Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:15, реферат
Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.
С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.
Принципы организации финансов ФПГ, холдингов и концернов
1. Принцип хозяйственной
2. Принцип самофинансирования. Реализация
этого принципа — одно из
основных условий
3. Принцип материальной заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли.
4. Принцип материальной
ответственности означает
5. Принцип обеспечения
финансовых резервов диктуется
условиями предпринимательской
На организацию финансов
ФПГ, холдингов и концернов
Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.
Анализ эффективности функционирования предприятий в рамках ФПГ
28. Для оценки местоположения
предприятия используется
где
Цi — цена доставки от предприятия до i-того транспортного узла;
n — количество транспортных
узлов, на которые может быть
доставлена продукция
29. Показатель степени известности (СИ) позволяет в цифровом выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции. Степень известности измеряется по формуле:
где
Кп — количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием;
Ко — количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.
30. Одним из основных
показателей является так
где
ВР — выручка от реализации продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ;
З — затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);
ДТЦ — длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (дни).
Таким образом, экономический смысл КУ — эффективность участия каждого предприятия в производстве продукции, которая может быть использована в рамках ФПГ.
31. Для определения эффективности технологической цепочки используют формулу
ЧПЦ ЭЦ = ––––– , ВАЦ |
где
ЧПЦ = ЧПi ;
ВАЦ = ВАi ;
ЧПi – чистая прибыль i-го предприятия;
ВАi – всего активов i-го предприятия;
n – число предприятий в технологической цепочке.
32. Средняя эффективность предприятий-участников ТЦ
где
ЭСР – средняя эффективность предприятий-участников ТЦ;
Эi — эффективность i-го предприятия;
n — количество предприятий-
33. ЭФПГ — эффективность
функционирования финансово-
Пi — чистая прибыль i-той технологической цепочки;
Пупр — чистая прибыль, полученная управляющей компанией ФПГ при размещении свободных денежных средств;
ВА — валовые активы финансово-промышленной группы
34. Валовые активы финансово-промышленной группы
ВАi — валовые активы i-той ТЦ;
Зi — дебиторская задолженность i-тому предприятию — участнику ТЦ от следующего за ним в технологической цепочке (соответственно n-ному предприятию должен потребитель конечной продукции ТЦ, который не является членом ФПГ);
n — количество предприятий в i-той ТЦ;
k — количество ТЦ, действующих в рамках ФПГ;
ЗУПР — затраты на содержание управленческого аппарата ФПГ.
Характеристика ФПГ
Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами и проходят государственную регистрацию.
В экономике любой
страны господствующее положение занимают
крупные хозяйственные
ФПГ — хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.
ФПГ включает устойчивую
группировку различных
перекрестного владения
акциями и
К числу наиболее существенных
характеристик ФПГ можно
ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.
Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.
Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:
Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.
ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.
Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.
Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.
Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.
Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».
Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:
Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.
Информация о работе Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов