Введение в финансовый менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 19:08, лекция

Описание работы

Финансовый менеджмент (ФМ) как наука, посвященная методологии и технике управления финансами хозяйствующего субъекта (организации, предприятия, компании), сформировалась в рамках современной теории финансов путем ее дополнения аналитическими разделами бухгалтерского учета. Первые книги по новой дисциплине появились в англоязычных странах в 60-х гг. XX в. Тогда ФМ и выделился (наряду с макрофинансами и портфельными инвестициями) в отдельное направление изучения движения денежных потоков в экономике. Как самостоятельное научное направление ФМ сформировался на стыке трех наук: неоклассическая теория финансов, бухгалтерский учет и общая теория менеджмента.

Содержание работы

Финансовый менеджмент: сущность и значение.
Финансовый менеджмент как система управления.
Цель, задачи и функции финансового менеджмента.
Концепции финансового менеджмента.
Методы экономической диагностики управления финансами.
Международные аспекты финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Финансовый менеджмент: сущность и значение.
    2. Финансовый менеджмент как система управления.
    3. Цель, задачи и функции финансового менеджмента.
    4. Концепции финансового менеджмента.
    5. Методы экономической диагностики управления финансами.
    6. Международные аспекты финансового менеджмента.

 

    1. Финансовый менеджмент: сущность и значение.

Деньги – самая важная вещь в мире.

Деньги – как лампа Алладина.

Бернард Шоу

 

Финансовый менеджмент (ФМ) как наука, посвященная методологии и технике управления финансами хозяйствующего субъекта (организации, предприятия, компании), сформировалась в рамках современной теории финансов путем ее дополнения аналитическими разделами бухгалтерского учета. Первые книги по новой дисциплине появились в англоязычных странах в 60-х гг. XX в. Тогда ФМ и выделился (наряду с макрофинансами и портфельными инвестициями) в отдельное направление изучения движения денежных потоков в экономике. Как самостоятельное научное направление ФМ сформировался на стыке трех наук: неоклассическая теория финансов, бухгалтерский учет и общая теория менеджмента.

Появление и развитие ФМ было обусловлено давлением финансовых рынков, ситуации на них, влиянием на поведение и конкурентные стратегии предприятий, иными словами, ростом зависимости бизнеса от окружающей финансовой среды.

В современной рыночной экономике в общей совокупности коммерческих организаций наиболее значимую роль играют крупные акционерные общества. Большинство тем курса «Финансовый менеджмент» рассмотрены на их примере.

Предметом изучения курса «Финансовый менеджмент» является движение денежных потоков хозяйствующих субъектов (организаций), представляющих собой «кровеносную систему» любого предприятия, а эффективное управление ими является приоритетной задачей системы управления предприятием в целом.

Финансовый менеджмент позволяет отвечать на следующие  вопросы:

  1. Благоприятно ли положение предприятия на рынках благ и факторов производства и какие меры не будут способствовать его ухудшению?
  2. Куда вложить финансовые ресурсы с наибольшей эффективностью?
  3. Откуда взять требуемые финансовые ресурсы?
  4. Эффективно ли функционирует предприятие в среднем?
  5. Обеспечивают ли денежные потоки ритмичность платежно-расчетной дисциплины?

Таким образом, финансовый менеджмент – наука и искусство управления финансовыми потоками предприятия, привлекая наиболее рациональные источники финансовых ресурсов и используя их с наибольшей эффективностью для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

Выделяют  стратегию и тактику финансового  менеджмента. К финансовой стратегии принято относить долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия, в первую очередь, инвестиционных. В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития хозяйственно-финансовой деятельности, намечают концепцию формирования и использования ресурсного потенциала, определяют принципы финансовых отношений предприятия с государством (налоговая, ценовая и учетная политика) и контрагентами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и т.д.).

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (фирмами).

Финансовый менеджмент тесно взаимосвязан с производственным менеджментом, т.к. эффективность производства самым значительным образом отражается на финансовых результатах деятельности организации (технология и организация производства влияют на материалоемкость, трудоемкость производства, на себестоимость продукции).  В свою очередь, производство требует соответствующего финансового обеспечения.

Вопросы инвестирования средств в активы и эффективное управление ими представляют собой один из важнейших разделов финансового менеджмента, что свидетельствует о неразрывной связи между финансовым и инвестиционным менеджментами.

 

    1. Финансовый менеджмент как система управления.

 

Одним из важнейших компонентов  общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами (рис. 1.2 и рис. 1.3).

Рис. 1.2. Структура системы  управления финансами хозяйствующего субъекта

 

 

 

Рис. 1.3. Элементы системы  финансового менеджмента

 

В зависимости от величины предприятия и масштабов его  деятельности организационная структура  управления финансами может существенно  варьировать.

На небольших  предприятиях роль финансового директора выполняет руководитель или по его поручению главный бухгалтер.

В современной  структуре крупной акционерной  компании (корпорации) управление финансами осуществляет финансовый директор. Он несет полную ответственность за результаты ее финансовой деятельности.

Как правило, в организационной структуре обязательно обособляется самостоятельная финансовая служба, которая чаще всего состоит из двух крупных подразделений: планово-аналитического и учетно-контрольного. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение лиц, заинтересованных в деятельности предприятия.

Примерная схема  управления финансами в акционерных обществах России приведена на рис. 1.4.

Наряду с  традиционной интеграцией структур управления финансовой деятельностью с общей системой управления предприятием в рамках его организационной структуры используются и другие формы интеграции. Одной из которых выступает концепция управления отдельными аспектами финансовой деятельности предприятия на основе "центров ответственности" (рис. 1.5).

Центр ответственности  представляет собой структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.

Рис. 1.4. Формат финансового управления для ОАО России

 

Рис. 1.5. Основные типы центров ответственности, формируемые в системе организационного обеспечения финансового управления предприятием

 

    1. Цель, задачи и функции финансового менеджмента.

Деньги к деньгам – закон  бизнеса.

 

Главная цель финансового менеджмента неразрывно связана с главной целью управления предприятием в целом и реализуется с ней в едином комплексе.

С развитием  микроэкономической теории (а затем – теории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприятия. В генезисе этой проблемы можно выделить следующие основные модели: модель максимизации прибыли, модель минимизации трансакционных издержек, модель максимизации объема продаж, модель максимизации темпов роста предприятия, модель обеспечения конкурентных преимуществ, модель максимизации добавленной стоимости, модель максимизации рыночной стоимости предприятия. Каждая из них имеет как преимущества, так и недостатки. Целесообразность применения той или иной модели может быть продиктована стадией жизненного цикла фирмы, временным горизонтом целеполагания, отраслевой принадлежностью фирмы и рядом других факторов. Однако рассмотрение сущности и особенностей отдельных моделей целевой функции предприятия показывает, что наиболее приемлемой из них в условиях рыночной экономики является модель максимизации рыночной стоимости предприятия.

Учитывая, что наибольшую роль в реализации последней модели играют финансовые службы предприятия, она может быть принята в качестве главной цели управления финансовой деятельностью и сформулирована следующим образом: главной целью финансового менеджмента является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости (для акционеров – максимизация рыночного курса акций).

Основные задачи финансового менеджмента, направленные на реализацию его главной цели:

 

  1. обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде;
  2. обеспечение наиболее эффективного распределения и использования сформированного объема финансовых ре ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия;
  3. оптимизация денежного оборота;
  4. обеспечение  максимизации  прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;
  5. обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;

7) обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития;

8) обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Указанные приоритетные задачи базируются на системе основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности: интегрированность с общей системой управления; комплексность принимаемых решений; динамизм (учет изменений); многовариантность (рассуждение в логике «а что, если…»); стратегичность (сочетание с долгосрочными целями и миссией фирмы).

Финансовый менеджмент реализует  свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. В наиболее общем виде состав основных функций финансового менеджмента представлен на рис. 1.6. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия.

 


Рис. 1.6 Характеристика основных функций финансового менеджмента в разрезе отдельных групп.

 

    1. Концепции финансового менеджмента

 

Современная парадигма финансового менеджмента базируется на теоретических выводах многих научных дисциплин и отражает теснейшую связь механизмов управления финансовой деятельностью предприятия с механизмами функционирования и инструментами финансового рынка.

Система основных теоретических концепций и моделей  финансового менеджмента приведена на рис. 1.7.

Из всей совокупности исследований можно выделить два  основных направления эволюции финансового менеджмента: теорию портфеля (изложена методология принятия решений в области инвестирования в финансовые активы и предложен соответствующий научный инструментарий (математический аппарат)) и теорию структуры капитала (возможности применения различных моделей для расчета стоимости капитала по различным источникам). Они представляют собой сердцевину науки и техники управления финансами компании, поскольку отвечают на два принципиальных вопроса: куда вложить и откуда взять финансовые ресурсы.

 

1.5. Методы экономической  диагностики управления финансами.

Усложнять просто, вот упрощать сложно.

 

Общее количество показателей, отражающих те или иные аспекты бизнеса, превышает сегодня 200. Перечень основных показателей эффективности бизнеса представлен на рис. 1.8. Ключевыми из них являются оборот (объем продаж, объем реализации продукции и услуг, доходы), измеряющий финансовую мощность фирмы (бизнеса); реализация в расчете на одного работника фирмы и производительность труда (или выработка на одного работника) – характеристики эффективности человеческого капитала; рентабельность капитала (норма прибыльности на капитал) – показатель измерения эффективности бизнеса.

 

 

Рис. 1.7. Система основных теоретических концепций и моделей, составляющих основу современной парадигмы финансового менеджмента.

 

 

Рис. 1.8. Классификация показателей финансового состояния фирмы

 

1.6. Международные аспекты финансового менеджмента.

 

Основная причина выхода компаний на международный рынки и особенности управления финансами в подобных компаниях представлены на рис. 1.9.

В отличие от России на Западе не существует нормативных документов, задающих жесткую структуру отчетности. Основными нормативными документами, в той или иной степени регулирующими отчетность в международном контексте, являются: международные учетные стандарты и европейские учетные директивы (носят рекомендательный характер).

В мировой практике разработаны  рекомендации в отношении проблемы представления отчетности иностранным заинтересованным лицам:

  1. не предпринимать дополнительных действий (проблему интерпретации отчетности должен решить пользователь);
  2. подготовить перевод текстовой части отчета (на язык, понятный большей части предполагаемых пользователей отчета);
  3. пересчитать данные отчета в иностранную валюту (чаще всего речь идет о долларах США);
  4. включить в годовой отчет дополнительную поясняющую информацию (имеется в виду, что некоторые наиболее важные или неоднозначно трактуемые в международной практике индикаторы пересчитываются исходя из требований страны, для пользователей которой готовится иностранная версия отчета);
  5. подготовить отчет в соответствии с зарубежными стандартами (чаще всего подразумеваются либо МСФО, либо американский ГААП).

Информация о работе Введение в финансовый менеджмент