Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:12, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение адаптации как одной из актуальных проблем в управлении персоналом. Также в ней содержится ряд советов и рекомендаций о построении системы адаптации в организации.
Задача моей курсовой работы – помочь HR-специалистам и руководителям подготовить эффективную систему адаптации персонала на основе разработанной «Матрицы адаптации».
Предложение о работе может быть отклонено кандидатом, в случае если его не устраивают предложенные условия. Надо помнить, что Job Offer всего лишь содержит описание будущей работы и компенсации за нее.
В успешной адаптации нового сотрудника заинтересована прежде всего компания. Это не только вопрос комфорта новичка, но и обретение эффективного и лояльного сотрудника.
В некоторых компаниях принято считать, что развитие персонала является исключительной прерогативой сотрудников HR-службы, что в корне неверно.
Идеально, если со стороны компании в адаптации нового сотрудника принимают участие три стороны:
1)наставник
2)непосредственный руководитель
3)служба персонала
На практике участие всех сторон встречается не во всех компаниях.
Рассмотрим функции каждой из сторон, предполагая, что в компании все стороны (линейные руководители, наставники, службы персонала) задействованы в процессе адаптации новых сотрудников.
Служба персонала
Опыт показывает, что эффективнее всего, когда HR-служба выполняет координирующую роль в процессе адаптации, а именно разрабатывает и внедряет адаптационные инструменты, обучает внутренних клиентов (руководителей и наставников) их использованию, контролирует исполнение утвержденных процедур.
Задач и службы персонала по отношению к новым сотрудникам:
- участие в проведении мероприятий по адаптации, например, проведение вводного инструктажа о правилах внутреннего распорядка, нормах техники безопасности, положении о коммерческой тайне и т.д.;
- проведение Welcome! Тренинга;
- подготовка Комплекта новичка;
- эмоциональная поддержка новичка во время всего периода адаптации;
- получение обратной
связи от новичка после
Кто именно в службе персонала координирует адаптацию нового сотрудника, зависит, прежде всего, от структуры службы и распределения обязанностей внутри нее: это может быть менеджер по персоналу, менеджер по подбору персонала, тренинг-менеджер.
Линейный руководитель
Руководители подразделений являются ключевыми клиентами службы персонала.
Задачи, стоящие перед руководителем по адаптации новых сотрудников:
1.Определение должностных обязанностей. Подготовка предложений о работе.
2. Постановка
целей и задач на период
испытательного срока,
3. Определение
наставника из числа ведущих
специалистов отдела. Следует помнить,
что неправильный выбор
4. Ознакомление
новичка с содержанием Адаптаци
5. Отслеживание
промежуточных результатов.
6. Оценка выполненных
заданий, проведение оценочных
мероприятий для проверки
7. Принятие решения
относительно работы нового
Наставник
Наставничество
– процесс обучения, консультирования
и оценки новичка более опытным
сотрудником. Следует помнить, что
наставник не только помогает новичку
адаптироваться в компании, но и
развивает собственные
Действия, выполняемые наставником в адаптационном процессе:
- подготовка
рабочего места нового
- поздравление новичка с началом работы;
- рассказ о
функциях подразделения и
- знакомство с рабочим местом, оборудованием, содержанием функциональных обязанностей, подготовленных руководителем;
- обеспечение доступа в Интранет, обучение работе в корпоративной базе данных;
- обучение в процессе работы – хорошо, если в компании существует план обучения или стажировки, по которому работает наставник;
- предоставление
обратной связи, которая
Куратор
Очень часто в литературе термины «наставник» и «куратор» используются как синонимы. Предлагаю посмотреть на них немного шире, тем более что все чаще речь идет об одной из новых российских компаний форм наставничества – buddying (от анг. buddy – дружок, приятель). В этом случае к новичку «прикрепляется» «приятель». Он помогает только что пришедшему сотруднику сориентироваться в негласных правилах компании. Например, объясняет, как принято обедать, поздравлять коллег с днем рождения и т.д.
Задачами куратора могут быть:
- помощь в
изучении алгоритмов работы в
корпоративном интранет-
- обед с новым сотрудником в первый день его работы;
- регулярные
встречи с новым сотрудником,
ответы на вопросы об
- разъяснение норм внутренних коммуникаций, принятых правил делового этикета.
Достаточно часто приходится слушать разговоры о том, что применяемые в компании инструменты адаптации подходят не для всех сотрудников, а также что часть сотрудников остаются вне зоны внимания в первые месяцы работы, притом что служба персонала рапортует о функционировании системы адаптации в компании.
Такие вопросы не возникают, если в компании разработана Матрица адаптации. Ее применение позволяет формировать перечень адаптационных инструментов для нового сотрудника в зависимости от его должности.
Рассмотрим механизм подготовки Матрицы адаптации на примере производственной компании.
Персонал компании условно поделен на три группы:
1) рабочие (основной и вспомогательный персонал);
2) ИТР, специалисты (в том числе молодые специалисты);
3) руководители.
В таблице дан пример Матрицы адаптации, разработанной специалистами конкретной компании для решения стоящих перед ними задач.
До начала работы нового сотрудника в компании | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
1. Подготовка рабочего места сотрудника (инструменты, одежда) (Н). 2. Направление сотрудника на медосмотр (СП). 3. Составление Плана вхождения в должность (Р). 4. Определение наставника (Р). 5. Подготовка Комплекта новичка (СП) |
1. Подготовка рабочего места сотрудника (К). 2. Составление Плана вхождения в должность (Р). 3. Определение наставника (Р). 4. Подготовка Комплекта новичка (СП). |
1. Подготовка рабочего места сотрудника (СП). 2. Составление Плана вхождения в должность (Р). 3. Подготовка Комплекта новичка (СП). 4. Информирование коллектива о новом руководителе (СП). |
Вводный: первый день сотрудника в компании | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
1. Оформление в отделе
кадров. Ознакомление с Положениями,
Должностной инструкцией. 2. Вручение документов: ПВТР, Трудовой договор (СР). 3. Вручение Книги сотрудника
и краткого перечня 4. Знакомство нового
сотрудника с коллегами. 5. Беседа с руководителем
и/или наставником. |
1. Оформление в отделе
кадров. Ознакомление с Положениями,
Должностной инструкцией. 2. Вручение документов: ПВТР, Трудовой договор (СР). 3. Вручение Книги сотрудника (СП). 4. Допуск в базы данных, создание паролей, электронного адреса (К). 5. Знакомство нового
сотрудника с коллегами. 6. Беседа с руководителем
и/или наставником. 7. Вручение Комплекта новичка, Корпоративной газеты (СП). |
1. Оформление в отделе кадров. Ознакомление с Положениями, Должностной инструкцией. Инструктажи (СП). 2. Вручение документов: ПВТР, Трудовой договор (СР). 3. Вручение Книги сотрудника (СП). 4. Допуск в базы
данных, создание паролей, 5. Знакомство нового
сотрудника с коллегами. 6. Беседа с руководителем. Разъяснение Плана вхождения в должность (Р). 7. Вручение Информационного
диска, Комплекта новичка, |
Ознакомительный: первая неделя работы | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
1. Переаттестация, оформление допусков (Р). 2. Посещение музея, просмотр фильма (СП). |
Вводный курс (продолжительность четыре часа, включая 20-минутный фильм). Периодичность: не менее одного раза в квартал. Посещение музея (СП). |
1. Вводный курс (в том числе музей и фильм) (СП). 2. Знакомство с функциональными
руководителями в других 3. Посещение тренинга
для руководителей (возможно |
Вхождение в должность: три месяца | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
Мониторинг действий руководителей по адаптации (один раз в месяц) (СП). |
Мониторинг исполнения Плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП). |
Мониторинг исполнения Плана вхождения в должность (один раз в месяц) (СП). |
Оценочный: за две недели до конца испытательного срока | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
1. Напоминание руководителю (за две недели до окончания испытательного срока) (СП). 2. Наставник передает в службу персонала план вхождения работника в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Н). |
1. Напоминание руководителю (за две недели до окончания испытательного срока) (СП). 2. Руководитель передает в службу персонала план вхождения работника в должность с пометками об исполнении, дает оценку качеств работника, заключение о результатах испытания работника (Р). |
1. Напоминание руководителю (за две недели до окончания испытательного срока) (СП). 2. Руководитель передает
в ДП план вхождения работника
в должность с пометками об
исполнении, дает оценку качеств
работника, заключение о |
Заключительный: за три дня до конца испытательного срока | ||
Рабочие |
ИТР, специалисты |
Руководители |
1. Подведение итогов (Р, Н). 2. Обсуждение результатов
Плана вхождения нового 3. Разработка Плана
повышения квалификации |
1. Подведение итогов (Р, Н). 2. Обсуждение результатов Плана вхождения нового работника в должность (Р, Н, СП). 3. Уточнение ключевых
задач на год, определение |
1. Подведение итогов (Р). 2. Обсуждение результатов
Плана вхождения нового 3. Уточнение ключевых задач на год, определение индивидуального плана развития работника (Р, СП). |
Р – руководитель; Н – наставник; К – куратор; СП – служба персонала.
6. Адаптация в новой должности (вторичная адаптация)
Занимаясь внедрением системы адаптации в своей организации, следует помнить о необходимости разработать инструменты не только традиционной адаптации, но и адаптации в новой должности.
Новую должность сотрудник может получить либо в результате продвижения по карьерной лестнице (вертикальное перемещение), либо в связи с ротацией в другое подразделение того же уровня иерархии в компании, либо вследствие расширения полномочий в рамках своей должности, т.е. речь идет о профессиональном росте (горизонтальном перемещении).
Адаптация сотрудников в новой должности - задача не более легкая, чем адаптация кандидатов извне, но большинство компаний не уделяют ей должного внимания.
Иногда кажется, что сотрудник и так все знает, но у него меняются статус, должность, зона ответственности, и все то, что он делал раньше, за что был ценим в компании, теперь не имеет значения. Ему самому может казаться, что он все понимает про свою новую работу, а на деле она может оказаться совсем не такой привлекательной. Поэтому выстраивание в компании системы вторичной адаптации по большому счету ничем не отличается от адаптации новичков, и Матрица адаптации будет для менеджера по персоналу «палочкой-выручалочкой».
В случае передвижения по карьерной лестнице сотруднику необходимо в короткие сроки обзавестись новыми организационными связями, освоить бизнес-процессы нового уровня. Новоиспеченного руководителя необходимо в короткие сроки интегрировать в среду таких же руководителей подразделений, обучить приемам управления персонала, дать ему понять, что он теперь работает в новом качестве и взаимодействие с прежними коллегами отныне у него будет иным.
Вертикальный карьерный рост может быть ограничен организационной структурой и размером компании. Часто компания не в состоянии предложить каждому сотруднику повышение по карьерной лестнице, однако почти всегда есть возможности для профессионального роста т.е. освоения новых знаний и навыков. В случае «горизонтального» передвижения приоритетным является освоение профессиональных качеств, требуемых на новой должности, т.е. профессиональный аспект адаптации.
Цели адаптации сотрудника в новой должности
• ускорение вхождения в должность;
• освоение процессов взаимодействия с другими подразделениями и коллегами;
• достижение необходимой эффективности работы в наиболее короткие сроки.
Технология адаптации сотрудника к новой должности
В период адаптации сотрудника в новой должности используется такой инструмент управления персоналом, как индивидуальный план развития.
Индивидуальный план развития включает:
• компетенции, которые являются ключевыми для данной должности;
• описание требуемых знаний и навыков в рамках выделенной компетенции;
• перечисление мероприятий, способствующих развитию навыков и получению знаний;
• сроки, которые отводятся на каждое мероприятие;
• список сотрудников, ответственных за мероприятия;
• комментарии сотрудников, ответственных за мероприятия.
Институт наставничества, существующий в компании, должен распространяться и на сотрудников, проходящих процесс вторичной адаптации.
На первое время наставниками сотрудника могут стать руководитель и тот коллега, должность которого он займет в ближайшее время. Прежде всего, наставник является ответственным за прохождение всех мероприятий в период адаптации в новой должности. Кроме него в адаптационных мероприятиях участвуют менеджер по обучению и развитию, наиболее опытные специалисты отдела и сотрудники смежных подразделений.
По истечении первого месяца адаптации проводится предварительный анализ работы сотрудника в новой должности и оценка полученных знаний и навыков. Это позволяет скорректировать процесс адаптации. Повторная оценка проводится после окончания адаптационного срока.
Результатом грамотно внедренной системы вторичной адаптации будет повышение эффективности работы назначенных сотрудников за счет их более быстрого включения в работу.
Кадровый резерв
Реализация системной и последовательной работы с кадровым резервом - залог его эффективности.
Чтобы резерв был жизнеспособным, необходимы три условия.
1.Качественный
отбор. Большинство компаний
2.Целенаправленное
обучение. Количество часов обучения
резервистов в полтора раза
превышает количество часов
3.Продвижение резервистов. Процент вакансий руководителей, закрываемых из числа резервистов, составляет 25% для производственных компаний и 18,6% - для торговых. Вакансий топ-менеджеров - 17,3% на производстве и 17,5% - в торговле