Алгоритм проектирования и внедрения новой системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:02, доклад

Описание работы

Общий алгоритм разработки (или совершенствования) новой системы управления заключается в выполнении перечисленных далее шагов:
1. Диагностика существующей системы управления.
2. Проектирование новой системы управления.
3. Верификация и предварительное согласование проекта.
4. Детальная проработка нового проекта.
5. Внедрение новой системы управления.

Файлы: 1 файл

5 ДОКЛАД ПО СМ.docx

— 23.30 Кб (Скачать файл)

АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ  УПРАВЛЕНИЯ

Именно в грамотном внедрении  новой организационной структуры  заключается успех мероприятия. Конечно, любую самую передовую  идею способна загубить ее плохая реализация. Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и  качественно провести процесс организационных  преобразований. Все компании, проводившие  ту или иную реорганизацию деятельности, сталкивались с несколькими типичными  проблемами. Общий алгоритм разработки (или совершенствования) новой системы  управления заключается в выполнении перечисленных далее шагов.

 
Автор: Bлaдиcлaв Aнaтoльeвич Гaгapcкий, независимый кoнcyльтaнт по упpaвлению, экcперт в области оптимизации и регламентации бизнес-процессов и анализа издержек, преподаватель программы МВА АНХ при Правительстве РФ.

Общий алгоритм разработки (или  совершенствования) новой системы  управления заключается в выполнении перечисленных далее шагов:

  1. Диагностика существующей системы управления.
  2. Проектирование новой системы управления.
  3. Верификация и предварительное согласование проекта.
  4. Детальная проработка нового проекта.
  5. Внедрение новой системы управления.

Краткие описания каждого  из этапов работы приведены в таблице 1.

Осуществление организационных  преобразований — это, пожалуй, наиболее критичная стадия всего процесса, потому что именно в грамотном  внедрении новой организационной  структуры заключается успех  мероприятия. Конечно, любую самую  передовую идею способна загубить ее плохая реализация.

Таблица 1. Этапы проектирования новой  системы управления компанией

№ п/п

Этап

Перечень основных действий

Документальный результат

1

Диагностика существующей системы управления

Проведение диагностики организационной  структуры и бизнес-процессов. Выявление  проблем, стоящих перед компанией. Выработка рекомендаций по устранению проблем

Отчет о диагностике системы управления

2

Проектирование новой системы  управления

Разработка решений по реализации рекомендаций. Формирование новой организационно-функциональной модели компании

Организационно-функциональная модель компании

3

Верификация и предварительное согласование проекта

Экспертиза организационно-функциональной модели на соответствие заявленным требованиям. Обоснование выбора альтернативного  варианта системы управления. Согласование с заказчиком

Утвержденный проект системы управления

4

Детальная проработка проекта

Разработка детального плана реализации проекта Разработка пакета организационно-нормативных  документов: положения о системе  управления; положения о подразделениях; регламентов; должностных инструкций

План реализации проекта Пакет  организационно-нормативных документов (положения, регламенты, инструкции)

5

Внедрение новой системы управления

Реализация мероприятий согласно плану внедрения новой системы  управления

Организационно-распорядительные документы


 
Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и  качественно провести процесс организационных  преобразований.

  • Воля руководства к проведению изменений. Как показывает практика, для успешной реализации организационных изменений в компании необходимо деятельное участие высших должностных лиц. Без их прямой заинтересованности в результатах дело не сдвинется с места.
  • Внешняя и внутренняя PR-кампания. Большинство людей изменения воспринимают негативно, во всяком случае, вначале, это известный психологический факт. Поэтому необходимо провести большую разъяснительную работу среди персонала, чтобы показать положительные моменты организационных изменений, а также пресечь в корне зарождающиеся слухи. Кроме того, если организационные изменения касаются подразделений, которые имеют контакты с контрагентами компании, необходимо оповестить о соответствующих изменениях и их.
  • Обучение персонала. Если организационные изменения связаны с изменением функций или порядка взаимодействия сотрудников (а как правило, так и происходит), необходимо заранее провести обучение персонала работе в новых условиях. Нужно обновить или создать заново соответствующие должностные инструкции и регламенты работы, провести тренинги по работе в новых условиях, при необходимости — провести профессиональную подготовку.
  • Последовательность в реализации изменений. Бывает, что проекты совершенствования организационной структуры организации не доводятся до конца по каким-либо причинам: нехватка ресурсов, недовольство персонала, принятие «половинчатых» решений и т. п. Однако по сути такая ситуация означает провал проекта, поскольку результат так и не будет достигнут. Пропасть нельзя перепрыгнуть на 99%.

 
Организация проекта внедрения новой  системы управления. Внедрение новой системы управления выполняется согласно заранее разработанному плану внедрения, который содержит в себе:

  • состав работ и их взаимосвязь;
  • сроки выполнения проекта в целом и сроки выполнения промежуточных работ;
  • перечень ответственных за выполнение работ в проекте;
  • ресурсы, необходимые для выполнения всех работ.

План организационных  преобразований обычно состоит из трех блоков:

  • корпоративные мероприятия;
  • организационные мероприятия;
  • кадровые мероприятия.

Корпоративные мероприятия связаны с проведением изменений в структуре капитала и собственности: проведение советов директоров и общих собраний акционеров, внесение изменения в устав общества и т. д.

Организационные мероприятия — это подготовка компании к осуществлению хозяйственной деятельности в новых условиях: покупка/продажа/аренда объектов основных средств, подготовка инфраструктуры и рабочих мест, заключение/расторжение договоров с контрагентами, разработка/изменение организационно-нормативной документации и т. д.

Кадровые мероприятия — это подбор/увольнение/перевод персонала, своевременное уведомление об изменении существенных условий труда, заключение новых трудовых контрактов, организация обучения и/или профессиональной переподготовки и т. д.

 
Типичные  проблемы внедрения новой системы  управления и методы их устранения. Существует несколько типичных проблем, с которыми сталкивались все компании, проводившие ту или иную реорганизацию деятельности.

1. Отрицательное восприятие перемен  персоналом: сотрудники не любят оптимальные процессы, поскольку они усиливают их эксплуатацию. Причем даже если это не так, действует инстинктивное правило человеческой психики — на всякий случай опасаться всего неизвестного. 
Решение: проведение PR-кампании среди персонала; пересмотр системы мотивации персонала; проведение обучения персонала

2. Период организационной неразберихи: отсутствие информации о том, кто, что и как должен делать и за что отвечать. Далеко не все люди в такой ситуации способны взять на себя ответственность и принимать решения. Последствия такой ситуации очевидны — работа просто застопоривается. 
Решение: своевременная подготовка регламентирующих документов и ознакомление с ними персонала; проведение обучающих тренингов для персонала

3. Наличие «священных коров»  в организации, трогать которых  опасно. В некоторых организациях есть должности — синекуры, на которые принимают, что называется, «своих» людей. Например, на должность могут пристроить сына или племянника крупного заказчика компании (как ответную любезность за поступление заказов). Но с точки зрения выполнения прямых должностных обязанностей пользы от человека может не быть вообще. 
Решение: принципиальность в проведении внедрения; полная поддержка внедрения со стороны топ-менеджмента

4. Отсутствие или неподготовленность  технической и/или информационной  базы для работы в новых  условиях. В управляющей компании одного крупного холдинга приняли решение внедрить систему электронного документооборота. Внедрили ее чисто административными методами: издали приказ, что с такого-то числа все документы будут приниматься только через эту систему. Одна беда — система была еще «сырая», и в результате пару месяцев в работе компании была полная неразбериха в плане документооборота. 
Решение: своевременная подготовка технической и информационной базы

5. Борьба среди высшего менеджмента  за полномочия и сферы влияния. При этом «перетягивание одеяла» на себя вызывает перекос в системе управления компании в целом. Кроме того, менеджеры вынуждены тратить свои усилия не на свои прямые обязанности, а на политические интриги. 
Решение: принципиальная позиция высшего руководства, проведение командообразования

 
Излишние затраты возникают в  несбалансированно выстроенных системах управления из-за:

  • дублирования функций в структуре управления;
  • неправильного разграничения сфер ответственности высшего менеджмента;
  • несбалансированного сорсинга;
  • несоответствия типа организационной структуры и характера деятельности компании, а также уровня ее развития.

Для совершенствования организационной  структуры необходимо применять  следующие оптимизационные приемы:

  1. устранение явных ошибок в организационной структуре: дублирование функций в различных подразделениях, несоблюдение нормы управляемости, наличие несвойственных функций в функциональных блоках и т. п.;
  2. построение так называемого баланса сорсинга организации. Проще говоря, это выстраивание оптимального соотношения между функциями, выполняемыми собственными подразделениями, и работами и услугами, закупаемыми на стороне;
  3. централизация либо децентрализация функций управления в каждом из направлений деятельности компании;
  4. изменение типа организационной структуры в соответствии с потребностями бизнеса.

Общий алгоритм разработки (или  совершенствования) новой системы  управления заключается в выполнении следующих шагов:

  1. диагностика существующей системы управления;
  2. проектирование новой системы управления;
  3. верификация и предварительное согласование проекта;
  4. детальная проработка нового проекта;
  5. внедрение новой системы управления.

Для успеха внедрения новой  системы управления необходимо руководствоваться  следующими принципами:

  • воля руководства к проведению изменений;
  • внешняя и внутренняя PR-кампания;
  • обучение персонала;
  • последовательность в реализации изменений.

 
Организация процессов выполнения решений на стратегическом и тактическом  уровне изучается в курсе «Разработка и принятие управленческих решений». Методы реализации стратегий вы можете изучить в курсе «Стратегический менеджмент». При обучении по индивидуальной программе, при помощи опытного куратора, вы можете проанализировать свои навыки, соотнести их со своими целями и составить индивидуальный учебный план из любых курсов нашего каталога.


Информация о работе Алгоритм проектирования и внедрения новой системы управления