Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:08, контрольная работа
Проведенный анализ положений Закона позволяет сделать следующие выводы:
Закон существенно отличается от ныне действующего Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 1992 г. прежде всего подходом к формам и методам валютного контроля. Очевиден отказ от жесткой формы предварительного контроля — разрешительной, т. е. необходимость получения предварительных разрешений, и переход к более маневренной — использование специальных счетов и системы резервирования.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.
В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
В последнее десятилетие
валютный рынок как форма организации
движения валютных ценностей в Российской
Федерации развивается бурными
темпами. В настоящее время можно
утверждать, что внутренний валютный
рынок в России вышел на качественно
новый уровень своего развития, когда
каждый субъект хозяйственной
На валютном рынке любой экономический субъект (государство, хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.
В связи с этим возникает
необходимость валютного
Важная роль в валютном
регулировании принадлежит
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.
Закон РФ "О валютном регулировании
и валютном контроле" установил
не только основные понятия валютного
законодательства, обозначил объекты
и субъекты валютного контроля, но
и определил полномочия различных
государственных органов в
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:
1. Центральный банк России;
2. Правительство РФ;
3. Государственный таможенный комитет.
Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом валютного контроля и подотчетен Центральному Банку России по Ростовской области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному комитету.
В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" на Центральный Банк России была возложена функция основного органа валютного регулирования в стране.
Центральный Банк России устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.
Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет непосредственно Правительством и Центральным Банком России, а также через агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.
Органы и агенты валютного
контроля в пределах своей компетенции
вправе проверять все документы,
связанные с осуществлением ими
функций валютного контроля, получать
необходимые объяснения, справки
и сведения, изымать документы, содержание
которых противоречит действующему
валютному законодательству. В их
функции входит также приостанавливать
операции по счетам в уполномоченных
банках, лишать лицензий и разрешений
на право ведения валютных операций
при непредставлении
В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком, специально созданное ведомство - итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:
- регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня);
- управление официальными валютными резервами;
- валютное регулирование и валютный контроль;
- валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами проводимой центральными
банками валютной политики являются
валютные интервенции и, в той
или иной степени, практически все
инструменты денежно-кредитной
Основными принципами валютного
регулирования и валютного
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного
регулирования и валютного
5) обеспечение государством
защиты прав и экономических
интересов резидентов и
Центральный банк Российской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политики страны.
Глава 9 Федерального закона
«О Банке России» предусматривает
разграничение полномочий ЦБР в
области международной и
Валютная политика любой страны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых российским государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы. Это всецело относится и к России. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыке национальной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент создания предпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютной политики Российской Федерации в период перехода от командно-административной экономики к рыночным отношениям являются:
- прекращение так называемой «всеобщей долларизации всей страны»;
- поддержание стабильности национальной валюты - российского рубля, т.е. более или менее стабильного курса по отношению к валютам других государств;
- создание предпосылок для введения полной конвертируемости рубля.
Валютную политику по форме
и по существу нельзя отделить от всего
круга проблем
Основное направление
валютной политики, как составной
части экономической стратегии
страны в переходный период, можно
проследить, в первую очередь, на примере
либерализации условий
- отход от количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методам ее регулирования, переход к единому курсу рубля;
- сближение структуры внутренних и внешних (мировых) цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированного импортного тарифа;
- переход к внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала по текущим, а затем по капитальным операциям;
- поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
В Рабочей программе Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг. «Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты следующие задачи;
- либерализация рынков, в первую очередь, валютного и внешнеторгового;
- ликвидация множественности курсов и переход к единому валютному курсу;
- расширение объемов продажи экспортной выручки на валютном рынке.
Для достижения перечисленных выше задач предполагалось;
- резко ограничить, а затем полностью прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;
- снизить экспортные пошлины на неэнергетические товары и ликвидировать централизованный экспорт;
- отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи экспортной выручки;
- отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.
Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:
- проведение жесткой денежно-кредитной политики и снижение темпов инфляции;
- достижение процентной ставкой по банковским ссудам положительного уровня;
- повышение ставок по депозитам и вкладам, обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению с приобретением и размещением СКВ;
- расширение производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ