Взаимосвязь издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– отразить экономическую сущность взаимосвязи издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации
- рассмотреть основы маржинального анализа и условия его проведения;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия «ОАО Детский мир»;
- рассчитать точку безубыточности предприятия и найти запас финансовой прочности предприятия «ОАО Детский мир»;
- провести анализ финансовых результатов ОАО «Детский мир».

Файлы: 1 файл

25 страничек.doc

— 205.50 Кб (Скачать файл)

В новых условиях прибыль  выражает совокупность экономических  отношений, которые в денежной форме  возникают между:

- предприятиями и финансовой  системой государства; 

- субъектами хозяйствования и их вышестоящими организациями (при сохранении вертикальной структуры управления) по отчислениям последним;

- предприятиями  и  кредитной системой при погашении  кредита; 

- предприятиями и их  структурными подразделениями при  осуществлении производственного и социального развития;

- предприятиями и их  работниками по премированию, оказанию  материальной помощи, выплатам дивидендов;

- субъектам хозяйствования  и страховыми, благотворительными  организациями. [11, c 323].

Прибыль предприятия  формируется под влиянием различных факторов, классификация которых представлена на рис 1.

 


Рис 1. Классификация факторов, влияющих на прибыль

 

Внешние факторы не зависят  от деятельности предприятия, но оказывают  на прибыль существенное, иногда решающее влияние. К внешним факторам относятся: инфляция, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприятий, оплаты труда работников; природные условия; не предусмотренные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на  услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.

Внутренние факторы  подразделяются на основные (связанные  с осуществлением торгово-технологического процесса) и вспомогательные.

Основные факторы, в  свою очередь, подразделяются на экстенсивные и интенсивными.

Экстенсивными – это  факторы, влияющие на прибыль через количественные изменения (изменение товарооборота, времени работы магазина, торговых площадей, среднесписочной численности работников, финансовых ресурсов)

Интенсивные – факторы, влияющие на прибыль через качественные изменения (повышение производительности труда, качества торгового обслуживания , квалификации работников; внедрение прогрессивных методов обслуживания, новейшего оборудована, компьютеризация) К основным факторам, влияющих на формирование прибыли,  относят: товарооборот, валовый доход, издержки. [11, c 330].

Особое значение для  прибыли имеет объём реализации товаров. В условиях рыночных отношений  он занимает особое место, во первых, потому что в процессе продажи товаров  на рынке происходит возмещение израсходованных средств предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются запасы товаров, материалов, работники получают заработную плату; во-вторых, реализация товаров – это самый сложный момент в деятельности предприятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конкурентоспособность. Любая заминка в реализации товара или какой – то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, то наступает критический момент в деятельности предприятия.

Объём получаемой прибыли  зависит от валового дохода, получаемого  в результате реализации товаров. Валовой  доход от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торговых услуг), или проще говоря суммы торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара (сырья). Размер торговых надбавок (наценок) устанавливается самостоятельно, с учётом спроса, конъюнктуры рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хранением и реализацией. [8, c 314].

Валовой доход имеет  решающее значение для формирования прибыли торгового предприятия; его увеличение в процессе деятельности положительно влияет на формирование прибыли.

Издержки также влияют на формирование доходов предприятия  и получение прибыли. Прибыль находится в обратной зависимости от величины и уровня издержек. Так, в связи с увеличением количества работников возрастают затраты на оплату труда и социальные нужды, что, в свою очередь, может повлиять на рост издержек, а следовательно, снизить прибыль.

Рост товарооборота  приводит к увеличению транспортных расходов, расходов по приёмке, хранению, реализации товаров, что также увеличивает  издержки обращения предприятия.  

Увеличение арендованного имущества приводит к увеличению размера арендной платы, что со своей стороны, повышает расходы предприятия.

В итоге увеличение затрат предприятия влечёт за собой рост издержек обращения и, как следствие, снижение прибыли.

Величина прибыли в  торговле зависит также от объёма спроса на товары и их предложения на рынке. Трудности, возникающее при продаже товаров ввиду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких – меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объёма продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется, и, наконец, она стабилизируется или снижается в зависимости от группы реализуемых товаров. Различная степень покупательского спроса на те или иные товары определяют дифференциацию объёмов продажи и прибыли.  [5, c 177].            К вспомогательным факторам относятся: условия труда и быта работников предприятия, их социальная защищённость, коммерческая деятельность (эффективность заключённых коммерческих сделок на поставку товаров), размер прочей прибыли и прибыли от внереализационных операций, соблюдение хозяйственной дисциплины (нарушение налогового законодательства, несоблюдение методов списания безнадёжных долгов, начисления износа основных фондов и т.д)             Если на внешние факторы предприятие не может оказывать влияние (их трудно учитывать), то влияние внутренних факторов подлежит тщательному анализу, на основе которого принимают управленческие отношения.      Таким образом, прибыль – это важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций. Вы первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль – основной источник прироста собственного капитала. А также прибыль – это один из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.    [9, c 115]              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое применение  операционного анализа на примере  предприятия

ОАО «Детский мир»

 

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ОАО «Детский мир»

 

ОАО «Детский мир –  Центр» входит в группу компаний «Детский мир» - крупнейший в России оператор торговли детскими товарами. В 2011 году Группа объединила АОА «Детский мир  – Центр», ООО «Детская галерея  «Якиманка», ООО «С - Тойз», ТОО «Детский мир – Казахстан» и ОАО «Детский мир – Орёл»

ОАО «Детский мир –  Центр» (сеть магазинов «Детский мир») осуществляет розничную торговлю для  детей и на конец отчетного  периода включала 150 форматных - супер  и гипермаркетов «Детский мир», совокупной торговой площадью 236 тыс.кв.м

Рынок товаров для  детей, в 2011 году вырос по сравнению  с 2010 годом на 13% и достиг объёма 395 млрд. руб. Основными положительными факторами влияющими на рынок  являются высокий показатель рождаемости  и рост на одного ребёнка затрат на детский товары, как за счёт реального роста располагаемых доходов населения, так и за счёт инфляции.

По всем ключевым показателям (количество магазинов, общая торговая площадь, оборот) «Детский мир» устойчиво  занимает лидерские позиции в  сегменте розничной торговли детскими товарами с довольно большим отрывом от ближайших конкурентов. Доля компании на российском рынке розничной торговли товарами для детей по итогам 2011 года составляет 6,5%.

До 2015 года ожидается  рост рынка детских товаров в 1,7 раза до 670 млрд. рублей. Особенно перспективными направлениями являются товары для новорождённых и игрушки. На данный момент уровень затрат российских потребителей на игрушки пока ещё в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах.

Стратегия Компании направлена на укрепление позиций лидера в сегменте розничной торговли товарами для детей и подростков на  российском рынке и на увеличение капитализации за счёт повышения операционной эффективности бизнеса.

Компания будет продолжать активное развитие розничной сети, открывая магазины в наиболее привлекательных городах. Эффективность работы будет повышаться за счёт изменений в системе управления магазинами, перехода на современный формат, внедрения эффективного категоричного менеджмента, снижения, снижения издержек и развития логистики, в том числе, открытие закупочного офиса в Юго-восточной Азии и развитие современных логистических центров в Москве и Новосибирске.

Ассортиментная и ценовая  политика ГК «Детский мир» направлены на формирование восприятия «Качественный товар по разумной цене» Стратегически важным направлением бизнеса менеджмент считает продукты под собственными торговыми марками, которые имеют более высокую валовую маржу, но по цене более доступны для потребителей.

Долгосрочной целью  Компании является укрепление позиции безусловного лидерства в сегменте розничной торговли товарами для детей и подростков на российском рынке, расширение присутствия и развитие новых каналов продаж, в том числе дистанционной торговли. Компания продолжает поиски и развитие новых форматов розничной торговли, извлекая максимальную прибыль из открывающихся перед ней возможностей.           Результаты деятельности за 1-е полугодие 2012 года:      В результате активного прироста торговых площадей по итогам 6 месяцев 2012 года выручка составила 10 649 млн. рублей, увеличившись на 16,1% (8,5% в долларовом выражении) по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Рост LFL продаж сети магазинов «Детский мир» за 6 месяцев 2012 года составил 9,1% в рублях, прежде всего за счет увеличения среднего чека. Доля продаж Группы компаний «Детский мир» за пределами Москвы и области увеличилась до 61,4%. Выручка интернет-магазина составила 33 млн. рублей.     Количество посетителей сети магазинов «Детский мир» за 6 месяцев 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года выросло на 10,4% - до 33 млн. человек.              По итогам отчетного периода валовая прибыль по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 16,1% увеличилась и составила 3 915 млн. рублей. Валовая маржа сохранилась на уровне аналогичного периода прошлого года -  36,8%.  В отчетном периоде рост выручки опережал темпы роста коммерческих и управленческих расходов, что отразилось на сокращении отношения расходов к выручке до 41,5% в первой половине 2012 года в сравнении с 43,6% в аналогичном периоде 2011 года. По сравнению с соответствующим показателем за шесть месяцев 2011 года коммерческие и управленческие расходы выросли на 10,3% до 4 415 млн. рублей. Рост расходов вызван высокими темпами развития и, как следствие, увеличением географии и аудитории маркетинговой активности.    Сезонный убыток по показателю OIBDA в результате сокращения издержек и оптимизации условий закупки за 6 месяцев 2012 года сократился  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 22,8% - до 483 млн. рублей    Чистый убыток за 6 месяцев 2012 года составил 868 млн. рублей и незначительно снизился по сравнению с убытком 870 млн. рублей за аналогичный период прошлого года. Основными причинами отставания динамики сокращения чистого убытка по сравнению с динамикой улучшения показателя OIBDA стали  увеличение процентных расходов, амортизационных отчислений, а также отрицательные курсовые разницы. Чистые процентные расходы за 6 месяцев 2012года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 16,0% - до 164 млн. рублей. Убыток от изменения валютных курсов за 6 месяцев 2012 года составил 4,9 млн. рублей по сравнению с доходом 30,3 млн. рублей в  аналогичном периоде прошлого года.           Долг компаний «Детский мир» на 30 июня 2012 года увеличился на 6,9% по сравнению с 30 июня 2011 года и составил 3 855 млн. рублей. Доля долгосрочных долговых обязательств в долговом портфеле составила 83%. На конец отчетного периода более 95%  задолженности компании было номинировано в рублях.  [17]

 

 

2.2 Анализ безубыточности предприятия ОАО «Детский мир»

 

Точка безубыточности –  это такой объём реализации товаров, при котором торговая организация  не получает ни прибыли, ни убытка.      Для достижения точки безубыточности торговая организация должна обеспечить объём реализации товаров, при котором сумма доходов от реализации товаров (реализованных торговых надбавок) сравняется с суммой издержек обращения как постоянных, так и переменю. 

Таблица 1

Показатели для операционного анализа за 2010 и 2011 г.        

Показатель 

2010

2011

Изменение

Выручка

19819956

22997913

3177957

Валовой доход 

7670479

8145091

474612

Уровень валового дохода

38,7

35,4

-

Переменные затраты 

2921742

3433437,5

511695,5

Уровень переменных затрат

14,7

14,9

-

Постоянные затраты 

2921742

3433437,5

511695,5

Уровень постоянных затрат

14,7

14,9

-

Маржинальная прибыль

4748737

4711653,5

-37083,5

Балансовая прибыль

1826995

1278216

-548779

Порог рентабельности

12173925

16748475,6

4574550,6

Эффект операционного рычага

2,6

3,6

-

Запас финансовой прочности

7646031

6249437,4

1396593,6

Коэффициент финансовой прочности 

38,5

27,1

-


 

На основании данных таблицы 2.2 найдём точку безубыточности по следующей формуле:

 

 

 

Рассчитаем точку безубыточности за 2010 год.

 

 

Порог рентабельности в 2010 году был равен 12173925 тыс. руб. Значит при объёме реализации на сумму 12173925 тыс. руб. предприятие не будет получать ни прибыли, ни убытка. В случае если выручка будет ниже точки безубыточности, то фирма понесёт убытки. А если выручка будет больше суммы, которая определяет точку безубыточности, то предприятие получит прибыль. В нашем случае выручка больше порога рентабельности, что обеспечивает прибыльную финансовую деятельность.

Эффект операционного  рычага означает, что любое изменение дохода от реализации товаров влечёт за собой изменение балансовой прибыли, и за 2010 год он составил 2,6. Так, увеличение выручки на 10% должно давать 26%-ное увеличение валовой прибыли, а 3%-е снижение реализации, снизит операционную прибыль на 7,8% (3% * 2,6). МД (4748737) > Зпост (2921742), означает что валовая маржа обеспечивает покрытие постоянных расходов и формирует прибыль предприятия.

Информация о работе Взаимосвязь издержек обращения, объёма товарооборота и прибыли торговой организации