Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 11:54, статья
Человеку на протяжении жизни приходится уходить с одной работы и устраиваться на другую. Процесс вливания человека в новый коллектив, принятие традиций организации, т.е. организационной культуры, являются всегда сложной задачей для нового сотрудника.
Тема адаптация персонала к организационной культуре является актуальной, она входит в ряд столь же актуальных вопросов. Например, текучесть кадров или отбор и увольнение сотрудников в организации. В этой теме есть интересующий нас вопрос, помогает или мешает организационная культура в адаптации персонала организации. Проблема является насущной и острой потому, что обнаруживается, довольно часто несоответствие норм, принципов, традиций, ценностей, представлений и верований организации, с нормами, принципами, представлениями человека, пришедшего в новую организацию
АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА К ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ
Квардакова Н. И., студ.
Томский политехнический университет
Человеку на протяжении жизни приходится уходить с одной работы и устраиваться на другую. Процесс вливания человека в новый коллектив, принятие традиций организации, т.е. организационной культуры, являются всегда сложной задачей для нового сотрудника.
Тема адаптация персонала к организационной культуре является актуальной, она входит в ряд столь же актуальных вопросов. Например, текучесть кадров или отбор и увольнение сотрудников в организации. В этой теме есть интересующий нас вопрос, помогает или мешает организационная культура в адаптации персонала организации. Проблема является насущной и острой потому, что обнаруживается, довольно часто несоответствие норм, принципов, традиций, ценностей, представлений и верований организации, с нормами, принципами, представлениями человека, пришедшего в новую организацию. Цель статьи - выявление механизма адаптации персонала к организационной культуре. Авторская идея заключается в том, что в комплекс факторов, осложняющих процесс адаптации сотрудников к условиям организации, входит и организационная культура
Организационная культура - динамическая система правил, разделяемых членами организации. Такие правила включают в себя разнообразные психологические конструкты, например отношения, ценности, убеждения, нормы и поведение. Это нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые мы наблюдаем в повседневной производственной деятельности. Она имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом [1].
Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации. Организационная культура обусловлена идеологией управления. Под идеологией управления понимается система взглядов, идей, связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой организации (то есть с моральными принципами, нормами, правилами организации, связанными с поведением организации, отношениями с деловыми партнерами, потребителями, обществом, и т.п.).
Организационную культуру рассматривают как «систему допущений и убеждений, которые разделяются членами, организации и передаются вновь прибывшим членам организации как правильный способ восприятия мира». Эти допущения определяют взгляд организации на саму себя и свое окружение. Эта система допущений может осознаваться, так как отдельные моменты формируются целенаправленными усилиями менеджеров и работников и легко эксплицируются. Организационная культура формирует специфическое ценностно-нормативное пространство через определение иерархии ценностей организации, унификацию оценок, построение новых смыслов, системы предпочтений определенного стиля поведения в организации. На образование единого ценностно-нормативного поля (которое можно условно определить как совокупность интеллектуальных и этических ценностей, находящих признание и поддержку у сотрудников) организационная культура влияет и обеспечивает обмен индивидуальными ценностями, а также способствует трансформации и интеграции всех вносимых в организацию ценностей. Формы организационной культуры многообразны, и они варьируются в каждом конкретном случае. Однако, в конечном счете, они определяются характером макросреды (культурой) и совокупностью стихийно внесенных в организацию индивидуальных ценностей и убеждений. Организационная культура, выраженная в непосредственных межиндивидуальных связях сотрудников, соответствует определенным социально необходимым формам коммуникации, реализуется в нормах социально приемлемого поведения [2].
В целях исследования проводилось анкетирование на базе организации «МТС» в городе Томске, которое помогло выявить, как сотрудники этой организации понимают и воспринимают организационную культуру, и какую роль она играет на данном предприятии, как проходит процесс адаптации сотрудников.
В результате обработки данных опроса выявлено:
Для эффективной адаптации работников к организационной культуре существуют определенные условия проведения общей и специализированной программы или так называемого механизм адаптации. Двухсторонний характер процесса адаптации формирует двухсторонний характер ее задач. Главной задачей адаптации работника со стороны работодателя является, максимально полное и быстрое приспособления работника к организации и выполняемой работе. Существует задача со стороны работника максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации, создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала, желание в течение длительного времени остаться сотрудником организации.
Под адаптацией персонала понимается процесс взаимного приспособления работника и организации, активного освоения индивидом профессиональных и социальных функций, предполагающий преодоление возможных негативных моментов, инициированных работником и работодателем [3].
Наличие формализованных программ
адаптации персонала
Традиционно в программах адаптации
принимается во внимание профессиональный,
социально-психологический, психофизиологический,
организационно-
Анализ содержания действующих в организациях механизмов адаптации персонала показал, что к элементам организационной культуры, с которыми принято знакомить адаптируемых работников, относятся:
Адаптация новых работников к организационной культуре имеет особенности:
- во-первых, знакомство с организационной культурой предприятия ограничивается поверхностным уровнем. Вместе с тем для нового работника в большей степени интересна именно скрытая, «незримая» часть айсберга, называемого организационной культурой: отношение работников организации к корпоративным стандартам и обязательность следования им; круг тем, которые принято обсуждать с коллегами, и круг тех вопросов, на которые наложены табу; манера поведения на корпоративном мероприятии; обязательность и особенности празднования событий личной жизни с коллегами по работе и т.д.
- во-вторых, адаптация к организационной культуре компании является формализованной в большей степени в отношении общей ориентации (введение в организацию), нежели специализированной части программы адаптации (введение в подразделение, в должность). Видимо предполагается, что работник, за которым закреплены соответствующие функции (руководитель подразделения или наставник), сам должен решить, как, когда и в какой форме познакомить нового сотрудника с особенностями субкультуры подразделения.
Приспособление к
- во-первых, адаптант
должен иметь возможность
- во-вторых, знакомство с организационной культурой предприятия должно быть формализовано не только применительно к общей ориентации (введение в организацию), но и в отношении специализированной части программы адаптации, т. е введение в подразделение, в должность.
Данная тема исследования является перспективной, влечет за собой развитие других новых и насущных тем. Адаптация персонала к культуре в организации - это долгий и очень сложный процесс, как для работника, так и для работодателя. Главная трудность - встречающиеся расхождение в нормах организационной культуры и этике делового отношения с нормами и традициями национальной культуры.
Список литературы
Клановая организационная культура: очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации (подразделения) похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока ее обязательность. Организация делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется как доброе чувство к потребителям и забота о людях. При этом типе организационной культуры организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая организационная культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации становится преданность экспериментированию и новаторству. Подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов и/или услуг. Важно быть лидером на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.
Иерархическая организационная культура: очень формализованное и структурированное место работы. Часто ее называют бюрократическим типом организационной культуры. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они — рационально мыслящие координаторы и организаторы. Ценится поддержание главного хода деятельности организации. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Управление работниками предполагает озабоченность гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная культура. Этот тип организационной культуры доминирует в организациях, ориентированных на результаты. Ее главная забота — выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры — твердые руководители и суровые конкуренты. Они непоколебимы и требовательны. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех составляют предмет общего радения. Стиль организации — жестко проводимая линия на конкурентоспособность.
Информация о работе Адаптация персонала к организационной культуре