Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:45, доклад

Описание работы

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 37.80 Кб (Скачать файл)

Приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях в случаях непредставления  налоговым органам документов связанных  с исчислением и уплатой налогов  и платежей.

Выносить решения о  привлечении органов, организаций  и граждан к ответственности  за совершение налоговых правонарушений.

Взыскивать недоимки и  пени по налогам.

Предъявлять в суде и арбитражном  суде иски о ликвидации предприятий  любой организационно-правовой формы, о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Налагать административные штрафы.

МНС РФ является органом  валютного контроля и выполняет  функции, связанные с осуществлением им валютного контроля.

Налоговые органы несут ответственность  за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.

Единая централизованная система налоговых органов состоит  из Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и его территориальных  органов.

МНС РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

Управления МНС РФ (УМНС) по субъектам РФ осуществляют руководство  территориальными государственными налоговыми инспекциями. И обеспечивают через  них решение задач налоговых  органов. Также УМНС занимается контролем  крупных налогоплательщиков имеющих  межрегиональную структуру.

Территориальные государственные  налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственную работу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетных данных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные (с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные - проверяются все стороны деятельности предприятия), тематические.

Методы проведения проверок: сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки.

2.5 Федеральная служба налоговой полиции

Федеральные органы налоговой  полиции выполняют свои функции  по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными  правонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции".

Органы налоговой полиции  полномочны:

производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством  РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанных органов;

по запросам налоговых  органов участвовать в налоговых  проверках;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом "О федеральных  органах налоговой полиции"

2.6 Государственный таможенный комитет РФ

Он несет ответственность  за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного  комитета относятся:

1. проведение налоговых  проверок по налогам, взимаемым  таможенными органами;

2. проверка документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов , взимаемых налоговыми органами;

3. приостановление операций  налогоплательщиков по счетам  в банках при неисполнении  или ненадлежащем исполнении  ими таможенного законодательства;

4. взимание недоимок по  налогам, а также сумм штрафов,  предусмотренным налоговым законодательством.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура  управления финансами определяется его высшим руководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия  и видов его деятельности .Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, ценообразованием, в связанные с капитальными вложениями, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др. В небольших предприятиях функции финансового менеджера выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многообразны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности мероприятия, в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.

 

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает:

проверку соблюдения экономических  законов (оптимальности распределения  и перераспределения национального  дохода);

составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

эффективности использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом;

выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

В зависимости от субъектов  контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель - обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств;

ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля - хозяйственная и финансовая деятельность;

общественный  контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

К методам финансового  контроля относятся:

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.

Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

 

 

3. Сущность финансового  прогнозирования

 

Финансовое прогнозирование  рассматривается в экономической  литературе с различных позиций: как функция управления финансами, поскольку любое управленческое решение по природе своей является прогнозом, как метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный  опыт и текущие предположения, относительно будущего или как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов  деятельности и ожидаемого движения наличности для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов.

Суть прогноза заключается  в предвидении неопределенного  будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях.

Финансовый прогноз -- это научная предпосылка управления финансами. Финансовый прогноз отличается от простого предсказывания будущей ситуации тем, что прогноз базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях. Он отвечает на вопрос: «Что может случиться, если...?»

В странах с развитой рыночной экономикой финансовый прогноз используется как метод реализации финансовой политики. Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды  с соблюдением правил ведения  национальных счетов.

В условиях рынка возрастает риск осуществляемых хозяйственных  операций. Внешняя среда, в которой  функционируют предприятия, изменяется настолько быстро, что изменчивость становится ярко выраженным признаком  ситуации. В свою очередь, это приводит к частым изменениям финансовых задач, что обусловливает необходимость  приспосабливать методы, используемые для их решения, к меняющейся действительности. Становится очевидным необходимость  прогнозирования, разработки финансовых прогнозов на длительный срок.

 

Финансовое прогнозирование  должно предшествовать планированию и  опираться на анализ и оценку явлений, тенденций, определять альтернативные варианты управления движением финансовых ресурсов. В ходе финансового планирования прогнозы, положенные в основу финансовой политики, конкретизируются и корректируются, определяются способы достижения выбранной  цели, последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

 

 

2. Финансовое планирование  и прогнозирование.  
Существуют разнообразные определения понятия "планирование". Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. 
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения.[3] Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных  мер  в  меняющейся  внешней  и  внутренней  среде. Высшая цель  планирования  состоит  в  своевременном  выявлении  средств и  альтернатив,  которые  снижали  бы  риск  принятия  ошибочных решений. 
2.1. Планирование на уровне государства и его субъектов.  
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы. 
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное   место   в  системе  финансовых   планов  принадлежит  бюджетам  
   
 
[3] См.: Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.  
(федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления. Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой не что иное, как финансовые планы внебюджетных фондов.  
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.  
Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т.е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием[1]. Финансовое прогнозирование – это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.  
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политике.  
В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие: методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.); методы обработки пространственных и временных совокупностей; методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста; метода пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функции издержек. 
2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта.  
Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли. 
Выделяют различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные. 
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политике; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.  
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий.  
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.[3] 

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий в себя различные этапы, элементы, процедуры и т.д. 
Выделяют следующие этапы финансового планирования:  
ü исследование финансовых результатов деятельности предприятия;  
ü разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;  
ü определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;  
ü прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;  
ü создание и поддержание системы управления финансами предприятия;  
ü разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.  
Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т.д. Неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях. 
Финансовый план, равно как и собственно процесс его разработки, следует рассматривать как систему творческого анализа, обобщения и взаимоувязки финансовых показателей всех сторон деятельности и развития предприятия. Следует иметь в виду, что в процессе финансового планирования должны учитываться многие не формализуемые факторы, которые повышают жизнеспособность финансового обеспечения функционирования предприятия


Информация о работе Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ