Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:40, реферат

Описание работы

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Файлы: 1 файл

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 
 
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Ан¬ри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Впо¬следствии другие американские авторы внесли в систему принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления 
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 
1. Наличие рынка. 
2. Индустриальный способ организации производства. 
3. Корпорация как основная форма предпринимательства [23; 35].  
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это - традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества по-средством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределе¬ние ресурсов через приказы. Рыночный подход предусмат¬ривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход явля¬ется наиболее эффективным. Он основан на взаимоот¬ношениях продавца и покупателя, которые самостоя¬тельно устанавливают цены, требования к качеству товара и пр. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие [38]. 
Современная американская модель менеджмента ори¬ентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акцио¬нерное общество), возникшую еще в начале XIX в. 
Американские корпорации широко используют в сво¬ей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. 
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей [34]. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выяв-ляющую приоритеты проблем и ресурсов для достиже¬ния главной цели корпорации [5]. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким об¬разом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.  
«Содержание стратегического управления, как указывает И. Ансофф, заключает¬ся, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике» [1. C.14].  
Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система.  
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и кон¬куренты) и внутренней (научные исследования и разра¬ботки, кадры и их потенциал, финансы, организацион¬ная культура и пр.) среды. 
Стратегическое управление требует создания органи¬зационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную про¬дукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фир¬ме, как правило, значительно меньше количества произ¬водственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурен¬тоспособной продукции и ее сбыт, формирование произ¬водственной программы выпуска продукции по номенк¬латуре.  
Важнейшей составной частью плановой работы кор¬порации является стратегическое планирование, возник¬шее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвиде¬ние будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений [1; 10; 34]. 
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся соци¬альной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды [3].  
Некоторые американские авторы [20; 35; 36] называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.  
Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производст¬венная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы [29].  
Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять по¬средством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпора¬ции, а затем и в целом по промышленности. 
Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления явля¬ется совершенствование использования всего человече¬ского потенциала организации. 
Партисипативное управление предполагает расшире¬ние привлечения работников к управлению по следую¬щим направлениям:  
- предоставление работникам права самостоятель¬ного принятия решений; 
- привлечение работников к процессу принятия ре¬шений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.); 
- предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; 
- участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений; 
- предоставление работникам права создавать рабо¬чие группы по интересам, привязанностям и пр. [8; 31] 
C целью более эффективного выполнения решений в настоящее время в США получили распростране¬ние четыре основные формы привлечения рабочих к управ¬лению: 
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. 
2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих. 
3. Разработка систем участия в прибыли. 
4. Привлечение представителей рабочих в советы ди¬ректоров корпораций [7; 11]. 
В 60-е гг. в США получили широкое распростране¬ние бригадные методы организации труда и кружки кон¬троля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили рас¬пространение в американских корпорациях. 
Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией - советах директоров - на Практике встречается крайне редко. 
Для снижения сопротивления рабочих организаци¬онным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества тру¬довой жизни», с помощью которых работники корпо¬рации привлекаются к разработке стратегии ее разви¬тия, обсуждению вопросов рационализации производ¬ства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем. 
Американские ученые продолжают ставить и разраба¬тывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента: 
1. Правительство (его деятельность соответствует об¬щему понятию менеджмента, хотя слово «ме¬неджмент» не применяется к деятельности прави¬тельства). 
2. Государственный менеджмент. 
3. Военный менеджмент (особый вид государствен¬ного менеджмента). 
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент. 
5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, от¬личающийся от правительственного и государст¬венного). 
6. Менеджмент в государственной собственности (специальный вид «бизнес-менеджмента») [12].  
Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент «как психологи¬ческий процесс осуществления руководства подчинен¬ными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления». Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менедж¬мент, считая, что его следует относить только к пред¬приятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента: 
1. Содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Нацио¬нальный менеджмент должен учитывать свои соб¬ственные традиции, культуру, историю. 
2. В центре внимания менеджмента находится чело¬век, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия. 
3. Задачей менеджмента является направление дейст¬вий всех работников на выполнение общих целей предприятия. 
4. Задачей менеджмента является постоянное разви¬тие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения. 
5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций. 
6. В конечном счете деятельность предприятия оце¬нивается большим количеством разнообразных способов и средств. 
7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне него [9]. 
Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера: 
- определение целей предприятия и путей их дости¬жения; 
- организация работы персонала предприятия (опре¬деление объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структу¬ры и т. д.); 
- создание системы мотивации и координация дея¬тельности работников; 
- анализ деятельности организации и контроль за работой персонала; 
- обеспечение роста людей в организации [9]. 
Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работни¬ков делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.  
Проанализировав американскую модель управления, можно сделать следующие выводы: 
1. Американские компании в качестве основной тактической задачи выделяют ускорение оборота инвестируемых средств и увеличение стоимости акций. Именно по этим показателям и определяется эффективность работы управленческого аппарата.  
2. Для американской компании в соответствии с выбранными тактическими целями (ориентация на текущую прибыльность) характерна преимущественная ориентация на максимальную гибкость системы управления в плане распределения и перераспределения всех видов ресурсов для повышения прибыли в краткосрочном разрезе.  
3. Принципиально важным моментом, определяющим подход к практике управления, является то, что традиционно американские управляющие были ориентированы на некие индивидуальные ценности.


Информация о работе Американская модель менеджмента