Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 07:38, реферат
Адаптация персонала на рабочем месте - необходимая связь управления персонала. К сожалению, важность действий для профориентации руководства и адаптации рабочих в нашей стране, в течение длительного периода, не достаточно серьезно воспринята. В данный момент во многих государственных и коммерческих организаций не имеется никаких основных программ адаптации. В то же время имеется большой зарубежный опыт приспосабливания техники, которая только недавно начала заимствоваться. Тем временем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, самофинансирования и самоокупаемости, который сопровождается значительным освобождением и, следовательно, трудовым перераспределением, увеличивает число рабочих, которые должны справляться с новыми отраслями, или менять рабочее место и коллектив. Вследствие этого важность проблемы увеличения программ адаптации даже больше.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………2
ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ……………………………4
ОРГАНИЗАЦИЯЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ……………….……...….14
ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И АДАПТАЦИИ …..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………30
Особенно необходимо отметить адаптацию женщин, которые выходят на работу после отпуска по уходу за ребёнком. Чем дольше по времени они находились дома, тем более трудно включиться в трудовой ритм. Это связано с тем, что, во-первых, после её выхода на работу обнаруживается большой пробел в знании (в течение трех лет может многое измениться, например, появление нового программного обеспечения или новых технологий). Во-вторых, ритм жизни сломан: во время декрета женщина сама планировала своё время, но выйдя на работу, она вынуждена определенное количество времени находиться на одном и том, же месте. В-третьих, есть психологический барьер, из-за которого женщина должна снова принять статус подчиненного.
Это всё нельзя оставлять без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.
Оценка условия работы над адаптацией
Во время всего
В случае увольнения служащего во время адаптационного периода руководитель обязан направить его в течение двух недель к специалисту по персонал для собеседования.
Служба управления персоналом создана для того, чтобы найти истинные причины увольнения, она собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно даётся оценка эффективности выбора персонала. Успех адаптации зависит от особенностей производственной среды и самого работника. Чем более трудная окружающая среда, чем больше ее различия от окружающей среды на прежнем месте работы, чем больше с ней связано изменений, тем более трудно проходит процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризована определенной продолжительностью и поэтому, имеет начало и завершение. Если касаться начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности рабочего в новых условиях), но обусловить её завершение довольно трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно с изменениями факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Следовательно, проблемы адаптации касаются и человека, не изменявшего места работы.
С точки зрения формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации, большую ценность имеет понятие, как предел адаптации.
При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве его предела, или контрольной точки завершения его конца как процесса, могут использоваться определенные показатели количества, характеризующие отдельные стороны адаптации, или систему индикаторов. В частности возможно ассигновать:
объективные индикаторы — уровень и стабильность индикаторов количества работы;
субъективные индикаторы — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом, и т.д.
Перечисленные показатели касаются непосредственных результатов работы, тогда как часто необходимо проанализировать работу каждого подразделения, вовлеченного в адаптацию. В этом случае необходимо рассмотреть следующие показатели (они представлены в учебном руководстве Кибанова ): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочем местом; объяснение проблем, требований, необходимых для работы; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам от наставников; обучение молодых рабочих.
Другой подход к оценке индустриальной адаптации начинается с особенностей и результатов каждой из ее сторон.
Так, для психофизиологической адаптации, особенно на работе с большим физическим давлением (например, для оценки степени тренированности как одного из результатов адаптации) используются индикаторы развития и энергозатрат, а также индикаторы показателя сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорости восстановления, и т.д.
Профессиональная адаптация, как полное и успешное освоение профессией, характеризируется такими показателями, как степень развития норм времени (их работа, достижение среднего процента, который сложился в коллективе), выход на средней уровень брака производства из-за рабочего, и т.д.
К индикаторам,
Получить ответ от рабочего на многие из этих вопросов, могут помочь различные анкетные опросы, которые нужно показать рабочему после предполагаемого конца периода адаптации. Один из таких анкетных опросов предлагает Кибанов. Его основные вопросы:
Определите термин работы в данной организации:
1. Ваше место работы или учёбы до прихода в организацию.
2. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
3. Во время каких периодов помощь руководителя является необходимой для Вас?
4. Как часто Вам необходима помощь коллег в работе.
5. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали профессиональные навыки?
6. Во время какого периода Вы почувствовали, что влились в коллектив?
7. Устраивает ли Вас занимаемое Вами место в коллективе?
8. Предположите, что по каким-либо причинам Вы покинули организацию. Возвратились ли бы Вы, через некоторое время, на прежнее место работы?
9. Есть ли у Вас конфликты с руководителем подразделения, заместителем руководителя, исполнителями?
10. В какой мере в Вашей работе выражены следующие критерии : стремление к глубокому знанию дел в организации; заинтересованность делами и коллективными перспективами; внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям; стремление принять активнейшее участие в принятии решений; стремление доводить до конца начатые дела; чувство участия в коллективе; активное отношение к окружающим?
11. Материальная помощь от родителей;
12. Жилищные условия ;
13. Заинтересованность к продвижению по службе;
14. В какой мере в Вашей работе выражены следующие факторы: обеспеченность работой; соответствие работы профессии; соответствие квалификации работе; разнообразность в работе; соответствие работы со способностями и наклонностями; возможность усовершенствования профессионального навыка; знание коллективных дел; хорошая заработная плата; возможность продвижения по службе; помощь и поддержка руководителя; хорошие отношения с администрацией; хорошие взаимные отношения с коллегами; удобный рабочий график; удачное рабочее место?
15. Кто оказал Вам самую большую помощь в процессе адаптации; служащий отдела кадров, линейный руководитель, наставники, коллеги или кто - то еще?
16. Это помогло Вам в ходе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды?
Российский опыт
Профориентация и адаптация должны продвигать быстрые структурные изменения в занятости, при одновременной поддержки безработицы на максимально низком уровне. Однако практическое решение этой проблемы тормозится отсталостью рынка труда.
Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управляться с профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение свободных рабочих мест, унаследованных от службы занимающейся организацией трудоустройства, удается с трудом, поскольку немного людей согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но также и в отсутствии знания обслуживания профориентационной деятельности и адаптации, их форм и возможностей в условиях рынка.
В условиях экстенсивного развития, наличие свободных рабочих рук и относительно низких требований к квалификации работы не чувствовалось острой необходимостью в однородной системе информации и занятости кадров. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит персонала в неполной и иррациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые работали в отдельных школах, на больших предприятиях и в административных областях, часто действовали как вербовочные и агитационные пункты.
В результате только 15-20 % выпускников школ выбирали профессию, связанную с полученными в школе навыками. Теперь в республиках, краях, областях и больших городах созданы независимые центры занятости, переобучению, профориентации и адаптации.
Как показал опыт российских организаций, в стране очень мало внимания уделено проблеме профориентации и адаптации кадров.
К сожалению,
К тому же на данном этапе административная связь экономических и организационно-методическом отношении ослаблена, это привело к формированию множества органов управления в области (профессионально-технические центры руководства и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных образовательных учреждениях, на предприятиях) без достаточной регламентации их полномочий.
Узкая ведомственность противодействует развитию прямых средств управления профориентацией и адаптацией. Это всё не позволяет устранить организационные недостатки в практики профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления.
Результаты исследования позволяют сделать выводы о недостатке мер по полноценной адаптации новых служащих в большей части предприятий города. До настоящего времени нет никакого точного представления о том, какое подразделение организации (или менеджер) должно быть вовлечено в процесс адаптации. Кроме того, критерии определения эффективности адаптации недостаточно развиты, равно так же как его стадии (обслуживание программ адаптации).
Кроме того, на основе подсчетов в других частях исследования невозможно сделать больше утешительных выводов.
Но все эти заключения
не говорят о безнадежности
Довольно полно эти проблемы сформулированы Кибановым. В руководстве он пишет, что преодоление главного дисбаланса ( требований для профессиональной работы между рабочим и организацией) является главной проблемой профориентации и адаптации. Так как вся организация заинтересована конкурентоспособностью своей продукции, повышением производства, а это требует выбора, как очень эффективной технологии и техники , так и способных рабочих. Чем выше уровень развития рабочего с точки зрения набора его профессиональных знаний, способностей, навыков, побуждений, тем быстрее используются и совершенствуется производительно- материальный фактор производства.
Одна из проблем работы профориентации и адаптации - установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессионального обучения и предприятиями, у которых в свою очередь должна быть возможность оперативно, чтобы выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах.
В связи с этим целесообразно развитие комплексов трех типов:
комплексы региональной направленности, сосредоточенные на областях или группе организаций региона;
комплексы отраслевой ориентации, созданные в основных организациях отраслей;
местные комплексы в организациях, заключающие контракт о прямых связях со специальными образовательными заведениями.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ