Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:56, контрольная работа
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили
значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стане господствовала административно-командная система управления, направленная в основном свои усилия на критик зарубежного опыта управления.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления процессами перевозок
Специальность «Организация перевозок и управления на транспорте»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему «Американская модель менеджмента»
Саратов – 2009
Введение
За всю
историю существования
значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стане господствовала административно-командная система управления, направленная в основном свои усилия на критик зарубежного опыта управления.
Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - исполнения его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».
Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.
Этим и объясняется
актуальность проблемы
Управление как наука, научная дисциплина возникла в США в начале ХХ века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны, трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а также отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса. Основателем научного менеджмента по праву считается Фридерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 – 21.03.1915).
Другие
– это так называемые «
Американский менеджмент формировался в конце 19 – начале 20 вв., в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительного труда; введение норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
В 19
веке в СА усиливается роль
администрации, как в частном,
так и в государственном
В американском
обществе повышается социальная
значимость «чина», происходит тотальная
бюрократизация
Великая индустриальная революция ХVII – XVIII веков оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того, как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен сотнями и тысячами акционеров. Появилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров, т.е. совместных (и долевых) владельцев одного капитала. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров, рекрутировавшихся из всех, а не только привилегированных классов.
При
этом од администрированием
Здесь важно отметить следующую закономерность: вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Именно с учетом этих
Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и следователь Ф. Тейлор (1856-1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Впервые
свои взгляды он изложил в
статье «Система кусочных расценок
(1895). Затем они были расширены
в книге «Цеховое управление (1903)
и получили развитие в «
Основы системы Ф. Тейлора:
Важная характеристика системы – её практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
Резюмируя, можно сказать, что
главная идея Тейлора состояла
в том, что управление должно
стать системой, основанной на
определенных научных
Научное управление по Тейлору
сосредотачивалось на работе, выполняемой
на самом нижнем уровне
организации, Тейлор и его
последователи
Другим представителем американ
Основные идеи Г. Форда
Основные принципы системы Г. Форда :
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э.Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Основоположником этой
Для доказательств своих идей Э. Мэйо в 1927-1932 гг. проводит, ставший впоследствии знаменитым, Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом следования были шесть работниц, составляющих бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течение пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Кода при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители этой школы