Агентская проблема в системе корпоративного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 16:40, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть агентскую теорию.
Для достижения данной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотрение сущности агентской проблемы;
- изучение теоретических аспектов агентских издержек.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Агентская проблема в системе корпоративного управления……………5
Классификация агентских издержек………………………………………10
Акционеры, инвесторы……………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………...17

Файлы: 1 файл

агентские проблемы - корпоративное управление.docx

— 111.57 Кб (Скачать файл)

Агентские издержки можно разделить также на прямые и косвенные. Прямые агентские издержки включают издержки контроля и издержки самоограничения. Примером издержек контроля (над агентом со стороны принципала) являются расходы на проведение акционерного собрания и содержание Совета директоров. В качестве примере издержек самоограничения (издержек на демонстрацию агентом его добросовестности) выступают расходы на внутренний аудит компании, страхование рисков и т.д.

Косвенные агентские издержки – это доходы, потерянные в результате несовершенства контроля над действиями агентов и неполноты контрактов. К косвенным издержкам относятся издержки расхождения (издержки упущенных возможностей), которые являются следствием оппортунистических устремлений агентов и конфликта интересов участников корпорации. В табл. 1 приведена примерная типология агентских издержек.

Таблица 1

Типология агентских издержек

Прямые издержки

Издержки мониторинга

Затраты на организацию проведения Общего собрания акционеров

Затраты на содержание Совета директоров

Затраты на содержание ревизионной комиссии

Затраты на ведение реестра акционеров

Издержки самоограничения

Затраты на внутренний аудит корпорации

Затраты на страхование рисков

Косвенные издержки (издержки расхождения)

Привилегии менеджмента

Использование средств корпорации в личных целях, чрезмерное потребление: роскошные офисы, корпоративные самолеты и т.д.

Сопротивление расширению капитальной базы

Противодействие привлечению нового капитала из-за опасения потери влияния

Сопротивление смене руководства

Противодействие найму нового квалифицированного персонала из-за опасения потери рабочего места

Сопротивление выгодному слиянию или ликвидации

Противодействие выгодному слиянию или ликвидации компании из-за опасения потери рабочего места

Борьба за власть

Борьба за контроль над компанией, отвлекающая от основных задач управления и препятствующая эффективному функционированию компании

Трансфертные цены

Использование служебного положения при установлении заниженных цен на отпускаемую продукцию и выборе контрагента, которым является компания, принадлежащая менеджменту

Инвестирование в неприбыльные проекты

Осуществление инвестиций в заведомо невыгодные проекты вместо выплат акционерам с целью извлечения выгод от работы с денежными потоками

Неоправданный рост компании

Расширение компании в ущерб интересам собственников (путем поглощений или организации новых направлений бизнеса), не достигающее нужной синергии, но увеличивающее значимость и размеры вознаграждения менеджмента

Издержки общества

Потери, которое несет  общество (в масштабах государства) в результате обострения конфликта интересов и, как следствие, разрушения корпораций


 

Агентские издержки причиняют вред не только корпорации и ее инвесторам, но  в некоторых случаях могут нанести значительный ущерб и всему экономическому сообществу.

 

Акционеры, инвесторы

Владельцы предприятия — его акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, что создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках общей концепции — теории агентских отношений. Агентские отношения в финансовом менеджменте — это отношения: 1) между акционерами и менеджерами; 2) между кредиторами и акционерами.

Агентские конфликты имеют важное значение для крупных предприятий, поскольку обычно менеджеры владеют лишь небольшим процентом акций. Создавая крупные растущие предприятия, менеджеры: 1) закрепляют за собой свои места, поскольку скупка контрольного пакета акций новыми инвесторами становится менее вероятной; 2) увеличивают собственную власть, статус и оклады; 3) создают дополнительные возможности для своих подчиненных. Однако менеджеры могут проявлять чрезмерный личный интерес к окладам и привилегиям в ущерб интересам акционеров.

Менеджеров можно побудить действовать на благо акционеров с помощью контроля, стимулов, ограничений и наказаний. В связи с этим возникают агентские издержки нескольких видов.

Увеличение агентских издержек приемлемо до тех пор, пока оно перекрывается ростом прибыли в результате проводимых мер. 
Стимулирование менеджеров выгодней полного контроля их действий, оно включает следующие механизмы: 1) стимулирование на основе показателей эффективности деятельности предприятия, напри-мер в виде наградных пакетов акций; 2) непосредственное вмешательство акционеров путем внесения предложений, которые ставятся на голосование на ежегодных собраниях акционеров; 3) угроза увольнения, если его инициаторы наберут нужное число голосов акционеров; 4) угроза скупки контрольного пакета акций новым инвестором, который, как правило, сменяет руководство.

Агентский конфликт акционеры — кредиторы. Кредиторы имеют право на часть доходов предприятия в размере процентов и выплат в счет погашения основного долга, а также на активы предприятия в случае его банкротства. Но контроль за решениями, от которых зависят рентабельность и рисковость активов, осуществляют акционеры. Акционеры, действующие через менеджеров, могут направить средства предприятия в сферу более рискованных проектов по сравнению с ожиданиями кредиторов. Тогда увеличение риска приведет к снижению рыночной стоимости невыплаченного долга, т.е. к потерям кредиторов.

Компании с хорошими возможностями для инвестирования могут пытаться удерживать более высокую долю своей прибыли. Такая ситуация может наблюдаться, когда компания испытывает проблемы с привлечением стороннего финансирования, из-за чего ей приходится финансировать инвестиции из нераспределенной прибыли. Существуют свидетельства, показывающие, что растущие быстрыми темпами компании отдают предпочтение политике низких или нулевых дивидендов, а на более поздних стадиях своего жизненного цикла увеличивают уровень выплат дивидендов. 

Можно утверждать, что при наличии проблем с привлечением внешнего финансирования и безразличном отношении инвесторов к дивидендам менеджерам имеет смысл выплачивать дивиденды по остаточному принципу. Иными словами, менеджеры должны выплачивать дивиденды только тогда, когда ожидаемый доход от инвестиционных альтернатив ниже установленной инвесторами нормы доходности. При такой политике уровень дивидендов может колебаться из года в год в зависимости от имеющихся возможностей для инвестирования: чем больше инвестиционные потребности компании, тем меньше средств остается для выплаты акционерам, и наоборот. Такая цепочка рассуждений соответствует остаточной теории дивидендов.

Однако в ситуации, когда компания может получить стороннее финансирование легко и недорого, зависимость от нераспределенной прибыли уменьшается, поэтому прибыль может быть передана акционерам в форме дивидендов. На практике крупные, устоявшиеся компании обычно обладают лучшим доступом к дешевым источникам заемного капитала, чем новые и маленькие фирмы, а потому при прочих равных условиях у них коэффициенты дивидендных выплат оказываются выше. 


 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате развития и усложнения производственных процессов возникла необходимость широкомасштабного финансирования коммерческих предприятий, что было достижимо только за счет привлечения средств из различных источников. Распыленность поставщиков капитала обусловила возникновение класса профессиональных менеджеров и института корпоративного управления. Неполнота контрактов между поставщиками капитала и управляющими, информационная асимметрия и стремление менеджмента к извлечению личной выгоды привели к возникновению агентской проблемы, являющейся предметом изучения агентской теории.

Агентские издержки, возникающие по причине конфликта интересов агентов и принципалов, состоят из издержек мониторинга, самоограничения и расхождения, а также делятся по характеру воздействия на прямые и косвенные, а по объекту воздействия — на падающие на компанию либо на общество в целом. Измерение величины агентских издержек является сложной задачей и для открытой корпорации чаще всего осуществляется через определение динамики ее капитализации. Основная причина агентской проблемы кроется в оппортунизме менеджмента корпораций. В ситуации совмещения функций управляющего и собственника наблюдают два эффекта: конвергенцию интересов, когда компания выигрывает от присутствия менеджера-собственника, и «окапывание» менеджера, если нанесение ущерба гарантировано. Практика корпоративного управления разработала набор механизмов, которые заставляют менеджмент действовать в интересах управляемой им компании.

Общепринятая классификация подразделяет механизмы по направлению воздействия на поведение менеджмента корпорации на внутренние и внешние.

Возможна и иная классификация с точки зрения субъекта воздействия, включающая организационно-правовые и экономические механизмы. При этом разработка и применение механизмов корпоративного управления для снижения остроты агентской проблемы рассматриваются в качестве процесса управления агентскими издержками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бухвалов А.В. Корпоративное управление как объект исследований// Российский журнал менеджмента.- 2005.-№3. –с. 81–96.
  2. В.Е. Мащенко Системное корпоративное управление. - М.:Сирин, 2003, - 251 с.
  3. Динамика корпоративного развития. Под. Ред. Татаркина А.И. -М.: Наука, 2004. -502c.
  4. Люлькина Т.В., Люлькин А.В., Исследование факторов, влияющих на успешную работу Совета директоров. Материалы II Международной научной конференции “Корпоративное управление: проблемы и практика”. Ульяновск. 2005.
  5. Масютин С.А. Механизмы корпоративного управления. -М.: Финстатинформ, 2002.- 240с.
  6. Теория, структура, стратегия развития корпоративного управления в России / Ковалев В.Р. - С.-Пб.: СПбГУЭФ, 2005. - 180 c.
  7. Ткаченко И.Н. Корпоративное управление. Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.
  8. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. Научно-практическое издание / Шиткина И.С. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 648 c.

 

 

 


Информация о работе Агентская проблема в системе корпоративного управления