Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 19:06, реферат
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений.
Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
Американский
менеджмент
характеризуется жесткой организацией
управления. Для него в наибольшей степени
характерно стремление к формализации
управленческих отношений.
Для американского менеджмента очень
характерно представление о персональной
ответственности работника. Эффективность
работы конкретного руководителя определяется
на основании того, смог ли он лично достигнуть
тех целей, которые были ему поставлены.
Изучение американской модели менеджмента
представляет известный интерес. Именно
в США впервые сформировалась наука и
практика менеджмента. Американская модель
применяется в корпорациях Великобритании,
США, Австралии, Новой Зеландии, Канады
и некоторых других странах.
В американской школе менеджмента принято
считать, что успех фирмы зависит, прежде
всего, от внутренних факторов. Особое
внимание уделяется рациональной организации
производства, постоянному росту производительности
труда, эффективному использованию ресурсов.
В то время как внешние факторы отходят
на второй план.
Рационализация производства выражается
в высокой степени специализации отдельных
работников и структурных единиц компании
и жёстком разграничении их обязанностей.
Преимущества специализации заключаются
в том, что она позволяет сократить объём
подготовки работников, повысить уровень
профессионального умения на каждом специализированном
рабочем месте, отделить от производственных
заданий те, которые не требуют квалифицированного
труда и могут быть выполнены неквалифицированными
работниками, получающими меньшую заработную
плату, а также увеличивает возможности
специализированного оборудования.
Решения чаще всего принимаются индивидуально,
уровень ответственности же находится
в управленческой пирамиде на одну - две
ступени выше, чем уровень менеджеров,
обладающих формальной властью. Это означает,
что руководство отвечает за деятельность
своих подчинённых.
Американская фирма функционирует в социальной
атмосфере, проповедующей равноправие.
Соответственно рабочие здесь являются
более мобильными, легко меняют место
работы в поисках индивидуальной выгоды.
Стоит отметить, что дух «жертвенности»
(альтруизма) редок у американцев: даже
в действиях, направленных на пользу общества,
на поверку легко обнаруживается личная
выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция
между сотрудниками (один из способов
стимулирования), именно поэтому американцы
– ярко выраженные индивидуалисты и порой
им очень сложно работать в команде.
Для американской модели менеджмента
характерна иерархическая модель управления.
В традиционной модели иерархической
организации, прежде всего, имеет место
разграничение процесса принятия деловых
стратегических решений и оперативных
решений. Основой стратегического управления
является системный и ситуационный анализ
внешней (макроокружение и конкуренты)
и внутренней (научные исследования и
разработки, кадры и их потенциал, финансы,
организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой
работы корпорации является стратегическое
планирование, возникшее в условиях насыщения
рынка и замедления роста ряда корпораций.
Стратегическое планирование создает
базу для принятия эффективных управленческих
решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным
изменениям, происходящим в корпорациях,
разрабатываются программы повышения
«качества трудовой жизни», с помощью
которых работники корпорации привлекаются
к разработке стратегии ее развития, обсуждению
вопросов рационализации производства,
решению разнообразных внешних и внутренних
проблем.
Главной целью является всесторонняя
договоренность. Одно из самых важных
условий – соблюдение всех законов, нормативных
актов, положений, а не выгода и согласие
между партнерами. В состав американской
делегации на переговорах обязательно
входит уполномоченный представитель,
который имеет право на принятие решений,
и юрист. Американские менеджеры не приветствуют,
если их коллеги (партнеры) прерываются
во время дискуссий или перед принятием
решения удаляются для обсуждения своего
решения.
^ Специфика управления в американских
компаниях
Некоторые американские авторы называют
привлечение непрофессионалов к управлению
"третьей революцией" в управлении
после выделения управления в особый вид
деятельности и появления менеджеров.
В настоящее время в США получили распространение
четыре основные формы привлечения рабочих
к управлению:
участие рабочих в управлении трудом и
качеством продукции на уровне цеха; создание
рабочих советов (совместных комитетов)
рабочих и управляющих; разработка систем
участия в прибыли; привлечение представителей
рабочих в советы директоров корпораций.
Привлечение рабочих к участию
в высших органах управления корпорацией
– советах директоров – на практике
встречается крайне редко.
Особенности управления в
американской компании:
Функциональность, что означает четко
закрепленные должностные обязанности
за сотрудником. Принцип: сосредоточься
на том, что ты делаешь успешнее всего;
не важно, какой ты, важно, что ты умеешь
делать как специалист.
Задача менеджера состоит в
раскрытии творческого
Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
Реализация противоположных
Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.
Развитая корпоративная
Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.
Перестройка кадровой работы начиналась
с управляющих и
Компетентность и личная “заинтересованность
в фирме” управляющих высшего уровня
наиболее радикально влияют на общие результаты
деятельности корпорации. Поэтому кадровая
работа, включая систему вознаграждения,
социального страхования и различных
льгот, сориентирована на закрепление
управленческой верхушки фирмы. Тогда
как пренебрежение работой с рядовыми
исполнителями способствовало высокой
текучести этого персонала ввиду преждевременного
физического или морального (устаревания
профессиональных навыков) износа, низкого
качества трудовой жизни. Резко дифференцированный
подход к работе с персоналом сохранялся
в 70-80-е годы, хотя ряд фирм вынужден был
перенести новые методы работы на более
широкий контингент персонала.
Школы управления США и Японии являются
в настоящее время ведущими в
мире и рассматриваются в других
странах как своеобразный эталон
развития менеджмента. При полярных
различиях, между ними, однако, имеется
определенное сходство: обе школы
основное внимание уделяют активизации
человеческого фактора (используя,
однако, различные формы и методы),
постоянным инновациям, диверсификации
выпускаемых товаров и услуг,
разукрупнению крупных
Существуют и другие различия японской
и американской систем управления.
В США в процессе управления ставка
делается на яркую личность, способную
улучшить деятельность организации
— в Японии же менеджеры ориентируются
на группу и организацию в целом.
В американских фирмах существуют жесткие
структуры управления, обладающие определенными
функциями, — в Японии применяются
более гибкие структуры управления,
создаваемые и ликвидируемые
по мере выполнения конкретных задач.
Главным стимулом для американских работников
является экономический фактор (деньги)
— для японских работников более значимую
роль играют не деньги, а социально-психологические
факторы (чувство принадлежности к коллективу,
гордость за фирму). Для западноевропейских
и американских предприятий характерно
наличие морально-психологических запретов,
сдерживающих инициативу и творчество
работников, — японские трудящиеся руководствуются
понятиями внутреннего долга и подчиненности
своих интересов интересам коллектива.
В кризисных ситуациях американские менеджеры
стараются уволить часть персонала, чтобы
уменьшить расходы своей организации
и сделать ее более конкурентоспособной,
— на японских предприятиях существует
неписанный закон так называемого пожизненного
найма работников, при котором работающий
персонал рассматривается как высшая
ценность организации, а следовательно,
администрация будет делать все возможное
для того, чтобы сохранить своих работников
в самых кризисных ситуациях. Американские
работники согласно контракту о приеме
на работу ориентированы только на выполнение
своих функциональных обязанностей —
японские работники стремятся не только
выполнить свои должностные обязанности,
по и сделать максимум полезного для своей
организации, например американский мастер
или инженер никогда не будет выполнять
работу по уборке территории цеха, даже
если у него имеется свободное время, а
японский специалист, имея свободное от
основной деятельности время, обязательно
займется чем-то полезным для своей фирмы,
так как ориентирован не на выполнение
строго очерченных функциональных обязанностей,
а на работу во имя блага своей фирмы. Американские
трудящиеся обычно один раз в несколько
лет меняют место своей работы, переходя
в фирмы, где им предлагают большую зарплату
или лучшие условия труда. Это вызывается
также тем, что в США традиционно успешной
считается только вертикальная карьера
(когда работника повышают в должности
в структуре его организации). Обычной
практикой является отправка на пенсию
работников, проработавших в компании
20—25 лет, если даже они и не достигли пенсионного
возраста. Таким способом руководство
компаний стремится создать условия для
служебного роста молодых специалистов
и удержать их в своей организации.
В Японии работники обычно трудятся всю
жизнь на одном предприятии, а любой переход
в другую организацию рассматривается
как неэтичный поступок. Карьера японского
специалиста чаще носит горизонтальный
характер (например, управленец среднего
звена через каждые 4 года — 5 лет перемещается
в другие отделы, занимая равные по прежнему
статусу должности). Это позволяет фирме
улучшать систему горизонтальных связей
между отделами и службами, подготавливать
профессионалов широкого профиля, решать
проблему взаимозаменяемости, улучшать
моральный климат в коллективе. Люди достигшие
пенсионного возраста, редко уходят на
пенсию, стараясь работать на благо фирмы
до тех пор, пока у них имеются силы, и на
любых участках и должностях. Еще одно
главное различие заключается в самой
организации управления. На американских
предприятиях жестко разграничены служебные
и производственные обязанности, а контроль
за их использованием осуществляет вышестоящее
лицо, поэтому в поле зрения рабочих и
служащих попадает ограниченный круг
вопросов, выполнение которых им поручено.
На японских предприятиях ответственность
за многие важные вопросы производственной
деятельности несет персонал, который
постоянно повышает свою квалификацию.
Таким образом, управление в США "иерархическое",
а в Японии - "всеобщее".
В краткосрочном плане японская система
управления проигрывает американской
из-за большой сложности принятия решений
и большого количества времени и средств,
затрачиваемых на обучение персонала
на всех уровнях. Но в долгосрочной перспективе
она повышает эффективность производства,
поскольку стимулирует соучастие рабочих
в управлении и усиливает их ответственность
и заинтересованность в делах фирмы.
Доклад на тему:
«Особенности американской системы менеджмента»
Выполнила Сысоева Евгения
Гр.ИБЭ210