Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:46, курсовая работа
Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами.
Введение 3
Глава 1. Управление запасами 4
Глава 2. Управление дебиторской задолженностью 18
Глава 3. Управление денежными активами 37
Заключение 54
Список использованной литературы 56
– оптимальный средний
размер производственного
– оптимальный средний размер поставки товаров (EOQ).
Для запасов готовой продукции задача минимизации операционных затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции (вместо среднего размера партии поставки). Если производить определенный товар мелкими партиями, то операционные затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции ( ) будут минимальными. Вместе с тем, при таком подходе к операционному процессу существенно возрастут операционные затраты, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и другие ( ). Используя вместо показателя объема производственного потребления (ОПП) показатель планируемого объема производства продукции, мы на основе Модели EОQ аналогичным образом можем определить оптимальный средний размер партии производимой продукции и оптимальный средний размер запаса готовой продукции.
, где
– оптимальная сумма запасов на конец периода
– норматив запасов текущего хранения в днях оборота;
– однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов ГП) в предстоящем периоде;
– планируемая сумма запасов сезонного хранения;
– планируемая сумма запасов
целевого назначения других
5. Обеспечение высокой оборачиваемости и эффективных форм движения запасов. Управление этими процессами осуществляется путем оптимизации материальных потоков всех видов запасов.
Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности.
Основной целью оптимизации материальных потоков предприятия является обеспечение своевременной доставки различных материальных активов в необходимом количестве в нужные пункты с минимумом затрат на осуществление этого процесса. Методологическую основу оптимизации материальных потоков составляют концепции, методы и приемы логистики.
Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования «метода совокупных затрат» (total distribution cost method; TDS), в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потоков оборотных активов до и после проведения их оптимизации. Алгоритм расчетов интегральной экономической эффективности этого процесса имеет следующий вид:
, где
– интегральная экономическая эффективность оптимизации материальных потоков оборотных активов предприятия, в %;
– фактическая сумма полных
затрат на организацию
– ожидаемая сумма полных затрат на организацию материального потока аналогичного объема после проведения его оптимизации в аналогичном периоде;
– планируемый объем
Результаты оптимизации материальных потоков оборотных активов получают отражение в системе соответствующих текущих и оперативных планов предприятия по операционной деятельности.
Можно также рассчитать коэффициент оборота запасов и период оборота запасов:
,
6. Обоснование учетной политики оценки запасов. При отпуске запасов в производстве, продаже и другом выбытии предприятие может осуществлять их оценку одним из следующих методов:
Для всех видов и разновидностей запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, может применяться только один из приведенных методов их оценки.
На дату баланса запасы могут отражаться в отчетности по наименьшей из двух оценок – первоначальной стоимости и чистой стоимости реализации. Первоначальная стоимость запасов включает сумму, уплачиваемую поставщику (за вычетом непрямых налогов); сумму ввозной таможенной пошлины; сумму непрямых налогов, не возмещаемых предприятию; транспортно-заготовительные расходы; другие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов и доведением их до состояния, пригодного для использования в предусмотренных целях. Чистая стоимость реализации представляет собой ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной операционной деятельности за вычетом ожидаемых затрат на завершение их производства и реализацию.
Выбор учетной политики оценки запасов обосновывается особенностями управления ими на предприятии.
7. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии. Основной задачей таких контролирующих систем, которые являются составной частью оперативного финансового контроллинга предприятия, является своевременное размещение заказов на пополнение запасов и вовлечение в операционный оборот излишне сформированных их видов. [2, с. 194]
Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получила «Система ABC». Суть этой контролирующей системы состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории (рис. 1.5 и табл. 1.1) исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.
Таблица 1.1. Разделение всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории
КАТЕГОРИЯ А |
Небольшое количество позиций,
имеющих наибольшую |
КАТЕГОРИЯ В |
Среднее количество позиций, имеющих среднюю денежную ценность |
КАТЕГОРИЯ С |
Большое количество позиций,
имеющих небольшую |
В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий, вызываемых их недостатком.
В категорию «В» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных результатов финансовой деятельности. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.
В категорию
«С» включают все остальные товарно-
Таким образом, основной контроль засов по «Системе АВС» концентрируется на наиболее важной их категории с позиций обеспечения бесперебойности операционной деятельности предприятия и формирования конечных финансовых результатов.
Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и «Система уровня повторного заказа». Она применяется обычно специализированными предприятиями торговли с относительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.
Рис. 1.5. Особенности управления запасами по «Системе АВС» [4, с. 4]
В основе этой системы лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:
На основе суммирования этих трех нормативных элементов определяется «уровень повторного заказа». При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков. Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.
В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотрены меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения. [2, с. 195]
Глава 2. Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью является составляющей управления оборотными активами. В этой главе были также рассмотрены точки зрения различных авторов на данную тему второй главы таких как Бланк И.А., Новашина Т.С., Карпунин В.И., Волнин В.А., Шохин Е.И., Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г., Басовский Л.Е. Существенных расхождений в теории не было замечено.
Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходится продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. [1, с. 211]
Дебиторская задолженность – обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. [10, с. 246]
Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность физических и юридических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года. Дебиторская задолженность представляет наиболее сложный с точки зрения управления элемент оборотных средств. Объем дебиторской задолженности существенно зависит от принятой в организации политики продаж.
Необходимость управления дебиторской задолженностью обусловлена следующим. Во-первых, получение платежей от дебиторов – один из основных источников поступления денежных средств. Следовательно, оптимизация режимов движения дебиторской задолженности прямо влияет на цель деятельности организации – получение доходов и прибыли. Во-вторых, существуют определенные противоречия между политикой в области закупок и политикой продаж. Это придает важное значение внедрению эффективных процедур инкассации (в данном случае под инкассацией понимается получение или сбор организацией денежных средств от своих должников). В-третьих, как показывает практика, учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений (в частности, от предоставления покупателям права на отсрочку платежа) может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов. [6, с. 152]
Эффективное управление
текущей дебиторской
Одно из основных направлений (элементов) управления дебиторской задолженностью – формирование кредитной политики предприятия.
Цель кредитной политики – получение дополнительной прибыли за счет стимулирования роста объема продаж. [5, с. 285]
Формирование
алгоритмов такого управления текущей
дебиторской задолженностью, определяемое
как кредитная политика предприятия
по отношению к покупателям