Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:54, контрольная работа
В целом существующая система управления и распоряжения объектами государственной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом).
Процесс управления и распоряжения
объектами собственности
Основные положения по управлению государственным
имуществом и приватизации изложены в
Концепции управления государственным
имуществом и приватизации в РФ (одобрена
Постановлением Правительства РФ от 9 сентября
1999 г. N 1024 (в ред. от 29 ноября 2000 г.)) и определяют
региональные аспекты управления и приватизации
собственности с учетом местных условий
и специфики развития экономики субъектов
РФ
В целом существующая система управления
и распоряжения объектами государственной
собственности нуждается в
Все эти организационно-правовые предпосылки
влияют на доходность объектов недвижимости.
Поэтому необходимо обеспечить надлежащую (т.е.
полную и своевременную) инвентаризацию
федерального имущества и ведение его
реестра в виде структуры информационных
ресурсов — базы учетных данных(кадастрового
учета), включающей многоаспектное освидетельствование
полного перечня объектов недвижимости (техническое,
экономическое, правовое) совместно с
кадастровым учетом земельных участков,
а также осуществить классификацию объектов
федеральной собственности по признакам,
определяющим специфику управления, определение
цели государственного управления по
каждому объекту управления
На местном уровне процесс управления
и распоряжения муниципальной собственностью
регулируется правовыми актами органов
местного самоуправления, к которым
относятся устав
Полномочия органов государственной власти
в вопросах управления и распоряжения
муниципальной собственностью исчерпывающим
образом перечислены в Федеральном законе
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ „Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ“. К ним относятся: регулирование
законами порядка передачи объектов федеральной
собственности в муниципальную собственность;
регулирование отношений между федеральным
бюджетом и местными бюджетами; обеспечение
федеральных гарантий финансовой самостоятельности
местного самоуправления.
Следует отметить, что самостоятельность
органов местного самоуправления в сфере
распоряжения муниципальной собственностью
являлась предметом рассмотрения Конституционного
Суда РФ. В итоге рассмотрения были определены
пределы реализации указанного правомочия —
иные „конституционно защищаемые ценности“.
Указано: „…возлагая на органы местного
самоуправления обязанность по предоставлению
освободившихся жилых помещений, ранее
занимаемых военнослужащими и совместно
проживающими с ними членами их семей,
другим военнослужащим и членам их семей —
в целях обеспечения баланса таких конституционно
защищаемых ценностей, как самостоятельность
местного самоуправления и защита прав
военнослужащих, — не исключают участие
органов местного самоуправления в распределении
таких жилых помещений, что призвано гарантировать
правомочия муниципального образования
как собственника жилья; при этом самостоятельность
местного самоуправления в распоряжении
муниципальной собственностью не нарушается“
Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, при- надлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения. В состав государственной собственности входят: 1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.); 2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.); 3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота). Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества. Муниципальную собственность составляют следующие объекты: 1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия; 2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства; 3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации; 4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации; 5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности). Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности - передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям: 1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и на- значением имущества); 2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).
2.Понятие и содержание форм собственности в России
Право собственности - важнейший институт гражданского права, совокупнос
Частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности в Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом. Возможно наличие
общей собственности, которая подразделяется на общую долевую собственность (когда доля каждого из собственниковопределена) и общую совместную собственность
(без опредепения долей).
Собственник имущества без ограничения
сроков может владеть, пользоваться и
распоряжаться принадлежащим ему имуществом.
Он может передавать имущество в собственность другому лицу возмездно (путем продажи,
обмена) или безвозмездно (дарение). Не
утрачивая правасобственности,
Существуют ограниченные вещные права* государственные и муниципальные предприятия
наделяются правом хозяйственного ведения;
казенные предприятия и учреждения, финансируемые
за счет средств собственников, наделяю
Собственностью называют все те вещи и имущество, кроме того, имущественные права субъекта права, которые защищаются правовыми нормами от противоправных посягательств. Говоря о таком понятии, как формы собственности в РФ, необходимо понимать, что представляет собой тип рассматриваемого термина.
Формой собственности можно
назвать принадлежность
В экономической теории многие специалисты призваны поделить собственность на коллективную и частную. Таким образом, формы собственности в РФ приумножились этими двумя подкатегориями. К индивидуальной собственности следует отнести тот случай, когда правомочие владельца принадлежит определенному лицу. Субъектами рассматриваемого понятия именуются как граждане, так и юридические лица, которые могут выступать владельцами ценных бумаг, предметами домашнего назначения, автомашинами, недвижимостью и т.д. Что касается организаций и компаний, которые работают на базе собственности индивидуального назначения, наиболее большую пользу приносят в сфере оказания различного рода услуг. По общему правилу, такие организации очень легко учредить и их владельцы имеют определенную свободу в своих действиях. Коллективное имущество, как понятие формы собственности в РФ, принадлежит определенным лицам. Подвидами собственности коллективного назначения являются кооперативная, акционерная и партнерская собственность. К собственности кооперативного назначения можно отнести имущество лиц, которые соединили свои действия для того, чтобы совместным образом вести свою деятельность. Юридическим фактом возникновения указанного вида собственности выступает итог денежных паев лиц и членов кооператива, а также от прибыли, которые получены от реализации продукции. Кроме того, партнерская собственность, как понятие и формы собственности, имеет место тогда, когда собственность относится к двум или нескольким лицам. Она формируется как итог взносов добровольного значения в денежном или ином выражении участников партнерства. Собственность акционеров формируется как итог выпуска и продажи ценных бумаг в виде акций. Соответственно, владельцами акций выступают акционеры в акционерных обществах.
Что касается государственной собственности, то она принадлежит государству и имеет две формы. К форме номер один можно отнести собственность федерации, ко второй – имущество субъектов РФ.
Яндекс.ДиректВсе объявления
Формы права
собственности имеют не только теоретическое,
но и практическое значение. В зависимости
от того, к какой форме и к
какому виду относится право собственности,
принадлежащее тому или иному
конкретному лицу, определяется правовой
режим имущества, составляющего
объект этого права, и спектр тех
возможностей, которыми располагает
его собственник.
Основные формы (виды) собственности, признаваемые
в Российской Федерации, перечислены в
Конституции Российской Федерации п.2
ст.8[1]. Согласно этой статьи ныне в РФ признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности.
Аналогичное положение закреплено в ст.212
ГК РФ, которая этим, однако, не ограничивается,
подвергая названные формы собственности
дальнейшему членению в зависимости от
того, находится имущество в собственности
граждан и юридических лиц, Российской
Федерации, субъектов РФ или муниципальных
образований.
Перечень форм собственности, данный как
в Конституции, так и в ГК РФ, не является
исчерпывающим, поскольку сопровождается
оговоркой, в силу которой в РФ признаются
иные формы собственности.
Итак, собственность в РФ подразделяется
на частную, государственную и муниципальную.
Права всех собственников защищаются
равным образом.
В составе частной собственности различают
собственность граждан и юридических
яиц.
В составе государственной собственности
- федеральная собственность и собственность
субъектов федерации, муниципальной -
собственность городских и сельских поселений
и собственность других муниципальных
образований.
Имущество, относящееся к государственной
или муниципальной собственности, если
оно не закреплено за государственными
или муниципальными предприятиями и учреждениями,
составляет имущество казны.
В зависимости от того, кому принадлежит
это имущество, оно составляет общегосударственную
казну, казну субъекта федерации или муниципальную
казну.
Понятие форм собственности. В последние
годы в цивилистической литературе
остро обсуждаются вопросы о типах, формах
и видах собственности*(748). Согласно п.
2 ст. 8 Конституции РФ в России признаются
и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные
формы собственности. В п. 1 ст. 212 ГК перечисляются
основные формы собственности. Понятие
формы собственности употребляется в
экономическом смысле. Оно объединяет
в себе тип собственника и виды имущества,
которые могут находиться в собственности*(749).
Таким образом, под формой собственности
понимаются экономические отношения,
характеризуемые индивидуализацией собственника,
выступающего в качестве субъекта данных
отношений, и разновидностью имущества,
принадлежащего собственнику.
В обществах с развитой рыночной экономикой
обычно существуют две формы собственности:
частная и государственная. Объектами
частной собственности, которая считается
основной формой собственности, являются
все виды имущества, не относящиеся к государственной
собственности. В то же время один вид
имущества должен служить общим интересам
всего общества и быть доступен для каждого
его члена. К такому имуществу, находящемуся
в собственности государства, могут относиться,
например, площади, улицы, парки, реки.
В этом же направлении идет процесс развития
и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК
определяется перечень субъектов права
собственности, совпадающий с составом
участников отношений, регулируемых гражданским
законодательством. Соответственно выделяются
частная, государственная и муниципальная
формы собственности. Существование у
нас трех форм собственности объясняется
государственным устройством современной
России: местное самоуправление не входит
в систему государственных.
Согласно Конституции РФ и ГК под государственной
собственностью в нашей стране подразумевается
два уровня государственной собственности:
федеральный и субъектов РФ. По содержанию право государственной
собственности не отличается от содержания
права собственности, рассмотренного
ранее. Специфика этого права заключается
в том, что Российская Федерация и нередко
ее субъект в законодательном порядке
сами устанавливают для себя правила поведения
как собственника. Кроме того, в собственность
государства обычно передается имущество,
представляющее особую ценность для общества
в связи с его особым назначением или экономическим
значением.
Субъектами муниципальной собственности
могут выступать муниципальные образования,
в частности городские и сельские поселения,
а также другие муниципальные образования.
В состав муниципальной собственности
входят средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды, имущество органов
местного самоуправления, а также муниципальные
земли и другие природные ресурсы, другое
имущество.
Невозможность существования форм права
собственности. Понятие "форма собственности"
- экономическое, а не юридическое. Наличие
же разных форм права собственности неизбежно
влечет появление разных прав собственности.
Выделение форм права собственности возможно
лишь в рамках системы, в которой государство
признает неравенство возможностей собственников,
зависящее от тех или иных обстоятельств
(личности собственника, объекта собственности
и др.), как это имело место ранее, когда
нахождение имущества в государственной
или иной форме "социалистической"
собственности предоставляло ее субъекту
неизмеримо большие возможности, чем в
форме "личной собственности".
Правовое государство обеспечивает равные
(как по содержанию, так и по гарантиям
защиты и охраны) юридические возможности
всем без различия собственникам. Поэтому
в действительности речь должна идти не
о формах права собственности, а о принадлежности
имущества на праве собственности различным
субъектам - гражданам, юридическим лицам,
публично-правовым образованиям, причем
с совершенно одинаковым объемом правомочий.
Иными словами, существует лишь одно право
собственности с одинаковым для всех набором
правомочий (содержанием), у которого могут
быть лишь различные субъекты.
Конституция РФ гарантирует равенство
в защите всех форм собственности (ст.
8), а ГК - равенство в правомочиях, принадлежащих
собственнику, независимо от того, какую
форму собственности он представляет.
Все это призвано исключить необоснованные
различия в возможностях различных собственников
как участников единого имущественного
оборота. Что же касается неизбежных особенностей
возникновения, прекращения и осуществления
права собственности на имущество в зависимости
от его субъектного состава, исключающих
полное равенство возможностей собственников,
то они неизбежны и в соответствии с п.
3 ст. 212 ГК могут устанавливаться законом.
Невозможность установления "иных"
форм собственности. Перечень форм собственности,
данный как в Конституции РФ, так и в ГК,
не является исчерпывающим, поскольку
сопровождается оговоркой, в силу которой
в РФ признаются и иные формы собственности.
Иных форм собственности, предусмотренных
в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ и в п. 1 ст. 212 ГК,
в настоящее время в России не существует*(751).
В п. 1 ст. 212 ГК воспроизводится конституционная
формула, в действительности не имеющая
особого гражданско-правового смысла*(752).
Упоминание в ней об "иных формах собственности"
может дать базу лишь для экономических
построений (типа "коллективной",
"арендной" или "общинной собственности"),
не имеющих реального юридического смысла.
Образования, не имеющие гражданской правосубъектности,
в частности трудовые и иные коллективы,
различные "общины" и тому подобные
объединения, не могут выступать в качестве
субъектов права*(753).
Информация о работе Управление государственной и муниципальной собственностью в России