Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:11, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать эффективность использования основных групп текущих запасов предприятия на примере ЗАО «Капитал Авто».
Для раскрытия цели работы поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методических основ управления запасами предприятия;
оценка финансового состояния ЗАО «Капитал Авто».
анализ организации управления запасами предприятия на примере ЗАО «Капитал Авто».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты управления запасами предприятия 4
1.1 Сущность, состав и классификация запасов 4
1.2 Методы управления использования капитала, авансированного в запасы 10
Глава 2. Эффективное управление запасами на примере ЗАО «Капитал Авто» 23
2.1 Анализ финансового состояния ЗАО «Капитал Авто» 23
2.2 Управление эффективностью использования запасов предприятия на примере ЗАО «Капитал Авто» 28
Заключение 36
Состав товаров для перепродажи по состоянию на конец первого квартала 2008 г. представлен ниже.
Состав запасов товаров для перепродажи ЗАО «Капитал Авто» на 1.04.08 г.
Вид товара |
Количество, шт. |
Стоимость, тыс. руб. |
Автомобили |
||
Opel Astra |
66 |
30 270 |
Chevrolet Lacetti |
68 |
22 857 |
Opel Corsa |
32 |
11 537 |
Chevrolet Aveo |
31 |
9 286 |
Opel Merriva |
14 |
5 781 |
Прочие марки |
60 |
28 065 |
Итого автомобили |
271 |
107 797 |
Запасные части |
- |
19 134 |
Итого запасы |
- |
126 931 |
Оптимизация размера заказываемой партии комплектующих изделий
В настоящее время предприятие поставляет комплектующие изделия из регионов РФ.
Для управления запасами комплектующих изделий применим систему контроля уровня запасов с фиксированным размером заказа.
Мы знаем годовую потребность в автомобилях. Так, в 2008 намечено продать 1084 автомобиль, для сбора которых используются комплектующие изделия. Цена одного вида комплектующего изделия составляет примерно 500 рублей. Значит, годовая потребность в этом виде запаса составляет 1084 * 500 = 542 тыс. рублей.
Рассчитаем оптимальный размер заказа.
Затраты на размещение, доставку и приемку заказа (партии 50 штук) составляют 1200 руб.
Издержки на хранение составляют, приблизительно 15 рублей в год на единицу.
Таким образом, оптимальный размер заказа равен:
S опт = = 416 штук. округлим до 420 штук.
При условии годовой потребности 1084 штук необходимо осуществлять 1084/420 = 2,58 заказа в год. Значит, интервал поставки равен:
360 дня / 2,58 = 139,5 (округлим до 140) дней.
Суточный запас должен быть: 1084/(360) = 3 видов материалов.
В результате получаем текущий складской запас:
ТЗ = 3*140 = 420 шт.
Страховой запас определим в размере 50 % текущего запаса:
СЗ = 420/2 = 210 шт.
Совокупная норма, таким образом, равна 420+210 = 630 шт.
Время доставки составляет 10 дней, отсюда следует, что точка заказа равна однодневный расход * время доставки + страховой запас = 3 * 10 + 210 = 240 шт.
Анализ финансовых результатов деятельности
Финансовые результаты ЗАО «Капитал Авто» подробно представлены ниже.
Финансовые результаты ЗАО «Капитал Авто» в 2007 г. и первом квартале 2008 г.
1 кв. 2007 |
2 кв. 2007 |
3 кв. 2007 |
4 кв. 2007 |
1 кв. 2008 | ||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Выручка от продаж |
151 810 |
100% |
256 700 |
100% |
237 011 |
100% |
276 972 |
100% |
284 222 |
100% |
Себестоимость реализованной продукции, услуг |
135 057 |
89% |
225 960 |
88% |
206 318 |
87% |
246 932 |
89% |
254 911 |
90% |
Валовая прибыль |
16 753 |
11% |
30 740 |
12% |
30 693 |
13% |
30 040 |
11% |
29 311 |
10% |
Наценка |
12% |
- |
14% |
- |
15% |
- |
12% |
- |
11% |
- |
Коммерческие расходы |
7 491 |
5% |
12 552 |
5% |
9 163 |
4% |
7 627 |
3% |
15 318 |
5% |
Управленческие расходы |
1 006 |
1% |
1 139 |
0% |
1 290 |
1% |
1 899 |
1% |
3 248 |
1% |
Прибыль от продаж |
8 265 |
5% |
23 640 |
9% |
20 235 |
9% |
13 920 |
5% |
10 745 |
4% |
Проценты к получению |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
1 565 |
1% |
498 |
0% |
Проценты к уплате |
3 571 |
2% |
3 710 |
1% |
3 730 |
2% |
3 192 |
1% |
4 321 |
2% |
Доходы от участия в других организациях |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Прочие операционные доходы |
1 202 |
1% |
9 720 |
4% |
2 377 |
1% |
5 033 |
2% |
822 |
0% |
Прочие операционные расходы |
1 252 |
1% |
10 785 |
4% |
1 991 |
1% |
3 791 |
1% |
3 928 |
1% |
Прибыль до налогообложения |
4 644 |
3% |
18 865 |
7% |
16 891 |
7% |
13 535 |
5% |
3 816 |
1% |
Отложенные налоговые активы |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Отложенные налоговые обязательства |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
0 |
0% |
Текущий налог на прибыль |
731 |
0% |
2 030 |
1% |
3 537 |
1% |
4 546 |
2% |
2 704 |
1% |
Чистая прибыль |
3 904 |
3% |
10 244 |
4% |
13 359 |
6% |
15 583 |
6% |
1 112 |
0,4% |
Выручка предприятия в целом имеет тенденцию к росту и в первом квартале 2008 г. по сравнению с первым кварталом 2007 г увеличилась в 1,9 раза, достигнув 284 222 тыс. руб.
Отношение валовой прибыли к себестоимости, по сути, представляет собой торговую наценку, поскольку доля поступлений от ремонтов незначительна (в первом квартале 2008 г. – 4%). Наценка в анализируемом периоде колебалась в пределах 11-15%, при этом максимальный уровень был достигнут по итогам третьего квартала 2007 г.
Основная часть
расходов предприятия, не связанных
с приобретением товаров для
перепродажи, учитывается в составе коммерче
Прочие составляющие доходов и расходов незначительны и, как правило, составляют не более 1% выручки. Величина управленческих расходов в 2007 г. была достаточно стабильна, их значительный рост в первом квартале 2008 г. (в 1,7 раза по сравнению с четвертым кварталом 2007 г. до 3 248 тыс. руб.) обусловлен увеличением заработной платы административного персонала (стабильно составляет порядка 50% коммерческих расходов) и значительными расходами на приобретение канцелярских товаров – 646 тыс. руб.
Прочие доходы и расходы в анализируемом периоде существенно варьировались, но в 2007 г. их сальдо не превышало 1 250 тыс. руб., при этом их главными составляющими являлись курсовые разницы. В первом квартале 2008 г. курсовые разницы отсутствовали, что привело к снижению прочих доходов, снижения прочих расходов не произошло из-за возникновения штрафов перед поставщиками.
Валовая прибыль предприятия начиная со второго квартала 2007 г. была достаточно стабильна и составляла порядка 30 млн. руб. в квартал. Но прибыль до налогообложения и чистая прибыль имеют тенденцию к снижению. В 2007 г. основной причиной снижения чистой прибыли выступал рост коммерческих расходов, в первом квартале 2008 г. – рост управленческих расходов и снижение прочих доходов.
Анализ финансовых коэффициентов
Динамика финансовых коэффициентов представлена ниже.
Финансовые коэффициенты
Показатели |
1.01.07 |
1.04.07 |
1.07.07 |
1.10.07 |
1.01.08 |
1.04.08 | |
Коэффициенты финансовой независимости |
|||||||
Коэффициент общей финансовой независимости (КОФН ≥ 0.5) |
(490/700) |
0,02 |
0,04 |
0,09 |
0,11 |
0,14 |
0,12 |
Коэффициент финансовой независимости в части оборотных активов (КФНОА ≥ 0.1) |
(СКО/290) |
-0,07 |
-0,03 |
0,02 |
0,06 |
0,08 |
0,06 |
Коэффициент финансовой независимости в части запасов (КФНЗ ≥ 0.25) |
(СКО/210) |
-0,15 |
-0,06 |
0,06 |
0,11 |
0,16 |
0,17 |
Показатели ликвидности |
|||||||
Коэффициент абсолютной ликвидности LR (0.1≤LR≤0.5) |
0,43 |
0,37 |
0,88 |
0,60 |
0,54 |
0,49 | |
Коэффициент срочной ликвидности QR (QR≥1) |
0,53 |
0,48 |
1,13 |
0,76 |
0,69 |
0,90 | |
Коэффициент текущей ликвидности СR (1≤СR≤2) |
0,95 |
0,98 |
1,89 |
1,61 |
1,47 |
1,39 | |
Чистый оборотный капитал (NWC) |
-10 417 |
-6 255 |
4 230 |
16 230 |
26 628 |
22 124 | |
Коэффициенты оборачиваемости |
|||||||
Коэффициент оборачиваемости запасов |
(020/210ср) |
х |
3,64 |
4,97 |
2,43 |
2,23 |
2,81 |
Продолжительность оборота запасов |
(360/(020/210ср)) |
х |
98,9 |
72,4 |
148,1 |
161,4 |
128,1 |
Коэффициент оборачиваемости ГП и товаров для перепродажи |
(020/214ср) |
х |
3,67 |
5,02 |
2,44 |
2,25 |
2,84 |
Продолжительность оборота ГП и товаров для перепродажи |
(360/(020/214ср)) |
х |
98 |
71,7 |
147,3 |
160,2 |
126,6 |
Коэффициент оборачиваемости
краткосрочной дебиторской |
х |
31,4 |
39,2 |
37,9 |
37,8 |
16,3 | |
Продолжительность оборота краткосрочной дебиторской задолженности |
х |
11,5 |
9,2 |
9,5 |
9,5 |
22,0 | |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
х |
10,8 |
14,0 |
11,1 |
10,0 |
6,5 | |
Продолжительность оборота кредиторской задолженности |
х |
33,3 |
25,8 |
32,5 |
36,1 |
55,4 | |
Рентабельность |
|||||||
Рентабельность продаж (ROS) |
(050/010) |
х |
5,4% |
7,8% |
8,1% |
7,2% |
3,8% |
Рентабельность продукции |
(050/020) |
х |
6,1% |
8,8% |
9,2% |
8,1% |
4,2% |
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
(190/490) |
х |
265,2% |
416,3% |
296,4% |
198,8% |
9,3% |
На основе данных, представленных выше, может быть отмечено следующее:
Предприятие стабильно получает прибыль, значения коэффициентов рентабельности находятся на приемлемом уровне.
Коэффициенты финансовой независимости предприятия находятся на достаточно низком уровне, при этом необходимо учесть, что:
- структура
пассивов, в которой преобладают
обязательства, сформировалась
- основные
средства учитываются в
Коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности находятся на достаточно высоком уровне.
Коэффициент оборачиваемости запасов - финансовый показатель, рассчитываемый как отношение себестоимости проданных товаров к среднегодовой величине запасов. Оборачиваемость запасов характеризует подвижность средств, которые предприятие вкладывает в создание запасов: чем быстрее денежные средства, вложенные в запасы, возвращаются на предприятие в форме выручки от реализации готовой продукции, тем выше деловая активность организации. В течение анализируемого периода коэффициент оборачиваемости запасов снизился с 3,64 на 1.01.07 до 2,23 на 1.01.08. Это вызвано накоплением избыточных запасов ввиду открытия нового дилерского центра. Отсюда следуют увеличение за год значения периодов оборачиваемости запасов с 98 дней на 1.04.07 до 161 на 1.01.08, т.е. период оборота запасов, равный 161 дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 161 дней. Чем выше оборачиваемость запасов компании, тем более эффективным является производство и тем меньше потребность в оборотном капитале для его организации. На данном этапе производство компании не является эффективным. Однако, т.к. на 1.04.08 коэффициент оборачиваемости запасов повысился до 2,81, то можно говорить о том, что низкие показатели вызваны строительством дилерского центра (увеличение запасов готовой продукции для снабжения ею нового дилерского центра), т.е. они временны.
Основной задачей этого анализа являлось выявление уровня обеспеченности производства продукции соответствующими запасами товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде, анализ которых проводится в разрезе основных видов запасов.
На первом этапе анализа были рассмотрены показатели общей суммы запасов товарно-материальных ценностей – темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных средств и т.п.
На втором этапе анализа была изучена эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости (коэффициент оборачиваемости и период оборота запасов).
ЗАО «Капитал Авто» в состоянии генерировать положительные денежные потоки, при этом за счет средств предприятия осуществляется финансирование инвестиционной деятельности других компаний автомобильного дивизион холдинга. Снижение величины чистой прибыли обусловлено в значительной степени произошедшим ростом заработной платы персонала. Что касается эффективности использования запасов, то на момент постройки дилерского центра она снизилась, однако в перспективе (судя по данным на 1.04.08) можно будет наблюдать положительную динамику.
Для повышения
эффективности управления запасами
можно порекомендовать
• Вести непрерывный мониторинг состояния запасов своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;
• Непрерывно следить за оборачиваемостью запасов с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;
• Снизить длительность нахождения запасов на складах путем обеспечения ритмичности поставок, устойчивых и длительных связей с поставщиками сырья и материалов, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.