Американская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.

Файлы: 1 файл

американкая модель.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Баршардская Ольга, ФТД, курс 3 группа 1

Американская  модель управления

Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением  развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.

Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Д. Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.

В 1886 г. впервые был  поставлен вопрос о необходимости  менеджмента как профессионального  вида управленческой деятельности.

В 1910 г. впервые было введено  в обиход понятие «научное управление».

В 1911 г. вышла в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», а сам Тейлор сегодня по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия.

Таким образом, история  развития менеджмента в США характеризуется следующим.

1. Развитие теории  систем, кибернетики, экономико-математических  методов, компьютеризации управления  способствовало активному использованию  в управлении системного подхода,  а не чисто аспектного, концентрирующего  внимание на одной или нескольких гранях ин тересующей проблемы. Это привело к усложнению науки управления. Поведенческая школа, также как классическая, развивалась на основе системного подхода, т.е. организации изучались как социальные системы (50–60 гг.).

2. В 70-е гг. широкую  популярность завоевывают идеи  ситуационного подхода, подтверждающие  правомочность различных систем  управления.

3. В 80-е гг. к этим  двум школам добавилось направление  «организационной культуры» в  управлении, придающее значение  системным и поведенческим особенностям предприятия.

4. В настоящее время  наиболее характерным для системы  управления является интернационализация  менеджмента, объединение теоретических  и практических разработок специалистов  разных стран, их коллективное  творчество в этой области знаний.

5. Сегодня оправдывает  себя пристальное внимание к  ситуационному подходу в менеджменте.  Фирмы, связанные с услугами  в области менеджмента, процветают. Но, по мнению наблюдателей, деловой  мир вступил в сложный этап  нестабильного развития: усиление политической нестабильности в мире, сопровождающейся общественными беспорядками и террористическими актами, инфляция, безработица, падение прибыли и другие факторы внешней среды, а также форс-мажорные обстоятельства заставляют руководителей повышать требования к себе, чтобы эффективно осуществлять управление.

6. Исследуя опыт управления, американские социологи заключают,  что экономическое и социальное  развитие общества многим обязано  менеджменту, так же как и  капиталу. Менеджмент и капитал  – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки. Если страна стремится в будущее, то она должна сформировать свой экологический, человеческий, информационный, финансовый потенциал заблаговременно. Традиционные подходы менеджмента к организации труда претерпевают изменения.

Специалисты считают, что  слагаемые нового подхода заключаются  в следующем:

• в отношении управленческого  персонала к рабочим;

• в организации труда;

• в организации и  стиле управления;

• в определении заработной платы;

• в определении трудовых отношений;

• в вовлеченности  работников в процесс производства.

Особенности управления американскими компаниями,  
национальные и культурные особенности

• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».

• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений  для развития.

• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться  «спокойно».

• Особенность генофонда  нации: широкая национальная представительность.

• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.

• Принципиально новые  основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.

• Геополитические особенности: наличие  всех стратегических ресурсов, наличие  одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.

• Отношение к управлению как  к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы..

• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.

Особенности управления

Главная задача управления ? создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.

Для США характерны:

1) отношение к менеджменту как  к сильному конкурентному преимуществу;

2) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;

3) стремление к методической  обоснованности управленческой  деятельности, разработка технологий  управления;

4) ставка на инновации: институализация  перемен; стремление к постоянному  продуцированию новых знаний; открытость для новых идей; ставка на активизацию творческого потенциала каждого работника;

5) открытость для внешней среды;

6) реализация одновременно разнонаправленных  тенденций (единство и борьба  противоположностей, диалектический  подход): стабильность и гибкость состава работников, централизация и децентрализация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации, открытость и закрытость компании, жесткий функциональный поход (конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей; большое количество дихотомий и антиномий в управлении;

7) переподготовка и непрерывное  обучение кадров;

8) функциональность: каждый выполняет  свою очень конкретную работу (не более, но и не менее); принципы: 1) сосредоточься на том,  что ты делаешь успешнее всего; 2) не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист;

9) количественный учет любой  работы (матрицы количественного  учета, учет всех бизнес-процессов  в организации);

10) управление по целям:  расчленение любой задачи, где  реше ние связано с совокупностью  разнородных знаний (дерево целей); четкий алгоритм достижения;

11) профессиональный рост  в фирме строго по специализации,  внутрифирменное обучение;

12) оплата труда связана со сложностью, продолжительностью, квалификацией, жестким нормированием; наличие почасовой оплаты; количественное выражение любой характеристики труда;

13) создание корпоративной  культуры (символы причастности, внутрифирменные  ценности, традиции, обычаи, легенды, мифы, праздники, ритуалы).

 

По мнению американского  ученого Дугласа Мак-Грегора, в основе организации управления, которое в конечном итоге сводится к управлению людьми, лежат две полярные концепции, которые он условно назвал теорией X и теорией Y. По теории X, все наемные работники стремятся получить от нанимателя максимум благ и при этом дать ему взамен как можно меньше; они ленивы, не стремятся работать, не обладают инициативой и должной ответственностью, предпочитают, чтобы ими руководили и тяготеют преимущественно к удовлетворению своих собственных потребностей. Как вытекает из теории X, руководитель вынужден постоянно применять и оттачивать механизм принуждения, устанавливать жесткие рамки производственной деятельности работников, строго регламентировать все виды работ и контролировать их исполнение, оплачивать труд в строгом соответствии с его результатами на основе жестких норм и нормативов. В основе теории Y лежит предположение, что наемные работники в процессе труда стремятся, прежде всего, к удовлетворению своих важнейших духовных потребностей и в первую очередь - потребности в самовыражении, развитии и реализации своего творческого потенциала и уже потом, опосредованно, к удовлетворению материальных потребностей. Работа для них вполне естественный процесс. Они трудолюбивы, обладают внутренней организованностью и самодисциплиной, деятельны и все делают для того, чтобы достичь желаемой цели. Их не надо принуждать. Руководителю, как это вытекает из теории Y, остается только мягко направлять энергию и устремления работников в заданное русло, привлекать к творческой работе, к подготовке управленческих решений, доверять им, предоставлять свободу действий, поддерживать и поощрять. Как известно, всякая теория гораздо беднее практики. Поэтому в реальной жизни приведенные выше концепции и соответствующие им модели управления редко встречаются в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой в самых разных пропорциях. Модель управления, в которой более отчетливо проявляются признаки теории X, наиболее последовательно разрабатывалась и применялась в США, и потому ее по праву можно называть американской - моделью «А». По набору признаков ее можно также называть формальной, технократической, административной, жесткой. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента:

1. Правительство (его  деятельность соответствует общему  понятию менеджмента, хотя слово  «менеджмент» не применяется  к деятельности правительства).

2. Государственный менеджмент.

3. Военный менеджмент (особый вид государственного  менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный)  менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый  вид менеджмента, отличающийся  от правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной  собственности (специальный вид  «бизнес-менеджмента»).

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию  менеджмент «как психологический процесс  осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления».

Видный представитель американского  менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

1. Содержание менеджмента в целом  аналогично в разных странах,  но методы его различны. Национальный  менеджмент должен учитывать  свои собственные традиции, культуру, историю.

2. В центре внимания менеджмента  находится человек, который должен  направлять свои усилия на  повышение эффективности своей  деятельности с целью достижения  эффективности работы всего предприятия.

3. Задачей менеджмента является  направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

4. Задачей менеджмента является  постоянное развитие способностей, потребностей всех работников  предприятии и возможностей их  удовлетворения.

5. Каждый работник должен нести  ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

6. В конечном счете деятельность  предприятия оценивается большим  количеством разнообразных способов  и средств.

7. Оценка и результаты деятельности  предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне него.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи  труду любого менеджера:

- определение целей предприятия  и путей их достижения;

- организация работы персонала  предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);

- создание системы мотивации  и координация деятельности работников;

- анализ деятельности организации  и контроль за работой персонала;

- обеспечение роста людей в организации. Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

И так, американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а не на знания специалиста.


Информация о работе Американская модель управления