Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:04, реферат
Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.
Баршардская Ольга, ФТД, курс 3 группа 1
Американская модель управления
Процессы, происходящие в управлении в последние годы, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому (бихевиоральному), нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое называют еще маркетинговым, индивидуалистическим, информационным.
Первый научный курс управления, разработанный в 1881 г. американцем Д. Вартоном, вначале не нашел широкого практического применения и лишь спустя 35 лет стал использоваться в качестве учебной дисциплины.
В 1886 г. впервые был
поставлен вопрос о необходимости
менеджмента как
В 1910 г. впервые было введено в обиход понятие «научное управление».
В 1911 г. вышла в свет работа Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», а сам Тейлор сегодня по праву считается основателем теории современного менеджмента и системы «научного менеджмента». В настоящее время управление прочно осознается как профессия.
Таким образом, история развития менеджмента в США характеризуется следующим.
1. Развитие теории
систем, кибернетики, экономико-
2. В 70-е гг. широкую
популярность завоевывают идеи
ситуационного подхода,
3. В 80-е гг. к этим
двум школам добавилось
4. В настоящее время
наиболее характерным для
5. Сегодня оправдывает
себя пристальное внимание к
ситуационному подходу в
6. Исследуя опыт управления,
американские социологи
Специалисты считают, что слагаемые нового подхода заключаются в следующем:
• в отношении управленческого персонала к рабочим;
• в организации труда;
• в организации и стиле управления;
• в определении заработной платы;
• в определении трудовых отношений;
• в вовлеченности работников в процесс производства.
Особенности управления американскими
компаниями,
национальные и культурные
особенности
• Молодость нации, стремление к самоутверждению, «юношеская амбициозность».
• Отсутствие исторических уроков нации как отсутствие ограничений для развития.
• Удаленность от Европы, давшая возможность 200 лет развиваться «спокойно».
• Особенность генофонда нации: широкая национальная представительность.
• Мощный промышленный рост во второй половине ХХ в.
• Принципиально новые основы государственного устройства: свобода личности (индивидуализм), принцип разделения властей.
• Геополитические особенности: наличие всех стратегических ресурсов, наличие одной сильной нации на континенте; экспансионизм нации.
• Отношение к управлению как к особой профессии, зарождение научного менеджмента, первые бизнес-школы..
• Терпимость, гуманизм, открытость бизнес-среды.
Особенности управления
Главная задача управления ? создание уникальной способности адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности процессов во внешней среде, при сохранении эффективности производства.
Для США характерны:
1) отношение к менеджменту как
к сильному конкурентному
2) стремление к динамичности и обоснованности структурных сдвигов;
3) стремление к методической обоснованности управленческой деятельности, разработка технологий управления;
4) ставка на инновации:
5) открытость для внешней среды;
6) реализация одновременно
7) переподготовка и непрерывное обучение кадров;
8) функциональность: каждый выполняет свою очень конкретную работу (не более, но и не менее); принципы: 1) сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; 2) не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист;
9) количественный учет любой
работы (матрицы количественного
учета, учет всех бизнес-
10) управление по целям:
расчленение любой задачи, где
реше ние связано с
11) профессиональный рост
в фирме строго по
12) оплата труда связана со сложностью, продолжительностью, квалификацией, жестким нормированием; наличие почасовой оплаты; количественное выражение любой характеристики труда;
13) создание корпоративной культуры (символы причастности, внутрифирменные ценности, традиции, обычаи, легенды, мифы, праздники, ритуалы).
По мнению американского ученого Дугласа Мак-Грегора, в основе организации управления, которое в конечном итоге сводится к управлению людьми, лежат две полярные концепции, которые он условно назвал теорией X и теорией Y. По теории X, все наемные работники стремятся получить от нанимателя максимум благ и при этом дать ему взамен как можно меньше; они ленивы, не стремятся работать, не обладают инициативой и должной ответственностью, предпочитают, чтобы ими руководили и тяготеют преимущественно к удовлетворению своих собственных потребностей. Как вытекает из теории X, руководитель вынужден постоянно применять и оттачивать механизм принуждения, устанавливать жесткие рамки производственной деятельности работников, строго регламентировать все виды работ и контролировать их исполнение, оплачивать труд в строгом соответствии с его результатами на основе жестких норм и нормативов. В основе теории Y лежит предположение, что наемные работники в процессе труда стремятся, прежде всего, к удовлетворению своих важнейших духовных потребностей и в первую очередь - потребности в самовыражении, развитии и реализации своего творческого потенциала и уже потом, опосредованно, к удовлетворению материальных потребностей. Работа для них вполне естественный процесс. Они трудолюбивы, обладают внутренней организованностью и самодисциплиной, деятельны и все делают для того, чтобы достичь желаемой цели. Их не надо принуждать. Руководителю, как это вытекает из теории Y, остается только мягко направлять энергию и устремления работников в заданное русло, привлекать к творческой работе, к подготовке управленческих решений, доверять им, предоставлять свободу действий, поддерживать и поощрять. Как известно, всякая теория гораздо беднее практики. Поэтому в реальной жизни приведенные выше концепции и соответствующие им модели управления редко встречаются в чистом виде. Чаще всего они переплетаются между собой в самых разных пропорциях. Модель управления, в которой более отчетливо проявляются признаки теории X, наиболее последовательно разрабатывалась и применялась в США, и потому ее по праву можно называть американской - моделью «А». По набору признаков ее можно также называть формальной, технократической, административной, жесткой. Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петерсон и Э. Плоумен выделяют шесть основных видов менеджмента:
1. Правительство (его
деятельность соответствует
2. Государственный менеджмент.
3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).
4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.
5. Бизнес-менеджмент (особый
вид менеджмента, отличающийся
от правительственного и
6. Менеджмент в государственной
собственности (специальный
Развивая теорию управления, Петерсон
и Плоумен дают определение понятию
менеджмент «как психологический процесс
осуществления руководства
Видный представитель
1. Содержание менеджмента в
2. В центре внимания менеджмента
находится человек, который
3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.
4. Задачей менеджмента является
постоянное развитие
5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.
6. В конечном счете деятельность
предприятия оценивается
7. Оценка и результаты
Друкер сформулировал ряд
- определение целей предприятия и путей их достижения;
- организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.);
- создание системы мотивации
и координация деятельности
- анализ деятельности
- обеспечение роста людей в организации. Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.
И так, американские ученые продолжают
ставить и разрабатывать