Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование системы финансового планирования на предприятии на основе анализа теоретического материала, обоснование роли и значения финансового планирования в системе управления организацией, состава и назначения финансовых планов.
Введение 3
1. Содержание и значение финансового планирования 5
1.1 Сущность и задачи финансового планирования 5
1.2 Место и роль финансового плана в бизнес-плане 8
2. Методы финансового планирования 12
2.1 Основные этапы процесса финансового планирования 12
2.2 Методы расчета показателей финансового плана 14
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией 17
3.1 Перспективный финансовый план 17
3.2 Текущий финансовый план 20
3.3 Оперативный финансовый план 24
Заключение 28
Список литературы 30
Таким
образом, путем составления
Количественные и качественные характеристики целей и задач, выявленных и поставленных на этапе перспективного финансового планирования, уточняются путем составления текущих финансовых планов.
Текущее финансовое планирование является составной частью перспективного финансового плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущее планирование обычно осуществляется на период в один год с разбивкой по кварталам.
В
настоящее время текущее
«Бюджет — это документ, в котором показаны централизованно установленные количественные показатели плана организации на определенный период» [9, c. 224]. Сводный бюджет объединяет два составные части: операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет, в зависимости от сферы деятельности организации, может содержать бюджеты продаж, производственный, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, производственных запасов, коммерческих расходов, управленческих расходов, доходов и расходов. Финансовый бюджет включает бюджеты: инвестиционный (капитальных вложений), бюджет движения денежных средств (кассовый), прогноз баланса (балансовый отчет). Сводный бюджет содержит основные бюджеты, составление которых обязательно для каждой организации, использующей бюджетирование, независимо от организационной формы и сферы деятельности. Основные бюджеты — это консолидированные бюджеты, имеющие стандартные форматы. К ним относятся прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. «При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятия необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджетов более высокого уровня» [3, c. 479].
Существует дискуссия по поводу соотношения понятий «план» и «бюджет». В западной экономической литературе, особенно англоязычной, наблюдается четкое разграничение этих понятий [13, c. 69]. Подобного мнения придерживаются и некоторые отечественные авторы [6, c. 9]. Однако в отечественной практике различие между финансовым планом и бюджетом несущественно, можно даже сказать, что эти понятия идентичны, поскольку по структуре и содержанию вышеперечисленные основные бюджеты идентичны планам прибылей и убытков, движения денежных средств и плановому балансу [10, c. 268-279], которые составлялись на практике в недавнем прошлом.
Бюджеты могут быть классифицированы по разным основаниям.
По реакции на изменения различают жесткие бюджеты, цифровые показатели которых не изменяются в течение года, и гибкие бюджеты, в которых плановые документы могут периодически корректироваться для отражения оперативных результатов. По степени непрерывности выделяют дискретные и скользящие бюджеты, по целевой ориентации — стратегические и тактические.
Различают два основных метода бюджетирования. Традиционный метод — планирование производится от достигнутого уровня, т.е. на базе предшествующих бюджетов. Нулевой метод — применяется для нового предприятия или при реинжиниринге деятельности действующего.
Существует два основных способа построения бюджета:
1. Бюджетирование «снизу вверх» (build up) начинается с бюджета продаж. Исходя из суммы продаж и соответствующих затрат получают финансовые показатели деятельности предприятия, которые затем сводятся в общий бюджет организации.
2. Бюджетирование «сверху вниз» (break-down) начинается с определения руководством организации целей и задач, плановых показателей, по мере продвижения на более низкие уровни структуры эти показатели все более детализируются и включаются в планы подразделений.
Рассмотрим основные бюджеты.
Бюджет доходов и расходов — показывает, какой доход заработало предприятие за плановый период, какие затраты были понесены, отражает прогнозируемый размер прибыли. Большая часть исходных данных берется из операционных бюджетов. Бюджет доходов и расходов для упрощения процесса планирования может разрабатываться по форме, идентичной прогнозному отчету о прибылях и убытках или форме №2 бухгалтерской отчетности [2]. Показатели отображаются с разбивкой по кварталам. Дополнительно, на последней строке можно отобразить нераспределенную прибыль нарастающим итогом.
Бюджет движения денежных средств — охватывает совокупность денежных потоков, представляющих собой непрерывный процесс движения денежных средств. Денежные потоки могут быть классифицированы:
Бюджет движения денежных средств отражает предполагаемые в течение года притоки и оттоки денежных средств по трем видам деятельности. Бюджет считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Денежным потоки также могут планироваться не только по организации в целом, но и по отдельным подразделениям.
Завершается процесс бюджетирования составлением прогноза баланса. Прогноз баланса также должен состоять из двух, равных между собой разделов — актива и пассива. Прогноз баланса строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений, для определения которых используется информация, содержащаяся в бюджете доходов и расходов и бюджете движения денежных средств.
В дополнение иногда разрабатывается бюджет по налогам, который отражает плановый уровень и сроки погашения налогов и иных обязательных платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды. Бюджет по налогам всегда рассчитывается только по организации в целом.
В связи с динамичностью рыночной среды возникает потребность в приспособлении текущих финансовых планов к изменениям, возникающим в течение года. Эта задача решается путем составления оперативных финансовых планов.
финансовый бизнес план
«Оперативное
финансовое планирование — разработка
краткосрочных плановых заданий (оперативных
мер) по обеспечению денежными
В процессе оперативного финансового планирования производится:
Результатом оперативного финансового планирования является составление «платежного календаря (кассового плана (бюджета), оперативного бюджета денежных средств) — на предстоящий месяц (квартал) с разбивкой по декадам или дням» [9, c. 246].
«Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы на определенный период времени» [9, c. 246]. Платежный календарь позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность организации.
Составление платежного календаря проводится в несколько этапов:
1. Занесение плановых выплат и поступлений по операционной деятельности;
2. Занесение данных на оплату и поступлений по инвестиционной деятельности;
3.
Занесение плановых выплат и
поступлений по финансовой
4.
Формирование промежуточного
5.
Определение необходимости
6. Формирование итогового сальдо денежных средств.
Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации, составными элементами которой являются такие документальные источники, как договоры, счета-фактуры, платежные поручения, графики отгрузки продукции и выплаты зарплаты, законодательно установленные сроки платежей по финансовым обязательствам перед бюджетом, внебюджетными фондами, контрагентами и др.
На основании входящих первичных документов заполняется календарь очередности платежей и поступлений, запланированный по датам обычно в течение месяца. Этот календарь может заполняться как вручную, так и автоматически при помощи пакетов прикладных программ.
Форма и методика составления платежного календаря аналогична бюджету движения денежных средств. Платежный календарь составляется на основании календаря очередности платежей.
Критерием качества оперативного финансового планирования является своевременное исполнение обязательств с нулевым итоговым сальдо по операционной деятельности. Превышение расходами ожидаемых поступлений означает недостаточность собственных возможностей организации для их покрытия. В целях недопущения дефицита бюджета должна быть заранее решена очередность оплаты счетов. Для этого все запланированные выплаты делят на группы по степени их важности.
К платежам первой очереди в большинстве случаев относят:
Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении организацией