Управление оборотным капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Оборотный капитал - капитал, характеризующийся коротким сроком службы, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла.

Оборотный капитал -- стоимостное выражение предметов труда, которые участвуют в процессе производства один раз, полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяют свою натурально-вещественную форму.

К оборотному капиталу относятся:

- материальные оборотные средства;

- денежные средства;

- краткосрочные финансовые вложения;

- средства в текущих расчетах.

Содержание работы

Управление оборотным капиталом
1.1 Структура оборотного капитала
1.2 Цикл движения потоков денежных средств
1.3 Основные принципы управления оборотными активами
1.4 Концепция кумулятивной потребности в оборотном капитале
1.5 Теория управления дебиторской задолженностью
1.6 Теория управления денежными активами
1.7 Модели Миллера-Ора и Баумоля
1.8 Управление ликвидностью
1.9 Теория управления запасами

Файлы: 1 файл

Управление оборотным капиталом.doc

— 966.32 Кб (Скачать файл)

     Модель позволяет рассчитать такую величину денежных средств, которая минимизировала бы и затраты по трансакциям и упущенную выгоду. Расчёт осуществляется по формуле: 

     С = 2ВТ/г 

     Где, В -- общие издержки, связанные с продажей ценных бумаг (затраты по трансакциям);

     Т -- общий объём денежных средств, необходимых для данного периода времени;

     г -- процентная ставка, определяющая среднерыночную доходность по ликвидным ценным бумагам.

     В том случае, когда невозможно определить объём необходимого на период размера денежных средств, а остаток денежных средств изменяется случайным образом, для определения оптимального размера денежных средств применяется модель Миллера-Орра.

     Модель Миллера-Орра представляет собой еще более сложный алгоритм определения оптимального размера остатков денежных активов. Исходные положения этой модели предусматривают наличие определенного размера страхового запаса и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный -- на уровне трехкратного размера страхового остатка.

     В модели Миллера-Орра устанавливаются контрольные границы величины денежных средств: верхняя и нижняя. Когда остаток денежных средств достигает верхнего предела, то ценные бумаги покупаются, при достижении им нижней границы бумаги продаются. Нижняя граница остатка денежных средств определяется по формуле: 

     Z = Sqrt((3b*δ²)/4r) 

     Где, Z -- нижняя граница,

     b -- постоянные издержки по операциям с ценными бумагами,

     δ² -- дисперсия денежных потоков,

     r -- процентная ставка по высоколиквидным рыночным ценным бумагам.

     Оптимальное значение верхней границы определяется как 3Z. (Н = 3Z).

     Средний остаток денежных средств рассчитывается по формуле:

 

      М = (Z + Н)/3 

     Несмотря на четкий математический аппарат расчетов оптимальных сумм остатков денежных активов обе приведенные модели (Модель Баумоля и Модель Миллера-Орра) пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

  • хроническая нехватка оборотных активов не позволяет предприятиям формировать остаток денежных средств в необходимых размерах с учетом их резерва;
  • замедление платежного оборота вызывает значительные (иногда непредсказуемые) колебания в размерах денежных поступлений, что соответственно отражается и на сумме остатка денежных активов;
  • ограниченный перечень обращающихся краткосрочных фондовых инструментов и низкая их ликвидность затрудняют использование в расчетах показателей, связанных с краткосрочными финансовыми вложениями.
 

     1.8 Управление ликвидностью 

     Ликвидность - способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

     Исходя из данного выше определения ликвидности мы можем дать следующее определение управлению ликвидностью:

     Управление ликвидностью - деятельность предприятия по размещению средств, чтобы можно было в любой момент расплатиться по обязательствам, позволяющему в короткий период времени превратить активы в денежные средства.

     Существует ряд методов управления ликвидностью. Коммерческие банки чаще всего используют следующие методы:

     а) общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;

     б) метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);

     в) метод научного управления, использующий аппарат математического программирования для оптимизации распределения средств, ресурсов, обеспечивающего высокий уровень надежности.

     Все инструменты управления ликвидностью можно разделить на:

  • инструменты управления портфелем активов;
  • инструменты управления пассивами;
  • инструменты управления доходами и прибылью.

     Основные инструменты первой группы - покупка и продажа активов. Именно вопрос сколько не инвестировать является основным в управлении ликвидностью.

     Другими инструментами управления активами являются:

  • использование производных финансовых инструментов для снижения инвестиционных рисков;
  • передача активов в управление или аренду;
  • сделки Репо;
  • получение кредита под залог активов.

     Среди инструментов управления пассивами можно назвать:

  • получение банковского кредита (напр. кредитная линия для исполнения текущих платежей, не увеличивая общий объем обязательств изменяет их структуру);
  • конвертация обязательств одного вида в другие;
  • выпуск ценных бумаг.

     Инструменты управления доходами и прибылью обычно находятся вне сферы компетенции лиц, отвечающих за управление ликвидностью, однако в случае кризиса ликвидности инструменты этой группы все же могут использоваться. Т.е. могут быть внесены изменения в ценовую политику, производственную политику, и т.д. и т.п. 

     1.9 Теория управления запасами 

     Запасы - это временно не используемые экономические ресурсы предприятия. Запасы могут создаваться в силу различных причин. Их назначение - удовлетворить спрос в момент его возникновения. Нельзя быть уверенным, что товар поступит на склад именно в тот момент, когда он понадобиться. В процессе производства может потребоваться замена какой-то детали оборудования, и если этой детали не окажется, процесс может остановиться. Наличие запасов предотвратит возникновение подобных ситуаций.

     Запасы можно классифицировать следующим образом:

  • ТМЗ - товарно-материальные запасы (сырьё и материалы);
  • незавершённое производство;
  • готовая продукция на складе.

     Управление запасами - это контроль за их состоянием и принятие решений, обеспечивающих экономию времени и средств за счёт минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы.

     Эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет:

     1. Уменьшить производственные потери из-за нехватки материалов.

     2. Ускорить их оборачиваемость.

     3. Свести до минимума излишки ТМЗ, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства.

     4. Снизить риск старения и порчи товаров.

     5. Снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов.

     Управление запасами - это комплекс моделей и методов, предназначенных для оптимизации запасов, т. е. ресурсов, находящихся на хранении и предназначенных для удовлетворения спроса на эти ресурсы. Термины «ресурсы» и «запасы» здесь понимаются широко: можно говорить о запасах конечной продукции, о запасах полуфабрикатов (тогда соответствующая задача будет задачей об оптимизации незавершенного производства), о запасах сырья, природных и трудовых ресурсов, денежных средств и т. д. Роль производства сводится здесь к пополнению уровня запасов по мере возникновения потребности в них.

     Размеры запасов (резервов) бывают обусловлены колебаниями в подаче материалов или в спросе на продукцию (напр., страховой запас), различиями в величине партий полуфабрикатов, деталей и изделий, затратой времени на транспорт ресурсов и изделий («транспортный запас») и другими факторами.

     Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на вопросы: какое количество продукции заказывать? когда делать заказ?

     При ответе на эти вопросы должно быть учтено действие ряда факторов, а именно:

     − характер спроса (детерминированный или случайный, изменяющийся во времени или постоянный);

     − принятый способ пополнения запасов (непрерывный, периодический, через определенные интервалы времени);

     − затраты на приобретение и хранение запасов, убытки при возникновении дефицита запасаемых продуктов, производственный риск и проблема страхования.

     В теории управления запасами рассматриваются многочисленные модели, позволяющие учитывать эти факторы в решаемых задачах. Рассмотрим классические модели управления запасами применительно только к ТМЗ.

     Определение оптимального (экономического) размера заказа. На производстве перед менеджером стоит проблема оптимизации размеров запасов. Эта проблема обусловлена действием следующих факторов:

  • во-первых, предприятию, как правило, приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров;
  • во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае недоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.

     Однако предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. В силу вышесказанного менеджеру по производству необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки.

     При решении задачи управления запасами требуется определить количество заказываемой продукции и сроки размещения заказов. Спрос можно удовлетворить двумя способами:

     − путем создания разового запаса на весь рассматриваемый период времени, что приводит к избыточному запасу в единицу времени;

     − путем создания запаса для каждой единицы времени, что приводит к недостаточному запасу для всего рассматриваемого периода.

     Таким образом, для определения оптимального размера заказа и момента его размещения необходимо минимизировать функцию общих затрат, включающую затраты, связанные с потерями от избыточного запаса и его дефицита.

     Рассмотренная модель предназначена для управления запасами изделий одного вида, т.е. является однопродуктовой. Она может с успехом использоваться не только для управления отдельными видами запасов материалов и комплектующих изделий, но и денежными средствами. Применяемая в этом случае формула Баумоля рассмотрена выше.

     Однако при управлении запасами, включающими много видов изделий, необходимо использовать многопродуктовую модель, например многоппродуктовая модель с ограничениями на емкость складских помещений при снабжении из различных источников. Эта модель предназначена для системы управления запасами, включающими N (i=1, 2, …, N) видов продукции, которая хранится на одном складе ограниченной площади. Данное условие определяет взаимосвязь между различными видами продукции и включается в модель как ограничение.

     Контроль ТМЗ по методу АВС. Согласно методу АВС запасы сырья и материалов делятся на категории по степени важности в зависимости от их удельной стоимости.

  • Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного скрупулезного учета и контроля (возможно даже ежедневного). Для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа.
  • Категория В составлена из тех видов товарно-материальных запасов, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации; для ТМЗ этой категории, как и категории А, приемлемы методики определения оптимального размера заказа.
  • Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов товарно-материальных запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Информация о работе Управление оборотным капиталом