Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 00:06, контрольная работа
Цель: изучение адаптации, как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и
подходов к вышеперечисленным явлениям, для чего использованы учебные
материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка
российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности
материалов, авторы которых глубоко изучают адаптационные процессы. В
некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются.
Введение...................................................................................................................3
Цели адаптации и обоснование ее необходимости..............................................4
Виды адаптации.......................................................................................................6
Российский опыт адаптации...................................................................................8
Понятие и типы мотивации трудовой деятельности............................................9
Заключение.............................................................................................................16
Список литературы............................
Министерство здравоохранения Российской Федерации
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова Минздрава России)
Кафедра сестринского дела и социальной работы
Специальность «УПРАВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Дисциплина: «Научная организация
труда и кадры в
Контрольная работа
«Адаптация специалистов на рабочем месте. Мотивация труда»
Выполнил:
Шестопалов В. В.
Контактные данные:
электронный адрес:
vlad740639@yandex.ru
мобильный телефон:
+79517238550
место работы:
Великий Новгород,
ГОБУЗ НССМП
Проверил:
Богдашова И. В.
Санкт-Петербург
2015
Содержание:
Введение......................
Цели адаптации и обоснование ее необходимости.................
Виды адаптации.....................
Российский опыт адаптации.....................
Понятие и типы мотивации трудовой деятельности..................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном
кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране недостаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования,
перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что
сопровождается значительным высвобождением и, следовательно,
перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Цель: изучение адаптации, как одной из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части.
Большое внимание уделено рассмотрению различных точек зрения и
подходов к вышеперечисленным явлениям, для чего использованы учебные
материалы и статьи по управлению персоналом. Надо отметить, что нехватка
российского опыта в проблеме адаптации отражается и в недостаточности
материалов, авторы которых глубоко изучают адаптационные процессы. В
некоторых учебных пособиях они вообще не рассматриваются.
Цели адаптации и обоснование ее необходимости
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и
дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит на предприятие, а его рабочее место не
подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют
право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет
глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное
воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе. "Опыт" такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации прямо с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность.
Облегчить вхождение новых сотрудников в организацию призваны процедуры адаптации.
В самом общем виде адаптация — «процесс приспособления работника к
условиям внешней и внутренней среды». Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты. С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях»
Принципиальными целями адаптации, по А.Я. Кибанову, являются:
. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо
знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует
дополнительных затрат;
. снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации
могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих
сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Виды адаптации:
Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно
осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект:
- активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника:
- прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным
содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
3. По уровню:
- первичная — когда человек впервые включается в постоянную
трудовую деятельность на конкретном предприятии;
- вторичная — при последующей смене работы.
Автор статьи «Методы адаптации персонала» В. Волина выделяет также еще
два вида адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- адаптация работника к понижению в должности;
4. По направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии,
ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия
деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной
среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на
уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие
изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т. п).
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет,
протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека,
его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее,
большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
Социально-психологическая адаптация человека к производственной
деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся
обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
Российский опыт адаптации
Профессиональная ориентация и адаптация должны содействовать быстрым
структурным сдвигам в занятости при одновременном поддерживании безработицы на возможно низком уровне. Однако практическое решение этой задачи тормозится неразвитостью рынка труда. Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка. В условиях экстенсивного развития, наличия свободных рабочих рук и относительно невысоких требований к квалификации работающих не ощущалось острой необходимости в единой системе информации и трудоустройства кадров. Результатом подобной практики стал хронический и повсеместный дефицит рабочих кадров при неполной и нерациональной занятости, занижение требований к уровню их подготовки. Службы профориентации, которые действовали в отдельных школах, на крупных предприятиях и в административных районах, часто выступали как вербовочные и агитационные пункты.
В результате лишь 15 - 20% выпускников школ выбирали профессию,
связанную с полученными в школе навыками. Сейчас в республиках, краях,
областях и крупных городах созданы хозрасчетные центры по трудоустройству, переобучению, профориентации и адаптации.
Как показал опыт отечественных организаций, в стране недостаточно
внимания уделяется проблеме профориентации и адаптации кадров. К сожалению, управленческие работники не до конца понимают значение профориентации и адаптации как методов регулирования предложения рабочей силы в организации.
Информация о работе Адаптация специалистов на рабочем месте. Мотивация труда