Управление запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:30, контрольная работа

Описание работы

Управление запасами - важная часть общей политики управления оборотными активами предприятия, основная цель которой — обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.
МОДЕЛЬ ЭКОНОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОГО РАЗМЕРА ЗАКАЗА - [Economic Ordering Quantity model; EOQ] - алгоритм, позволяющий оптимизировать оптимальный размер партии поставки сырья (материалов, товаров) с учетом общего необходимого объема их закупки и реализации.

Содержание работы

1. Модель экономически обоснованного размера заказа--------------3-6
2. Политика управления запасами ------------------------------------------7-12
3. Планируемый объем финансовых средств, авансируемых
в товарные запасы----------------------------------------------------------13
4. Метод ЛиФО------------------------------------------------------------------14
5. Метод ФиФо------------------------------------------------------------------15-17
6. Графическая зависимость между размером партий
поставки и средним размером запасов----------------------------------18-19
7. Решение задачи.--------------------------------------------------------------20
Список литературы-----------------------------------------------------------------21

Файлы: 1 файл

контрольная по финансовому менедж.docx

— 134.80 Кб (Скачать файл)

Расчет плановой суммы  запасов каждого вида (в целом  и по основным группам учитываемой  их номенклатуры) осуществляется по формуле:

Где Зп — плановая сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

Нтх — норматив запасов текущего хранения в днях оборота;

Оо—однодневный объем производства (для запасов сырья и материалов) или реализации (для запасов готовой продукции) в плановом периоде;

Зсх — планируемая сумма запасов сезонного хранения;

Зцн — планируемая сумма запасов целевого назначения других видов.

4. Определение необходимого  объема финансовых средств, авансируемых  в формирование товарно-материальных  ценностей. Принципиальная формула,  по которой определяется необходимый  объем финансовых средств, авансируемых  в формирование запасов товарно-материальных  ценностей, имеет вид:

где ФСз — плановый объем финансовых средств, авансируемых в запасы;

Зп — плановая сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

КЗт — средняя сумма кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям (ее основу составляет предоставленный предприятию товарный кредит при закупке сырья и материалов).

5. Минимизация текущих  затрат по обслуживанию запасов.  Процесс движения запасов товарно-материальных  ценностей на предприятии состоит  из операций по их доставке, приемке, хранению, подготовки к  использованию, подсортировки и  других.

Расходы по обслуживанию этого  процесса представляют собой определенную часть этих затрат (издержек)

предприятия. Минимизация  этой части издержек является важным условием повышения эффективности  хозяйственной деятельности предприятия, так как способствует увеличению его прибыли.

Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, состоящую  в определении оптимального размера  партии их поступления (поставки). Чем  выше размер партии поступления (поставки), тем ниже относительный размер текущих  затрат по размещению заказа, доставке продукции и ее приемке. Однако высокий размер партии поступления (поставки) определяет высокий средний размер запаса — если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней, а если размер партии поставки сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса составит 15 дней (см. рисунок 43). В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов. Расчет оптимального размера партии поступления (поставки), при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется с использованием "Модели экономически обоснованного размера заказа ".

6. Обеспечение своевременного  вовлечения в хозяйственный оборот  излишних запасов товарно-материальных  ценностей. В процессе разработки  политики управления запасами  должны быть заранее предусмотрены  меры по ускорению вовлечения  в оборот сверхнормативных запасов.  Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения. Контроль за состоянием запасов осуществляется в процессе мониторинга текущей хозяйственной деятельности предприятия.

7. Реальное отражение  в финансовом учете стоимости  запасов товарно-материальных ценностей  в условиях инфляции. В связи  с изменением номинального уровня  цен на товарно-материальные ценности  в условиях инфляционной экономики,  цены, по которым сформированы  их запасы, требуют соответствующей  корректировки к моменту производственного  потребления или реализации этих  активов. Если такая корректировка  цен не будет произведена, реальная  стоимость запасов этих активов  будет занижаться, а соответственно  будет занижаться и реальный  размер инвестированного в них  капитала. Это нарушит объективность  оценки состояния и движения  этого вида активов в процессе  финансового менеджмента.

В практике финансового менеджмента  для отражения реальной стоимости  запасов может быть использован  метод ЛИФО [LIFOJ, который в отличие  от метода ФИФО [FIFO]позволяет получить реальную оценку этих активов в условиях инфляции и эффективней управлять  стоимостной формой движения запасов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планируемый объем финансовых средств, авансируемых  в товарные запасы.

Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование товарно-материальных ценностей. Принципиальная формула, по которой определяется необходимый  объем финансовых средств, авансируемых в формирование запасов товарно-материальных ценностей, имеет вид:  

Формула расчета необходимого объема финансовых средств, авансируемых в  формирование запасов товарно-материальных ценностей

где ФСз — плановый объем финансовых средств, авансируемых в запасы;

Зп — плановая сумма запасов на конец рассматриваемого периода;

КЗт — средняя сумма кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям (ее основу составляет предоставленный предприятию товарный кредит при закупке сырья и материалов).

 Расчет ведется по каждому  из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод ЛиФО

 

С 1 января 2008 года последний метод  в бухгалтерском учете применять  будет нельзя. Соответствующие поправки внесены в ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н), а также в Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина  России от 28 декабря 2001 г. № 119н). В налоговом учёте данный метод есть. Чтобы избежать возникновения разниц между данными бухгалтерского и налогового учета, целесообразно для оценки МПЗ при их списании устанавливать одинаковые методы оценки и принятое решение закреплять в приказе по учетной политике организации.

ЛИФО - этот метод основан на допущении, что материалы списываются в производство в последовательности, обратной той, в которой они приобретены. Материалы из ранее приобретенных партий не списываются, пока не израсходована последняя. При методе ЛИФО материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, последних по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости первых по времени приобретения.

В том случае если первые по времени  приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ЛИФО приводит к тому, что  материалы списываются в производство по большей стоимости, соответственно, себестоимость продукции выше и  прибыль ниже.

Если цены на материалы имеют  тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ЛИФО сумма  налога на прибыль будет снижаться.

 

 

 

 

  1. Метод ФиФо

В соответствии с пунктом 19 ПБУ 5/01 данный метод основан на допущении, что материалы списываются в  производство в той последовательности, в которой они приобретены. Материалы  из последующих партий не списываются, пока полностью не израсходована предыдущая. При этом способе материалы, отпущенные в производство, оцениваются по фактической себестоимости материалов, первых по времени приобретения, а остаток материалов на конец месяца оценивается по себестоимости последних по времени приобретения ( 1, с.50.).

В том случае если первые по времени  приобретения партии стоят дешевле, а последующие дороже, применение метода ФИФО приводит к следующему результату - материалы списываются  в производство по меньшей стоимости, соответственно, себестоимость продукции  ниже и прибыль выше.

Если цены на материалы имеют  тенденцию к снижению, то, наоборот, в случае применения метода ФИФО прибыль  будет уменьшаться.

В литературе предложено два способа  определения стоимости материалов, списанных в производство по методу ФИФО.

1. Сначала списываются материалы  по стоимости первой приобретенной  партии, если количество списанных  материалов больше этой партии, списывается вторая и так далее. Остаток материалов определяется вычитанием стоимости списанных материалов из общей стоимости материалов, поступивших за месяц (с учетом остатка на начало месяца).

2. Определяется остаток материалов  на конец месяца по цене  последних по времени приобретения. Стоимость материалов, списанных  в производство, определяется вычитанием  полученной величины из общей  стоимости материалов, поступивших  за месяц (с учетом остатка  на начало месяца).

Пример( 7, с.123-124):

На начало месяца остаток  краски составлял 100 банок по цене 35-00 рублей за банку.

Остаток на начало месяца составляет: 100 х 35-00 = 3 500 рублей

В течение месяца поступило:

1 партия: 120 банок по  цене 40-00 рублей за банку;

2 партия: 80 банок по цене 45-00 рублей за банку;

3 партия: 100 банок по  цене 50-00 рублей за банку.

Общая стоимость поступившей  краски составляет:

120 х 40-00 + 80 х 45-00 + 100 х  50-00 = 13 400-00 рублей

За месяц в производство списано 270 банок краски, остаток  на конец месяца составляет 130 банок.

1 вариант

Всего списано 270 банок краски, причем сначала полностью списывается  остаток на начало месяца (100 банок), затем списывается первая партия (120 банок). Так как общее количество больше, то оставшееся количество списывается  из второй партии 270 – (100 + 120) = 50 банок

Стоимость списанной краски составляет:

100 х 35-00 + 120 х 40-00 + 50 х 45-00 = 10 550-00 рублей

Средняя себестоимость одной банки  списанной краски составляет:

10 550-00 / 270 = 39-07 рублей

Стоимость остатка краски составляет:

(3 500-00 + 13 400-00) – 10 550-00 = 6 350-00 рублей 

При данном варианте необходимо точно  определить, материалы из каких партий составляют остаток на конец месяца, так как в следующем месяце они будут списываться первыми.

Остаток составляют:

Из второй партии: 80 – 50 = 30 банок  на сумму 30 х 45-00 = 1 350-00 рублей;

Третья партия остается на конец  месяца полностью: 100 х 50-00 = 5 000-00 рублей

2 вариант

 

Остаток на конец месяца составляет 130 банок, причем третья партия (100 банок) числится на остатке полностью, поскольку  этого недостаточно, 30 банок из второй партии также включаются в остаток.

Стоимость остатка на конец месяца составляет:

100 х 50-00 + 30 х 45-00 = 6 350-00 рублей

Стоимость списанной краски составляет:

(3 500-00 + 13 400-00) – 6 350-00 = 10 550-00.

Средняя себестоимость одной банки  списанной краски составляет:

10 550-00 / 270 = 39-07 рублей

Из приведенных примеров видно, что стоимость списанных материалов и остатка одинаковы при использовании обоих вариантов. При втором варианте достаточно точно определить, материалы из каких именно партий составляют остаток на складе, а стоимость списанных материалов определяется расчетным путем без обязательного отнесения на конкретную партию, тогда как при первом варианте нужно точно определять, из каких именно партий материалы списываются и остаются на конец месяца. Этот вариант становится очень трудоемким, если в течение месяца закупки материалов производятся достаточно часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Графическая зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса

 

.

Рисунок 2. Зависимость между размером партии поставки и средним размером запаса .

При работе с поставщиками существует дилемма: закупать большими партиями, экономя за счет редкой транспортировки, но зато теряя на хранении , либо закупать мелкими партиями, часто, тратя время и деньги на заказ и обработку. Модель требует тщательного сбора косвенных данных по работе магазина. Конкретно необходимо посчитать два важных параметра:

•первое — это стоимость размещения заказа (т. е. во сколько обходится  посчитать, оформить, отправить заказ  поставщику, получить его и оприходовать);

•и второе — издержки хранения заказов (т. е. сумма, которую тратит магазин на приемку, оформление, сортировку, хранение, упаковку, перевозку этого  товара).

Для производственных запасов она  состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья  и материалов. Чем выше размер партии поставки, тем ниже относительный  размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса – если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер его запаса составит 30 дней, а если размер партии поставки сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер его запаса составит 15 дней . В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов .

Информация о работе Управление запасами