Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 12:20, контрольная работа
Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.Управление запасами
4
2. Управление дебиторской задолженностью
19
3. Управление денежными активами
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
42
Список используемой литературы
43
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования Нижегородский
Факультет управления и предпринимательства
По дисциплине:
«Финансовый менеджмент
по теме: «Управление оборотными активами»
Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Проверил:
Профессор А.С. Кокин
Содержание
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1.Управление запасами |
4 |
2. Управление дебиторской задолженностью |
19 |
3. Управление денежными активами |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
42 |
Список используемой литературы |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.
Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке.
Развитие рыночных отношений определяет новые условия организации оборотного капитала и новые подходы управления им на предприятии. Высокая инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.
Задачей данной работы является рассмотрение структуры, состава и динамики оборотных средств на примере управления запасами, дебиторской задолженности и денежными активами.
Управление запасами представляет собой сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все они подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.
Эффективное управление
запасами позволяет снизить
Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Разработка политики управления запасами охватывает ряд последовательно выполняемых работ, основными из которых являются следующие:
- анализ запасов
товарно-материальных
- определение целей формирования запасов;
- оптимизация
размера основных групп
- оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов;
- построение
эффективных систем контроля
за движением запасов на
- реальное отображение
в финансовом учете стоимости
запасов товарно-материальных
С точки зрения высшего менеджмента, управление запасами - это балансирование между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках: сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечение максимальной надежности производственного процесса. Данное утверждение позволяет выделить полезное правило управления запасами: увеличение запасов целесообразно до тех пор, пока предполагаемая экономия превышает затраты по содержанию дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств. В нестабильной экономике с большой вероятностью невыполнения условий первоначальных контрактов или возникновением непредвиденных заказов, приведенное выше правило следует также скорректировать на затраты, связанные с отсутствием необходимых материалов или готовой продукции.
В данной контрольной работе будет подробно рассмотрен каждый из элементов управления запасами.
Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде
Основной задачей анализа товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде является выявление уровня обеспеченности производства соответствующими запасами и оценка эффективности их использования. Анализ проводится в разрезе основных видов запасов.
На первом этапе
анализа рассматриваются
На втором этапе анализа изучается структура запасов в разрезе их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размеров.
На третьем этапе анализа изучается эффективность использования различных видов и групп запасов и их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.
На четвертом этапе анализа изучаются объем и структура текущих затрат по обслуживанию запасов в разрезе отдельных видов этих затрат.
Определение целей формирования запасов.
Запасы товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов, могут создаваться на предприятии с разными целями:
- обеспечение текущей производительной деятельности (текущие запасы сырья и материалов);
- обеспечение текущей сбытовой деятельности (текущие запасы готовой продукции);
- накопление
сезонных запасов,
В процессе формирования политики управления запасами они соответствующим образом классифицируются для обеспечения последующей дифференциации методов управления ими.
Оптимизация размера основных групп текущих запасов.
Оптимизация размера основных групп текущих запасов связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида – производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения – постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.
Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила «Модель экономического размера заказа». Она может быть использована для оптимизации размера, как производственных запасов, так и запасов готовой продукции.
а) Использование модели с фиксированным объемом заказа
Принцип действия системы с фиксированным объемом заказа основан на определении конкретного момента времени, когда нужно размещать заказ, соответствующий определенному уровню запаса (точке заказа), — R, а также размера этого заказа Q. Точка заказа R — это всегда совершенно определенное количество материала. Заказ размером Q размешается в тот момент, когда уровень запаса достигает точки R. Уровень запаса определяется как остаток материалов перед прошлой поставкой, плюс количество полученных материалов при прошлой поставке, минус израсходованное количество.
Рассмотрим
определение оптимальной
- потребность
в материале постоянна и
- время выполнения заказа (время с момента выдачи заказа до получения заказанных материалов) неизменно;
- цена единицы материалов постоянна;
- издержки хранения запасов рассчитываются по средней величине запаса;
- затраты на
размещение заказа и пуско-
- для закупок
любых количеств материала
Текущий запас меняется, как показано на рисунке 1, изменяются по «пиле» и, при его снижении до уровня R, размещается повторный заказ. Заказанные изделия будут получены через интервал времени i, который в данной модели остается неизменным.
Вначале для разработки модели управления запасами необходимо установить функциональную взаимосвязь между интересующими нас переменными.
Рис. 1 – Основная модель системы с фиксированным объемом
В данном случае нас интересуют общие затраты на создание запасов,
которые можно выразить следующим уравнением:
TC = DC+
S+
H,
где TC — суммарные годовые затраты;
D — годовая потребность в материале;
С — цена единицы закупаемого материала;
Q — количество материала, которое необходимо заказать.
S — затраты на размещение одного заказа;
R — точка повторного заказа;
L — период выполнения заказа;
H¾годовые издержки хранения единицы среднего запаса материала. Зачастую затраты на хранение определяются как процент от цены материала, т.е. H = iC, где i — процент от цены С.
DC в правой части уравнения представляет собой стоимость закупки годовой потребности материала; (D/Q)S — годовые затраты на размещение заказов (фактическое количество размешенных заказов D/Q, умноженное на затраты на размещение одного заказа S), а (Q/2)H — годовые издержки хранения (средний запас Q/2, умноженный на годовые издержки хранения одного изделия H).
Рис. 2. – Зависимости различных составляющих затрат на создание запасов от размера заказа
Затем для разработки модели управления запасами необходимо определить ту величину заказа Qopt, при которой суммарные затраты минимальны. На рис. 2 суммарные затраты достигают минимума в точке, где тангенс угла наклона кривой суммарных годовых затрат равен нулю. Для нахождения точки минимальных затрат возьмем производную от суммарных годовых затрат по Q и приравняем ее к нулю. Для рассматриваемого здесь уравнения эти преобразования будут иметь следующий вид:
TC = DC+
Qopt=
.
Поскольку эта простая модель предполагает, что потребность и время выполнения заказа являются постоянными величинами, резервный (буферный) запас не требуется, и точка повторного заказа, R, определяется как:
R=dav*L,
где dav — средняя дневная потребность в материале (постоянная величина);
L — время выполнения заказа в днях (постоянная величина).
б) Использование модели с фиксированным периодом
В системе управления запасами с фиксированным периодом запас подсчитывается только в определенные моменты времени, например раз в неделю или раз в месяц. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов. Многие фирмы предпочитают модель управления запасами с фиксированным периодом времени, поскольку она облегчает задачу планирования и учета запасов.
Модели с фиксированным периодом времени выдают размеры заказов, разные для различных циклов (в зависимости от нормы потребления). Это, вообще говоря, требует более высокого уровня резервного запаса, чем в системе с фиксированным объемом заказа. Система с фиксированным объемом заказа предполагает непрерывный подсчет наличного запаса, причем заказ размешается сразу же по достижении точки очередного заказа. В отличие от таких систем, в моделях с фиксированным периодом предполагают, что запас подсчитывается только в так называемые контрольные моменты времени. При этом возможно, что исключительно высокое потребление сведет весь запас к нулю сразу же после того, как заказ будет выполнен, и эта ситуация может оставаться незамеченной вплоть до наступления следующего контрольного момента. В таком случае можно оказаться без запаса изделий до поступления очередной партии заказанных изделий (т.е. в течение практически всего контрольного периода Т, плюс время выполнения заказа L). Таким образом, резервный запас должен защищать нас от дефицита изделий не только в течение контрольного периода, но и в течение времени выполнения заказа — с момента размещения заказа до момента получения изделий по этому заказу.