Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили
значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стане господствовала административно-командная система управления, направленная в основном свои усилия на критик зарубежного опыта управления.

Файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                           ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

 

 

 

Факультет управления процессами перевозок

 

 

 

 

Специальность «Организация перевозок и управления на транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине «Менеджмент»

 

 

на тему «Американская  модель менеджмента»

 

 

 

                                                                   Выполнил: студент 3 курса

 

 

                                                                         

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Саратов – 2009

 

Введение

 

 

         За всю  историю существования менеджмента  многие зарубежные страны накопили 

значительные сведения в области  теории и практики  управления в  промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша  отечественная наука  управления развивалась  самостоятельно и обособленно,  часто  игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стане  господствовала административно-командная система управления, направленная в основном свои усилия на критик зарубежного опыта управления.

         Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной  модели менеджмента требует, с одной  стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной  теории и практике (но не бездумного  его перенесения  на отечественную почву), а с другой  - исполнения его  лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается  наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

Американский менеджмент  позволил США занять  лидирующее положение среди стран западного мира и  Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США  впервые сформировалась наука и  практика менеджмента. Его ведущее значение  в мире сегодня неоспоримо, а влияние  на  развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо  следовать выводам  американских теоретиков и рекомендациям  их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

        Этим и объясняется  актуальность проблемы изучения  истории американской модели менеджмента, а, следовательно, и данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы, оказавшие влияние  на формирование американской модели менеджмента.

 

           Управление как наука, научная дисциплина возникла в США  в начале ХХ века. Этому  способствовал целый ряд  факторов, среди которых  следует отметить  демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления  ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного  менеджмента по праву считается Фридерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 – 21.03.1915).

           Другие  – это так называемые «реформаторы  труда», куда входили умеренно  или  консервативно настроенные  бизнесмены, промышленники и политические  деятели. Их внимание -  проблемы  взаимоотношений рабочих и работодателей,  социокультурного окружения и условий  труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой  морали, физического комфорта на производстве, жилищных  условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми.

          Американский  менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях  создания  крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительного труда; введение  норм  и стандартов, установление  должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.

          В 19 веке в СА  усиливается  роль  администрации, как в частном,  так и в государственном секторе,  собственность теряет  индивидуальный  характер (акционерные общества  и пр.) и становится  корпоративной,  создаются механизмы поддержания   иерархической  структуры, которая исключает  конкуренцию, выборы и оценку работников по деловым качествам.

          В американском  обществе  повышается социальная  значимость «чина», происходит тотальная   бюрократизация управленческого  аппарата. Предприятия – гиганты испытывают потребность  в рациональной  организации труда, в четкой  взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с  научно обоснованными принципами, нормами, стандартами.

         Великая  индустриальная революция ХVII –  XVIII веков оказала гораздо более  существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того, как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись  от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был  заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо  единого собственника стало  множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев  одного капитала. Вместо  единственного руководителя-собственника появились  несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.

          При  этом од администрированием понималась  формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их  реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности  менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и  соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение),  а общие координационные функции отдаются менеджменту.

           Здесь  важно отметить следующую закономерность: вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

            Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер  координирует работу специалистов, используя для  этого  специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.

            Именно с учетом этих особенностей  американской экономики и формируется  американская модель менеджмента.

 

  1. Создатели американского менеджмента.

 

         Основоположником науки управления по праву считается американский  инженер и следователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих  отношений вызвала «организационную  революцию» в сфере производства и управления им.

          Впервые  свои взгляды он изложил в  статье «Система кусочных  расценок (1895). Затем  они были расширены  в книге «Цеховое управление (1903) и получили развитие в «Основах  научного менеджмента» (1911).

           Основы  системы Ф. Тейлора:

  • Умение анализировать работу, изучать последовательность её выполнения;
  • Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
  • Обучение и тренировка рабочих;
  • Сотрудничество администрации и рабочих.

                    Важная характеристика системы  – её практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

  • Определение  и  точный учет  рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
  • Подбор функциональных  мастеров – по проектированию работы; движениями;  нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
  • Введение инструкционных карт;
  • Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)
  • Калькуляция затрат на производство.

                    Резюмируя, можно сказать, что  главная идея Тейлора состояла  в том,  что управление  должно  стать системой, основанной на  определенных научных принципах,  должно осуществляться  специально  разработанными  методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост  производительности труда.

                    Научное управление по Тейлору  сосредотачивалось на работе, выполняемой  на самом  нижнем уровне  организации, Тейлор и его   последователи проанализировали  взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы диапазоны контроля и поручения полномочий.

                     Другим представителем американской модели менеджмента, точнее  ее «организационной  школы» является Г. Форд (1863-1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве   автомобилей Г. Форд  совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека».

                  Основные идеи Г. Форда изложены  в работах «Моя жизнь, мой  труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

                   Основные принципы системы Г. Форда :

  • Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;
  • Непрерывность и подвижность  процесса производства;
  • Максимальный темп работы;
  • Новая технология на основе  поточного производства;
  • Точность как стандарт и качество продукции;
  • Определяющая роль технико-технологической системы;
  • Экономический эффект системы;
  • Не быть зависимым от человека, его  слабостей.

                  Первая попытка применить   психологический анализ  к практическим задачам производства была предпринята профессором  Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы  нашего столетия зародилась школа человеческих отношений,  в центре  внимания которой находится  человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф. Ротлисбергера,  которые известны своими исследованиями в области  социологии производственных отношений.

                  Основоположником этой американской  школы стал Элтон Мэйо (1880-1949), считавший, что  управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях  научной психологии.

                  Для доказательств своих идей  Э. Мэйо в 1927-1932 гг. проводит, ставший  впоследствии  знаменитым,  Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго).  Объектом следования были шесть работниц, составляющих бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их  труд имеет большое значение для общества, науки. Кода при двенадцатом по счету изменения в условиях  труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что  достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

                  Данная школа положила  начало  развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

 

                    Представители этой школы разработали  свой инструментарий управления, который  в настоящее время  широко используется на практике: человеческие отношения; условия  работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат  в коллективе и его улучшение.

Информация о работе Американская модель менеджмента