Управление оборотными средствами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Управление предприятием – это совокупность мероприятий и решений на основе их подготовки и анализа, в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами, планами деятельности.
Управление финансами предприятия – это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками.

Файлы: 1 файл

курсовая финмен.docx

— 283.72 Кб (Скачать файл)
    1. Источники оборотных средств

 

Среди источников, используемых для формирования оборотных средств, выделяют собственные, заемные и привлеченные средства.

Собственные оборотные средства – это средства, закрепленные в уставном фонде в части, предназначенной для формирования оборотных средств, необходимых для функционирования предприятия.

Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. Обычно он определяется минимальной потребностью средств для образования необходимых запасов товарно-материальных ценностей, для обеспечения планируемых объемов производства и реализации продукции, а также для осуществления расчетов в установленные сроки.

Собственный капитал формируется за счет стоимости имущества, вложенного (инвестированного) собственником в предприятие. Он рассчитывается как разница между совокупными активами предприятия и его обязательствами (пассивами) и представляет собой сумму превышения обоснованной рыночной стоимости собственности над непогашенной задолженностью.

Собственный капитал – характеризуется следующими позитивными особенностями:

1. Простотой привлечения, так как  решения, связанные с увеличением  собственного капитала (особенно  за счет внутренних источников  его формирования) принимаются собственниками  и менеджерами предприятия без  необходимости получения согласия  других хозяйствующих субъектов.

2. Более высокой способностью  генерирования прибыли во всех  сферах деятельности, т.к. при его  использовании не требуется уплата  ссудного процента во всех  его формах.

3. Обеспечением финансовой устойчивости  развития предприятия, его платежеспособности  в долгосрочном периоде, а соответственно  и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:

1. Ограниченность объема привлечения, а, следовательно, и возможностей  существенного расширения операционной  и инвестиционной деятельности  предприятия в периоды благоприятной  конъюнктуры рынка и на отдельных  этапах его жизненного цикла.

2. Высокая стоимость в сравнении  с альтернативными заемными источниками  формирования капитала.

3. Неиспользуемая возможность прироста  коэффициента рентабельности собственного  капитала за счет привлечения  заемных финансовых средств, так  как без такого привлечения  невозможно обеспечить превышение  коэффициента финансовой рентабельности  деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

Составляющими собственного капитала являются: уставный, добавочный, резервный капитал, нераспределенная прибыль и др.

Рис. 3 Структура собственного капитала предприятия

Уставный капитал – это стартовый капитал, необходимый предприятию для осуществления финансово-хозяйственной деятельности с целью получения прибыли. Вклады в уставный капитал подразделяются на вклады денежными средствами и вклады имуществом, передаваемым участником в счет погашения своих обязательств по вкладу.

Уставный капитал является имущественной основой деятельности организации, он определяет долю каждого участника в управлении предприятием и гарантирует интересы его кредиторов.

Уставный капитал от других структурных частей собственного капитала предприятия отличает то, что он должен быть распределен между его участниками (учредителями). Поэтому решение общего собрания учредителей о его изменениях должно сопровождаться указанием о порядке их распределения между участниками.

Добавочный капитал – это эмиссионный доход, создаваемый в акционерных обществах открытого типа и представляющий собой сумму превышения продажной цены акций над номинальной в ходе проведения открытой подписки. Эмиссионный доход, возникший при формировании уставного капитала акционерных обществ, рассматривается только в качестве добавочного капитала и не допускается направлять его на нужды потребления.

Другими словами, добавочный капитал является источником средств предприятия, образуемым в результате переоценки имущества или продажи акций выше номинальной стоимости.

По своему финансовому происхождению добавочный капитал имеет следующие источники формирования:

- эмиссионный доход;

- суммы дооценки внеоборотных активов;

- курсовые разницы, связанные с формированием уставного капитала;

- суммы нераспределенной прибыли, направленные как источники покрытия  капитальных вложений;

- безвозмездно полученное имущество (кроме относящегося к социальной сфере, которое отражается в составе нераспределенной прибыли);

- средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование  долгосрочных вложений.

Добавочный капитал может пополняться за счет средств, направляемых на пополнение собственных оборотных средств, данный источник образуется в процессе распределения участниками нераспределенной прибыли предприятия.

Как правило, часть добавочного капитала, которая возникла в результате поступления конкретного вида имущества (или увеличения его стоимости), используется на покрытие затрат в связи с выбытием аналогичного же имущества (или с уменьшением его стоимости).

Следующая составляющая собственного капитала, это резервный капитал, представляющий собой страховой капитал предприятия, предназначенный покрытия общих балансовых убытков при отсутствии иных возможностей их возмещения, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли.

Бухгалтерский учет формирования резервного капитала должен обеспечивать получение информации, необходимой для контроля за соблюдением его верхней и нижней границы. Во всех случаях предельная величина резервного капитала не может превышать той суммы, которая определена собственниками предприятия и зафиксирована в учредительных документах. При этом для акционерных обществ и совместных предприятий законодательно установлен еще и его минимальный размер.

Весьма своеобразной и перспективной формой собственного капитала предприятия являются специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования.

Организация имеет право создавать резервы на:

- предстоящую оплату отпусков  работникам;

- выплату ежегодного вознаграждения  за выслугу лет;

- выплату вознаграждений по  итогам работы за год;

- ремонт основных средств;

- гарантийный ремонт и гарантийное  обслуживание;

- покрытие иных предвиденных  затрат и другие цели, предусмотренные  законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами  Минфина России.

Порядок формирования и использование средств этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами предприятия.

Фонды накопления и потребления относятся к фондам специального назначения. Под фондом накопления понимаются средства, направляемые на производственное развитие организации или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами (например, на создание нового имущества). Фонды потребления включают средства, направляемые (зарезервированные) на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации.

Следующей составляющей собственного капитала предприятия является нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом.

Нераспределенная прибыль исчисляется как разница между выявленными на основании бухучета всех операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса финансовым результатом за отчетный период и причитающейся к уплате суммой налогов и иных аналогичных обязательных платежей, уплачиваемых в соответствии с законодательством РФ, за счет прибыли после налогообложения, включая санкции за нарушения (в том числе по расчетам с государственными внебюджетными фондами).

Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.

Владельцы могут ежегодно изымать у предприятия активы в сумме, равной заработанной им за год чистой прибыли. Однако, если собственники предприятия сочтут более выгодным для себя отказаться от своего текущего дохода в пользу еще более значительного увеличения собственного капитала предприятия в будущем, то они могут оставить причитающуюся им сумму чистой прибыли предприятию.

Таким образом, величина собственного капитала – это один из важнейших показателей финансовой стабильности и устойчивости любого предприятия. В первую очередь именно уровень собственного капитала является критерием оценки инвестиционной привлекательности предприятия. В связи с этим проблема управления собственным капиталом становится основополагающей в деятельности любого хозяйствующего субъекта, которая заключается в стремлении максимизировать его уровень.

В процессе финансового планирования предприятие учитывает прирост и сокращение нормативов собственных оборотных средств, определяемых как разница между нормативами на конец и начало планируемого периода. Прирост норматива собственных оборотных средств финансируется в первую очередь за счет собственных ресурсов.

В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. "Это привело бы к образованию излишков оборотных средств в отдельные моменты и ослаблению стимулов к их экономичному использованию".

Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства.

Заемный средства, используемые предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом.

Заемный капитал – это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Заемные средства могут быть кратко- и долгосрочными.

Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

Краткосрочный кредитор – это обычно поставщик (продавец) продукции и держатель векселя предприятия. Сроки предоставления заемных средств, а также стоимость их привлечения формируют условия привлечения заемных средств. Формами привлекаемых заемных средств выступают финансовый (банковский и небанковский), коммерческий (в виде предоплаты, авансирования покупателями), товарный (в виде вещи, с рассрочкой платежа) и прочие формы кредитования. Основными кредиторами являются финансово-кредитные учреждения и поставщики.

В условиях рыночной экономики ни одно предприятие не может и не должно обходиться без заемных средств, так как их использование способствует повышению эффективности собственных средств, удовлетворению определенных потребностей предприятия. Заемные средства являются финансовым рычагом, с помощью которого повышается рентабельность предприятия. Многообразие этих средств дает возможность их использования в различных ситуациях, в основном в следующих случаях:

- с целью повышения рентабельности  собственных средств;

- при недостаточности собственных  средств;

- при формировании переменной  части оборотных активов;

- при покрытии отдельных затрат, носящих неравномерный характер  в отдельные периоды времени;.

- как источник инвестиций и  др.

Предприятие в своей деятельности может использовать следующие виды заемных средств:

- кредиты банков – долгосрочные  и краткосрочные;

- займы юридических и физических  лиц;

Информация о работе Управление оборотными средствами предприятия