Управление государственной и муниципальной собственностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

В целом существующая система управления и распоряжения объектами государственной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом).

Файлы: 1 файл

Управление гос и муниц собств.docx

— 42.80 Кб (Скачать файл)
  1. Источники, регулирующие управление государственной и муниципальной собственностью в России

Процесс управления и распоряжения объектами собственности регулируется нормативными правовыми актами как на федеральном, так и на региональном уровне. Что касается вопросов управления федеральным имуществом, то они возложены в настоящее время на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом согласно Постановлениям Правительства от 8 апреля 2004 г. N 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», от 27 ноября 2004 г. N 691 «О федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 „О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“  которым было упразднено Министерство имущественных отношений РФ. 
Основные положения по управлению государственным имуществом и приватизации изложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 (в ред. от 29 ноября 2000 г.)) и определяют региональные аспекты управления и приватизации собственности с учетом местных условий и специфики развития экономики субъектов РФ

В целом существующая система управления и распоряжения объектами государственной  собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом). На Министерство имущественных отношений возлагалось создание автоматизированной системы учета, которая до настоящего времени не создана. По мнению многих специалистов, и не без основания, внешние долги РФ вполне могут быть обеспечены той собственностью, что находится за границей <6>; распоряжение федеральными землями осуществляют органы местного самоуправления и т.д. 
Все эти организационно-правовые предпосылки влияют на доходность объектов недвижимости. Поэтому необходимо обеспечить надлежащую (т.е. полную и своевременную) инвентаризацию федерального имущества и ведение его реестра в виде структуры информационных ресурсов — базы учетных данных(кадастрового учета), включающей многоаспектное освидетельствование полного перечня объектов недвижимости (техническое, экономическое, правовое) совместно с кадастровым учетом земельных участков, а также осуществить классификацию объектов федеральной собственности по признакам, определяющим специфику управления, определение цели государственного управления по каждому объекту управления

На местном уровне процесс управления и распоряжения муниципальной собственностью регулируется правовыми актами органов  местного самоуправления, к которым  относятся устав соответствующего муниципального образования и решения  представительных и исполнительных органов, принятые по предметам ведения  местного самоуправления в соответствии с уставом. 
Полномочия органов государственной власти в вопросах управления и распоряжения муниципальной собственностью исчерпывающим образом перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“. К ним относятся: регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления. 
Следует отметить, что самостоятельность органов местного самоуправления в сфере распоряжения муниципальной собственностью являлась предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В итоге рассмотрения были определены пределы реализации указанного правомочия — иные „конституционно защищаемые ценности“. Указано: „…возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей — в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, — не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается“

Эти формы собственности  призваны обеспечивать интересы больших  групп людей (население РФ в целом  и ее субъектов). Государственная  собственность - имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, при- надлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения. В состав государственной собственности входят: 1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.); 2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.); 3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота). Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты: 1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия; 2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства; 3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации; 4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации; 5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности). Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности - передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям: 1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и на- значением имущества); 2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

 

2.Понятие и содержание форм собственности в России

Право собственности - важнейший институт гражданского права, совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивающих защиту правомочий собственников в результате их нарушения. 
Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом. Возможно наличие общей собственности, которая подразделяется на общую долевую собственность (когда доля каждого из собственниковопределена) и общую совместную собственность (без опредепения долей). 
Собственник имущества без ограничения сроков может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Он может передавать имущество в собственность другому лицу возмездно (путем продажи, обмена) или безвозмездно (дарение). Не утрачивая правасобственности, он может передавать свои права по владению, пользованию и • распоряжению имуществом другому лицу, может использовать имущество в качестве залога и др. 
Существуют ограниченные вещные права* государственные и муниципальные предприятия наделяются правом хозяйственного ведения; казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет средств собственников, наделяются правом оперативного управления. 

Собственностью называют все те вещи и имущество, кроме того, имущественные  права субъекта права, которые защищаются правовыми нормами от противоправных посягательств. Говоря о таком понятии, как формы собственности в  РФ, необходимо понимать, что представляет собой тип рассматриваемого термина.

 Формой собственности можно  назвать принадлежность ресурсов  и продуктов производства субъектам  права. Взаимопроникновение форм  и типов собственности не вызывает  никаких сомнений. Они определяются  определенными историческими условиями  и получают свое развитие в  пределах той или иной государственной  формации. Что касается такого  процесса, как понятие и формы  собственности в РФ, то в настоящий  период времени можно увидеть  пару типов собственности. Это  общий и частный вид собственности.  Наличие частной собственности  у субъекта права предполагает, что отдельные лица считают,  что средства производства и  продукты производства относятся  к личным своим приобретениям.  Частная собственность в современном  экономическом обороте является  фундаментом государственного и  экономического строя страны. Владельцы  частной собственности в самостоятельном  порядке принимают волевые решения  экономического свойства. Формы  собственности в РФ рассматриваемого  вида предполагают наличие субъектов,  которым она принадлежит. К  ним относят как граждан, так  и организации. Наличие у фигур  права частной собственности  приводит к тому, что деятельность  экономического характера на  территории страны ведется ответственно  и эффективно.

В экономической  теории многие специалисты  призваны поделить собственность  на коллективную и частную. Таким образом, формы собственности в РФ приумножились этими двумя подкатегориями. К индивидуальной собственности следует отнести тот случай, когда правомочие владельца принадлежит определенному лицу. Субъектами рассматриваемого понятия именуются как граждане, так и юридические лица, которые могут выступать владельцами ценных бумаг, предметами домашнего назначения, автомашинами, недвижимостью и т.д. Что касается организаций и компаний, которые работают на базе собственности индивидуального назначения, наиболее большую пользу приносят в сфере оказания различного рода услуг. По общему правилу, такие организации очень легко учредить и их владельцы имеют определенную свободу в своих действиях. Коллективное имущество, как понятие формы собственности в РФ, принадлежит определенным лицам. Подвидами собственности коллективного назначения являются кооперативная, акционерная и партнерская собственность. К собственности кооперативного назначения можно отнести имущество лиц, которые соединили свои действия для того, чтобы совместным образом вести свою деятельность. Юридическим фактом возникновения указанного вида собственности выступает итог денежных паев лиц и членов кооператива, а также от прибыли, которые получены от реализации продукции. Кроме того, партнерская собственность, как понятие и формы собственности, имеет место тогда, когда собственность относится к двум или нескольким лицам. Она формируется как итог взносов добровольного значения в денежном или ином выражении участников партнерства. Собственность акционеров формируется как итог выпуска и продажи ценных бумаг в виде акций. Соответственно, владельцами акций выступают акционеры в акционерных обществах.

Что касается государственной  собственности, то она  принадлежит государству  и имеет две  формы. К форме  номер один можно  отнести собственность  федерации, ко второй – имущество субъектов  РФ.  

Яндекс.ДиректВсе объявления

Формы права  собственности имеют не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости  от того, к какой форме и к  какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному  конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего  объект этого права, и спектр тех  возможностей, которыми располагает  его собственник. 
 
Основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации, перечислены в Конституции Российской Федерации п.2 ст.8[1]. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 
 
Аналогичное положение закреплено в ст.212 ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. 
 
Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются иные формы собственности. 
Итак, собственность в РФ подразделяется на частную, государственную и муниципальную. Права всех собственников защищаются равным образом.  
В составе частной собственности различают собственность граждан и юридических яиц. 
В составе государственной собственности - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований. 
Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. 
В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.

Понятие форм собственности. В последние  годы в цивилистической литературе остро обсуждаются вопросы о типах, формах и видах собственности*(748). Согласно п. 2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются основные формы собственности. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности*(749). Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику. 
В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки. 
В этом же направлении идет процесс развития и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Соответственно выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности. Существование у нас трех форм собственности объясняется государственным устройством современной России: местное самоуправление не входит в систему государственных. 
Согласно Конституции РФ и ГК под государственной собственностью в нашей стране подразумевается два уровня государственной собственности: федеральный и субъектов РФ. По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности, рассмотренного ранее. Специфика этого права заключается в том, что Российская Федерация и нередко ее субъект в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника. Кроме того, в собственность государства обычно передается имущество, представляющее особую ценность для общества в связи с его особым назначением или экономическим значением. 
Субъектами муниципальной собственности могут выступать муниципальные образования, в частности городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество. 
Невозможность существования форм права собственности. Понятие "форма собственности" - экономическое, а не юридическое. Наличие же разных форм права собственности неизбежно влечет появление разных прав собственности. Выделение форм права собственности возможно лишь в рамках системы, в которой государство признает неравенство возможностей собственников, зависящее от тех или иных обстоятельств (личности собственника, объекта собственности и др.), как это имело место ранее, когда нахождение имущества в государственной или иной форме "социалистической" собственности предоставляло ее субъекту неизмеримо большие возможности, чем в форме "личной собственности". 
Правовое государство обеспечивает равные (как по содержанию, так и по гарантиям защиты и охраны) юридические возможности всем без различия собственникам. Поэтому в действительности речь должна идти не о формах права собственности, а о принадлежности имущества на праве собственности различным субъектам - гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям, причем с совершенно одинаковым объемом правомочий. Иными словами, существует лишь одно право собственности с одинаковым для всех набором правомочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты. 
Конституция РФ гарантирует равенство в защите всех форм собственности (ст. 8), а ГК - равенство в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет. Все это призвано исключить необоснованные различия в возможностях различных собственников как участников единого имущественного оборота. Что же касается неизбежных особенностей возникновения, прекращения и осуществления права собственности на имущество в зависимости от его субъектного состава, исключающих полное равенство возможностей собственников, то они неизбежны и в соответствии с п. 3 ст. 212 ГК могут устанавливаться законом. 
Невозможность установления "иных" форм собственности. Перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в РФ признаются и иные формы собственности. Иных форм собственности, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК, в настоящее время в России не существует*(751). В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла*(752). Упоминание в ней об "иных формах собственности" может дать базу лишь для экономических построений (типа "коллективной", "арендной" или "общинной собственности"), не имеющих реального юридического смысла. Образования, не имеющие гражданской правосубъектности, в частности трудовые и иные коллективы, различные "общины" и тому подобные объединения, не могут выступать в качестве субъектов права*(753).

Информация о работе Управление государственной и муниципальной собственностью в России