Управление заемным капиталом на примере ООО «Микан».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть политику привлечения заемных средств на предприятии и выявить пути совершенствования привлечения заемных средств.

Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

§ Изучить стоимостную концепцию финансового менеджмента;

§ Рассмотреть коэффициенты, отражающие эффективность формирования капитала предприятия;

§ Дать технико-экономическую характеристику изучаемой организации;

§ Проанализировать использование финансовых ресурсов в организации;

§ Выявить проблемы привлечения внешних финансовых ресурсов для анализируемой организации;

§ Сформулировать предложения по совершенствованию управления капиталом в организации.

Файлы: 1 файл

Управление заемным капиталом на примере ООО «Микан»..docx

— 128.87 Кб (Скачать файл)

 
 
 
Как показывают данные таблицы 8, динамика коэффициента капитализации свидетельствует  о достаточности финансовой устойчивости организации, так как для этого  необходимо, чтобы этот коэффициент  был не выше 1,5. Рост коэффициента капитализации  составил 0,27. На величину данного показателя влияют следующие факторы: высокая  оборачиваемость, стабильный спрос  на реализуемую продукцию, налаженные каналы снабжения и сбыта, низкий уровень постоянных затрат. Коэффициент  финансовой независимости на анализируемом  предприятии упал на 0,152 пункта, но выше критической точки, что свидетельствует  о благоприятной финансовой ситуации. Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования. Хотя по сравнению с2007 г. он упал на 2,73 пункта. 
 
У ООО «МИКАН» этот коэффициент очень низок: собственными оборотными средствами покрывалось в конце 2007 г. лишь 36,4% оборотных активов. Хотя это значительно выше показателя за 2009 г. (–0,28). Это говорит о том, что в 2009 г. предприятие нуждалось в собственных оборотных средствах и зависит от заемных средств, которых не имеет. 
 
Предприятие обладает достаточной финансовой устойчивостью, так как показатель финансовой устойчивости выше критического (0,6), но ниже чем в 2007 г. на 0,15 пункта. 
 
Рентабельность собственного капитала является одним из основных показателей эффективности функционирования предприятия, вся деятельность которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала. 
Таблица 9  
 
Динамика влияния факторов на рентабельность в ООО «МИКАН» в 2007 – 2009 гг.

 
Факторы, влияющие на рентабельность

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Абсолютные отклонения 
 
2009 г. к 2007 г.

 
1 Выручка от продажи

 
123584

 
295976

 
245675

 
+122091

 
2 Себестоимость

 
100853

 
252924

 
233646

 
+132793

 
3 Коммерческие расходы

 

 

 

 

 
4 Управленческие расходы

 

 

 

 

 
5 Рентабельность (убыточность) продаж

 
18,39

 
14,54

 
4,89

 
–13,50

 
6 Проценты к получению

 

 

 

 

 
7 Проценты к уплате

 

 

 

 

 
8 Доходы от участия в других  организациях

 

 

 

 

 
9 Прочие операционные доходы

 

 

 

 

 
10 Прочие операционные расходы

 

 

 

 

 
11 Прочие внереализационные доходы

 
7408

 
13549

 
9860

 
+2452

 
12 Прочие внереализационные расходы

 
2427

 
5249

 
254

 
–2173

 
13 Налог на прибыль

 
7668

 
10851

 
6979

 
–689

 
14 Чрезвычайные доходы

 

 

 

 

 
15 Чрезвычайные расходы

 

 

 

 

 
16 Чистая рентабельность (убыточность)

 
16,22

 
13,68

 
5,69

 
–10,26


 
 
 
Рентабельность продаж определяется по формуле: 
 
 (3) где 
 
ПР – прибыль от продаж; 
 
В – объем реализованной продукции. 
 
Чистая рентабельность определяется по формуле: 
 
(4) где 
 
ПЧ – чистая прибыль; 
 
В - объем реализованной продукции. 
 
По данным таблицы 9 видно, что в отчетном году увеличилась выручка от реализации (+122091 тыс. руб.), себестоимость продукции (+132793 тыс. руб.) и внереализационные доходы (+2452 тыс. руб.), но уровень рентабельности продаж по сравнению с 2007 г. упал на 13,5%, чистая рентабельность на 10,26%. 
 
Деятельность организации в 2009 г. была убыточнее чем в 2007 г. 
 
Кроме коэффициентов рентабельности продаж и чистой рентабельности для анализа собственного капитала используют следующие показатели: рентабельность всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность финансовых вложений. 
 
По данным таблицы 10 видно, что рентабельность уменьшились по всем показателям. Так 4,89% прибыли приходится на единицу проданной продукции, что на 13,5% меньше чем в 2007 г. 5,96% прибыли остается у предприятия после выплаты налогов – на 10,25% меньше чем в 2007 г. На 11,53% уменьшился размер чистой прибыли, приходящейся на единицу выручки и составил 5,95%. Экономическая рентабельность показывает, что на предприятии снизилась эффективность использования имущества на 11,53% (=12,84%).  
 
Таблица 10  
 
Показатели рентабельности ООО «МИКАН» (2007 – 2009 гг.)

 
Показатели

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Абсолютные отклонения 
 
2009 г. к 2007 г.

 
1 Рентабельность продаж

 
18,39

 
14,54

 
4,89

 
–13,5

 
2 Бухгалтерская рентабельность  от обычной деятельности

 
16,21

 
13,68

 
5,96

 
–10,25

 
3 Чистая рентабельность

 
16,21

 
13,68

 
5,95

 
–10,25

 
4 Экономическая рентабельность

 
24,37

 
25,37

 
12,84

 
–11,53

 
5 Рентабельность собственного капитала

 
29,42

 
42,62

 
18,98

 
–10,44

 
6 Затратоотдача

 
22,54

 
17,02

 
5,15

 
–17,39

 
7 Рентабельность перманентного  капитала

 
29,42

 
42,62

 
18,98

 
–10,44


 
 
 
Как видно из таблицы 10 так же снизилась  эффективность использования собственного капитала и составила 18,98% по сравнению  с2007 г. – 29,42%. 5,15% прибыли от продаж приходится на 1 рубль затрат (–17,39%). Произошло  ухудшение в использовании капитала, вложенного в деятельность предприятия  на длительный срок. 
 
Рассмотрим структуру пассива баланса ООО «МИКАН» за 2007-2009 гг. в таблице 11. 
 
Таблица 11 
 
Структура пассива баланса ООО «МИКАН» за 2007 – 2009 гг.

 

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Собственный капитал

 
61169

 
95019

 
77083

 
Задолженность по кредитам и займам

 
14129

 
64631

 
36905

 
Итого

 
75298

 
159650

 
113988


 
 
 
В таблице 11 рассмотрено влияние  задолженности на рентабельность организации. На анализируемом предприятии деятельность финансируется за счет собственного капитала и задолженности по кредитам и займам. 
 
Далее, в таблице 12 показано влияние коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «МИКАН» в 2007 – 2009 гг. 
Таблица 12  
 
Влияние коэффициента экономической рентабельности (12,84%) на рентабельность собственного капитала в ООО «МИКАН» в 2007 – 2009 гг.

 

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Абсолютные отклонения 
 
2009 г. к 2007 г.

 
Прибыль от продаж, тыс. руб.

 
22730

 
43051

 
12028

 
–10702

 
Выручка от продажи

 
123584

 
295976

 
245675

 
+122091

 
Активы, тыс.руб.

 
61169

 
95018

 
77082

 
+15913

 
Проценты, тыс. руб.

 
0

 
0

 
0

 
0

 
Налог на прибыль (24%), тыс. руб.

 
6819

 
12915

 
3608

 
–3211

 
Чистая прибыль, тыс. руб.

 
15911

 
30136

 
8420

 
–7491

 
Собственный капитал, тыс. руб.

 
61169

 
95019

 
77083

 
15914

 
Рентабельность собственного капитала, %

 
26,01

 
31,72

 
10,92

 
–15,09


 
 
 
В таблице 12 показано влияние экономической  рентабельности на рентабельность собственного капитала. Этот коэффициент представляет собой отношение чистой прибыли  к собственному капиталу (т.е. чистая прибыль после уплаты налогов/собственный  капитал). 
 
По данным таблицы 12 видно, что доходность собственного капитала уменьшилась на 15,09%. Произошло это за счет снижения экономической рентабельности на 11,53%. Это оказало влияние на уменьшение рентабельности продаж на 13,5% и на уменьшение чистой рентабельности на 10,26%. 
 
В основу модели Дюпона была заложена жестко детерминированная зависимость 
 
или  ,(5) 
 
где  - чистая прибыль; 
 
- сумма активов организации; 
 
- (объем производства) выручка от реализации. 
 
В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности собственного капитала (ROE), а в основании – признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия. Основное отличие этих моделей заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Надо сказать, что модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы Дюпон, довольно долго оставались невостребованными, и только в последнее время им стали уделять внимание. 
 
Математическое представление модифицированной модели Дюпон имеет вид: 
 
,(6) 
 
где  – рентабельность собственного капитала; 
 
ЧП - чистая прибыль; 
 
А - сумма активов организации; 
 
ВР - (объем производства) выручка от реализации. 
 
СК - собственный капитал организации. 
 
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.  
 
Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: 
 
,(7) 
 
где  величина собственных средств на начало и на конец периода. 
 
В практике анализа применяется множество показателей эффективности работы предприятия. Показатель рентабельности собственного капитала выбран потому, что он является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которую собственники получают с рубля вложенных в предприятие средств. Этот коэффициент учитывает такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль. 
 
Оборачиваемость активов (ресурсоотдача). 
 
Формула для расчета показателя имеет вид: 
 
,(8) 
 
где ВР – выручка от реализации за расчетный период; 
 
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода. 
 
Этот показатель можно интерпретировать двояко. С одной стороны, оборачиваемость активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, т. е. оценивает интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, ресурсоотдача показывает, сколько рублей выручки предприятие имеет с рубля, вложенного в активы. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования. 
 
Рентабельность продаж. 
 
Рентабельность продаж также является одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании. Он рассчитывается как:  
 
, (9) 
 
где  выручка от реализации продукции, 
 
чистая прибыль предприятия. 
 
Этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах. 
 
Рентабельность активов. 
 
Показатель рентабельности активов рассчитывается по следующей формуле: 
 
, (10) где 
 
чистая прибыль, 
 
Анп, Акп – величина активов на начало и конец периода. 
 
Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала. С точки зрения бухгалтерской отчетности этот показатель связывает баланс и отчет о прибылях и убытках, то есть основную и инвестиционную деятельность предприятия, поэтому он является весьма важным и для финансового управления. 
 
Финансовый рычаг (леверидж). 
 
Данный показатель отражает структуру капитала, авансированного в деятельность предприятия. Он рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу. 
 
, (11) где 
 
- авансированный капитал, 
 
- собственный капитал. 
 
Представим расчеты рентабельности собственного капитала по традиционной формуле за 2007-2009 гг. 
 
Рск(2007) = ЧП/СК = 15911/61169 = 26%  
 
Рск(2008)  = 30136/ 95019 = 31% 
 
Рск(2009)  = 8420/77083 = 11% 
 
 
 
,(12) 
 
где  – рентабельность собственного капитала; 
 
ЧП - чистая прибыль; 
 
А - сумма активов организации; 
 
ВР - (объем производства) выручка от реализации. 
 
СК - собственный капитал организации. 
 
Сведем расчеты, полученные по модели Дюпона, в таблицу 13. 
 
 
Таблица 13 
 
Расчет рентабельности собственного капитала ООО «МИКАН» (2007-2009 гг.) 

 
Показатель

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
Выручка 

 
123584

 
295976

 
245675

 
Активы 

 
61169

 
95018

 
77082

 
Чистая прибыль 

 
15911

 
30136

 
8420

 
Собственный капитал

 
61169

 
95019

 
77083

 
Оборот активов

 
2,02

 
3,11

 
3,19

 
Рентабельность продаж

 
18,39 %

 
14,54%

 
4,89%

 
Уровень самофинансирования

 
1

 
1

 
1

 
Рентабельность собственного капитала

 
26%

 
31%

 
11%


 
 
 
Как показывают данные таблицы 13 в структуре источников финансирования организации за три года произошли изменения. 
 
За 2009 год доля собственного капитала увеличилась на 8,11%. Соответственно, на столько же снизилась доля заемного капитала. Это снижение произошло за счет уменьшения краткосрочных обязательств на 27726 тыс. руб., а они снизились за счет суммы кредиторской задолженности на 70,95% (38448 тыс. руб.). В составе заемных средств обозначились прочие обязательства, но они не повлияли на увеличение заемного капитала.  
 
Величина собственного капитала уменьшилась на 17936 тыс. руб. Это произошло в результате снижения нераспределенной прибыли в 2009 году. Темпы роста источников финансирования в 2008 году превышают темпы роста источников финансирования в 2009 году. В анализируемом периоде произошел перелом в соотношении собственного и заемного капитала в пользу собственного (81,12%).  
 
По данным таблицы 13 за анализируемый период собственные оборотные средства предприятия выросли на 7262 тыс. руб. и составили в 2009 г. – 8079 тыс. руб. Положительный показатель собственных оборотных средств говорит об увеличении получаемой предприятием прибыли. Отрицательное влияние на сумму собственных оборотных средств оказало увеличение показателя незавершенного строительства на 11264 тыс. руб. 
 
Из таблицы 13 видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости активов и структуры авансированного капитала.  
 
Полученные данные говорят об уменьшении  рентабельности собственного капитала. 

Информация о работе Управление заемным капиталом на примере ООО «Микан».