолженности в больших объемах на финансовое состояние предприятия; сформулировать предложения по совершенствованию управления дебиторской задолженностью и т.д.
Введение ………………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью…………...4
1.1 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами………………………………………………………………………………..4
1.2 Принципы формирования кредитной политики предприятия………………….8
1.3 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...12
2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью (на примере ООО «Прогресс 22»)…………………………………………………………………..15
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия…………………………….15
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации………………..18
2.3 Анализ дебиторской задолженности предприятия……………………………..22
3. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………………….26
3.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации……………………………………………………………………………..26
3.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список используемых источников…………………………………………………34
- депозит вместе с заказом. При поставках товаров или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, уместно вспомнить о требовании внесения задатка. Если нет веских оснований считать, что это повредит бизнесу, подобную политику, несомненно, следует проводить. То, что никто из конкурентов не делает этого, отнюдь не служит веским аргументом. Многие компании и профессиональные партнерства обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы;
- кредитные лимиты. Многим компаниям имеет смысл установить кредитные лимиты на каждого корпоративного клиента, определяющие максимальный размер разрешенного кредита. Если в результате выполнения очередного заказа этот лимит будет превышен, следует предупредить соответствующего менеджера. Возможно, простого телефонного звонка с просьбой оплатить часть накопившегося долга, прежде чем будет выполнен следующий заказ, будет достаточно, чтобы тут же получить чек;
- Система скидок и штрафов. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены [20];
- создание резерва по сомнительн
- напоминание об оплате. На следующий день после истечения срока платежа необходимо сделать напоминание. Стандартное письмо, распечатанное дешевым принтером на плохой бумаге и адресованное просто в бухгалтерию, наверняка не возымеет результата. Скорее всего, его примут за почтовую макулатуру и сразу оприходуют в корзину для мусора. При приеме заказа следует выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Если это международная компания, то, возможно, потребуется направлять счета в региональный или головной офис, расположенный в другой стране. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней. При этом лучше воспользоваться не международной авиапочтой, а факсом;
- последующие телефонные звонки. Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности менеджера;
- дальнейшие действия. Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия. Промедление, а точнее, откладывание, скорее всего, значительно уменьшит шансы на получение какой-либо оплаты вообще. В зависимости от суммы и страны следует обратиться либо в агентство по взысканию долга, либо к юристу.
Таким образом, на мой взгляд, проблему неплатежей и сокращения объема дебиторской задолженности, можно решить, если организовать в составе структуры предприятия подразделение по управлению дебиторской задолженностью, состоящий из специалистов из департаментов финансового анализа, бухгалтерского учета и т.д. В этом случае повысится уровень согласованности действий между сотрудниками подразделения и, как следствие, скорость в принятии решений по управлению дебиторской задолженностью. Также имеет смысл изменить отношение работников указанных выше отделов к работе с дебиторами, применив, как вариант, систему стимулирования.
Заключение
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Рост дебиторской задолженности создает финансовые затруднения, так как компания может чувствовать недостаток финансовых ресурсов для выплаты заработной платы, расчетов с кредиторами и другие. Кроме того, дебиторская задолженность приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашенных долгов и уменьшение прибыли, поэтому предприятие должно быть заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.
Таким образом, для уменьшения дебиторской задолженности компании необходимо ускорить платежи путем совершенствования расчетов, предварительной оплаты, предоставление скидки при досрочной оплате.
Список используемых источников
1. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные распоряжением ФУДН № 31-р от 12.08.94г.
2. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные приказом ФСФО от 23.01.2001, №16.
II. Книги, монографии, учебники
3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента том 2.- Киев: Ника-Центр, 2005. – 512 с.
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 560 с.
5. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: ЮНИТИ, 2007.- 383 с.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет.- М.: Проспект, 2006.- 448с.
7. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 527 с.
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Новое издание, 2005. – 426 с.
9. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2005. – 361 с.
10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. - М.: Юристъ, 2005. - 584 с.
11. Титов В.И. Экономика предприятия . – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
12. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности – М.: Финансы и статистика, 2005. – 503 с.
13. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.– 408 с.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Дашков и К, 2006. — 712 с.
15. Щербина А.В.Финансы организаций. – М.: Феникс, 2005. – 437 с.
III. Периодические издания
16. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности //Экономический анализ: теория и практика, 2006, №18
17. Тарасова Е.Ю. Механизм образования и ликвидации дебиторской задолженности //Аудиторские ведомости, 2006, № 7
IV. Электронные информационные ресурсы
18. http://gaap.ru/articles/77257/
19. http://www.debitoroff.net/
20. http://www.fd.ru/reader.htm?
21. http://www.gk-rf.ru/statia827
22. http://www.gks.ru/dbscripts/