Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 01:44, доклад
Во все времена идет дискуссия о том, сколько нужно чиновников, чтобы государство нормально функционировало. И эта тема не может не волновать население, поскольку денежное довольствие на содержание государственного аппарата выделяется из бюджета страны, наполняемого за счет налогоплательщиков. Действительно ли проблема разрастания бюрократического аппарата является актуальной на данный момент в нашей стране? Для этого необходимо проанализировать данные государственной статистики о наполняемости государственных органов государственными и муниципальными служащими.
Во все времена идет дискуссия о том, сколько нужно чиновников, чтобы государство нормально функционировало. И эта тема не может не волновать население, поскольку денежное довольствие на содержание государственного аппарата выделяется из бюджета страны, наполняемого за счет налогоплательщиков. Действительно ли проблема разрастания бюрократического аппарата является актуальной на данный момент в нашей стране? Для этого необходимо проанализировать данные государственной статистики о наполняемости государственных органов государственными и муниципальными служащими.
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации, которая наглядно представлена в таблице 1, за более чем десятилетний период времени существенно изменялась.
Таблица 1 – Динамика численности работников государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации, человек
Год |
Российская Федерация |
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
2000 |
1161519 |
37221 |
1124298 |
2001 |
1140633 |
37239 |
1103394 |
2002 |
1252320 |
37852 |
1214468 |
2003 |
1300467 |
38649 |
1261818 |
2004 |
1318592 |
35555 |
1283037 |
2005 |
1462045 |
41127 |
1420918 |
2006 |
1577215 |
42504 |
1534711 |
2007 |
1623919 |
41096 |
1582823 |
2008 |
1670831 |
44686 |
1626145 |
2009 |
1674770 |
47288 |
1627482 |
2010 |
1648376 |
47475 |
1600901 |
2011 |
1603693 |
46035 |
1557658 |
2012 |
1572188 |
48308 |
1523880 |
2013 |
1548062 |
48593 |
1499469 |
Как мы видим, численность государственных служащих довольно значительно возрастала, начиная с 2000 года и заканчивая 2009. Начиная с 2010 года начинается сокращение штата чиновников. Очевидно, что за период 2000-2009 гг., период роста штата государственных служащих, темпы роста численности на региональном уровне превышали темпы роста чиновников федерального уровня. За десять лет число муниципальных служащих возросло в 1,42 раза, федеральных – в 1,28 раза, общая численность – в 1,44. Это было обосновано в основном увеличением числа субъектов, входящих в Российскую Федерацию и необходимостью расширению государственного аппарата на местах.
Но по сравнению с 2009 годом число муниципальных служащих сократилось сегодня в 1,09 раза или на 128013 человек; число федеральных госслужащих наоборот возросло на 1305 человек, общая численность в итоге изменилась на 126708 человек в сторону сокращения. То есть можно отметить, что сокращение численности государственных служащих происходило в основном за счет сокращения численности государственных служащих на региональном уровне, а число государственных работников федерального уровня до настоящего времени продолжает расти, правда уже не такими темпами, какие наблюдались прежде.
Причиной сокращения послужила смета сокращения численности чиновников центральных аппаратов и территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, подготовленная Министерством финансов Российской Федерации в 2010 году. Согласно документу, в течение 2011-2013 годов госслужащих должно стать на 20 % меньше. По составленному плану, Федеральные министерства и ведомства к 1 апреля 2011 года должны были сократить численность чиновников на 5 % (от количества на 1 июля 2010 года). К 1 апреля 2012 года госслужащих должна была стать меньше еще на 10 % (по сравнению с 1 июля 2010 г). Последнее сокращение было в 2013 году, согласно которому численность чиновников должна была сократиться на 20 %. Однако цели не были достигнуты в полной мере. Проведя анализ, можно сказать, что численность государственных служащих сократилась в 2011, 2012 и 2013 годах соответственно всего на 3, 5 и 7 %. В то время, как было уже сказано выше, согласно плану, должна была сократиться поэтапно на 5, 10 и 20 %. Это говорит о недостаточной эффективности реализации программы.
Немаловажен также и анализ распределения числа государственных служащих по ветвям власти, данные которого приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации по ветвям власти, тыс. человек
Законодательные органы |
Исполнительные органы |
Органы судебной власти и прокуратуры | |
2000 |
15,4 |
1027,3 |
113,7 |
2001 |
19,2 |
981,4 |
134,3 |
2002 |
20,4 |
1070,2 |
153,9 |
2003 |
21,7 |
1100,4 |
168,5 |
2004 |
22,9 |
1100,7 |
184,5 |
2005 |
24,4 |
1234,4 |
192,8 |
2006 |
26,1 |
1342,6 |
197,1 |
2007 |
27,9 |
1385,4 |
197,6 |
2008 |
31,8 |
1420,6 |
203,4 |
2009 |
31,8 |
1415,1 |
212,6 |
2010 |
32,8 |
1385,3 |
214,6 |
2011 |
30,3 |
1341,5 |
215,7 |
2012 |
32,9 |
1301,9 |
218,7 |
2013 |
33,2 |
1264,8 |
230,2 |
Исходя из этих данных, видим, что численность работников исполнительных органов на протяжении более чем десятилетнего периода времени во многом превышала численность работников законодательных органов власти, а также органов судебной власти и прокуратуры. Число служащих законодательных органов увеличилось за анализируемый период более, чем в 2 раза, исполнительных – в 1,2 раза, а за последние пять лет вовсе сократился на 150 тысяч человек. То есть, следует отметить, что, если с каждым годом происходит увеличение числа работников законодательных органов власти и органов судебной власти и прокуратуры, то в органах исполнительной власти происходит сокращение кадрового состава. Эти изменения обусловлены реализацией программы Министерства финансов от 2010 года.
Как я уже отмечала, сокращение штата чиновников происходит в основном за счет сокращения муниципальных служащих. Посмотрим, какие изменения произошли в этой области в Республике Мордовия (таблица 3).
Таблица 3 – Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Мордовия, человек
Год |
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в Республике Мордовия |
2000 |
9282 |
2001 |
8351 |
2002 |
8920 |
2003 |
9104 |
2004 |
9110 |
2005 |
10010 |
2006 |
10642 |
2007 |
11365 |
2008 |
11616 |
2009 |
10907 |
2010 |
10788 |
2011 |
10616 |
2012 |
10326 |
2013 |
10173 |
Согласно официальной статистике, Республика Мордовия практически занимает лидирующие позиции в Приволжском федеральном округе по численности там чиновников. В данном регионе тоже до 2008 года наблюдалась тенденция роста штата чиновников (за исключением 2001 г.), но уже с 2009 года происходило сокращение. Темпы сокращения незначительные, но все же за последние пять лет было сокращено 734 человека данной сферы деятельности. По последним данным, на территории республики всего работают 10173 государственных служащих, из них 105 – в законодательных органах, 8673 – в исполнительных. Сокращение также происходит в основном за счет снижения штата исполнительных органов. (на 624 человека по сравнению с 2009 годом). Региональными органами власти планируется также сокращение штата в ближайшее время на 5 %, однако данное заявление вызывает ряд недовольств среди служащих, поэтому в эффективность реализации этих мер верится с трудом.
Таким образом, бюрократический аппарат на сегодняшний момент имеет тенденцию к сокращению, однако до сих пор еще имеет достаточно весомую численность. По итогам 2010 года на 100 000 россиян приходится 1153 чиновника, 10 лет назад их было 794 - в 1,5 раза меньше. Эксперты приводят аналогию с США: там на 1000 жителей приходится в 4 раза меньше налоговиков, чем в России, и в 2,5 раза меньше таможенников. Сейчас из 1000 трудящихся россиян 25 – чиновники, в 2000 году их было 18, а в 1994 году – вовсе 15. В России, по мнению экспертов, численность госслужащих избыточна, что мешает и развитию экономики государства в целом, так как наносит достаточно большой ущерб для государственного бюджета. Правительственные эксперты предлагают к 2020 году сократить численность государственных служащих на 30%, однако, судя по уже проведенным мероприятиям, верить в реализацию этих целей в полной мере приходится с трудом.
Информация о работе Анализ численности государственных служащих