Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:41, реферат
Задача деловой оценки сотрудника состоит в выявлении его трудового потенциала, степени использования этого потенциала, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность. Практика оценки персонала проводится регулярно также чтобы выявлять творческий потенциал работника, способ его мышления и чтобы понять как долго еще работник способен выдвигать новые креативные идеи и планы по развитию предприятия. Также оценка персонала необходима чтобы понять как долго работник может еще работать на данной должности.
Анализ методов оценки персонала
Введение
Практика подбора и расстановки кадров, стимулирование их труда, а так же служебно-профессиональное продвижение, повышение квалификации должна строиться на объективной, научно обоснованной деловой оценке сотрудников. Под деловой оценкой понимают процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия определенным требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности. Задача деловой оценки сотрудника состоит в выявлении его трудового потенциала, степени использования этого потенциала, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность. Практика оценки персонала проводится регулярно также чтобы выявлять творческий потенциал работника, способ его мышления и чтобы понять как долго еще работник способен выдвигать новые креативные идеи и планы по развитию предприятия. Также оценка персонала необходима чтобы понять как долго работник может еще работать на данной должности. Деловая
оценка требует соблюдения определенных
правил и требований: объективности,
оперативности, гласности, демократизма,
единства требований при оценке всех
лиц по одной занимаемой должности,
простоты, четкости и доступности
процедуры оценки, результативности.
Она представляет собой процедуру
достаточно сложную в методическом
и организационном плане. Требования
к качествам работника Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации, так как по результатам оценки появляется возможность: -
совершенствования расстановки
кадров путем реализации -
выявления направленности -
стимулирования трудовой -
совершенствования форм и -
формирования положительного Деловая оценка направлена на решение следующих управленческих проблем: - подбор кадров (оценка квалификации и личностных качеств претендентов); -
определение степени -
улучшение использования кадров
(определение степени загрузки
сотрудников и использования
их квалификации, совершенствование
организации управленческого -
продвижение сотрудников и - совершенствование управления (совершенствование стиля и методов, повышение ответственности и укрупнение взаимосвязи руководителей и подчиненных). Особенности
обязанностей, выполняемых руководителями,
специалистами и Общепризнано, что любой специалист по управлению должен обладать рядом обязательных деловых качеств[6]: - знание производства — его технических и технологических особенностей, современных направлений развития; - знание экономики — методов планирования, экономического анализа и т. п.; -
умение выбирать методы и -
наличие специальных знаний в
области организации и -
способность рационально - умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач; -
способность и умение -
умение целесообразно -
умение распределять права, -
умение координировать -
умение планировать и -
умение проявлять высокую -
проявление конкретности и -
умение учитывать и -
умение стимулировать -
умение устранять и не В
условиях рыночной экономики предъявляются
повышенные требования и к личностным
качествам управленческого - честность, справедливость; -
умение работника наладить - выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах; - целеустремленность; - принципиальность; -
решительность в принятии - настойчивость и энергичность в их реализации; - умение отстоять свое мнение; -
самокритичность в оценках -
умение выслушивать советы -
правильное восприятие критики
с умением делать - умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено; -
умение пользоваться своими -
умение личным примером и Количественные
критерии позволяющие
дать полную характеристику
деятельности работников Кроме установления качественных критериев, позволяющих дать объективную и достаточно полную характеристику деятельности управленческих работников, чрезвычайно важно оценить их количественно. К наиболее эффективным, достаточно распространенным и перспективным можно отнести метод коллективного обсуждения кандидата на должность. Этот экспертный метод полностью отвечает современным рекомендациям, хотя практически широко используется еще с начала XX века. Достаточно распространены сегодня в кадровой работе метод коэффициентов, балльный метод и другие[4]. Для текущих (оперативных) оценок управленческого работника и руководителя применяют метод коэффициентов, а также метод образца, когда кандидат на должность сравнивается с реальным работником, взятым в качестве своеобразного эталона. В целевых и плановых оценках (формирование состава резерва кадров на выдвижение, аттестация работников аппарата управления и др.), а также в текущих (оперативных) оценках в отечественной и зарубежной практике управления условно различают три группы методов: качественные, количественные и комбинированные. К группе качественных методов обычно относят методы биографического описания, деловой характеристики, специального устного отзыва, эталона, а также оценки на основе обсуждения (дискуссии). Например, если правильно организовать процедуру оценки и учесть, что характеристика представляет собой совокупность оценок работника со стороны не только администрации, но и различных общественных организаций, то методом деловой характеристики можно получить достаточно объективные результаты. К количественным методам относят все методы с числовой оценкой уровня качеств работника. Среди них наиболее простыми и эффективными считают метод коэффициентов и бальный. К группе комбинированных методов относят широко распространенные и разнообразные методы экспертной оценки частоты проявления определенных качеств, специальные тесты и некоторые другие комбинации качественных и количественных методов. Все они строятся на предварительном описании и оценке определенных признаков, с которыми сравниваются фактические качества оцениваемого работника. Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6—7 критериев. Например: 1. Способность организовывать и планировать труд; 2.
Профессиональная 3. Сознание ответственности за выполняемую работу; 4.
Контактность и 5. Способность к нововведениям; 6.
Трудолюбие и По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной, например, пятибалльной шкале (отлично — 5; хорошо — 4; удовлетворительно — 3; не удовлетворительно — 2; плохо — 1). Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию «способность организовывать и планировать труд»: «I» — явно неорганизованный работник и руководитель; «2» - не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных; «З» - умеет организовывать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу; «4» — умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных; «5»
- умеет создавать и поддерживать
четкий порядок в работе на основе
эффективного планирования. Экспертная
оценка. Подбор экспертной
комиссии. Экспертные
методы оценки персонала По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на управленческую должность составляется специальный оценочный лист. Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат заместить должность в аппарате управления. Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств, т. к. образование — это одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы — это количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы, данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле[1]: К=Оу.обр.(1+С/4-В/18), Оу.обр - оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет): 0,15
— для лиц, имеющих 0,60 — для лиц со среднем образованием; 0,75
— для лиц со 1,00
— для лиц с высшим С — стаж работы по специальности (в соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование); В — возраст (в соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18, т. к. установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования; при этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин — 50). Групповая экспертиза включает следующие обязательные этапы: -
разработка программы (выбор -
выбор техники опроса или -Формирование экспертной группы; - проведение опроса экспертов; -
обработка результатов ( - анализ результатов. Анкета оценки руководителя или специалиста, карточка эксперта на аттестуемого, бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого, а также, бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого — это обязательные документы почти любой методики независимо от способов расчетов (ручной или автоматизированный). Принятые качества располагают в анкете в ранжированный ряд — от более до менее значимого. В соответствии с этим выставляется первая оценка аттестуемому. Она характеризует степень значимости качества. Вторая оценка — это оценка степени проявления этих же качеств аттестуемого по четырем вариантам ответа. Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале: 1. Если всегда — 1,5 балла; 2. Если в большинстве случаев — 1 балл; 3. Если иногда — 0,5 балла; 4. Если почти никогда — 0 баллов. При первой оценке ставится знак «+» в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак «+» в графе, соответствующей мнению эксперта. Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения специального бланка —«Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого». С этой целью знаки «+» из анкет, поставленные экспертами, переносят со знаком «+» в этот бланк. В другом бланке («Бланк расчета средней оценки аттестуемого») по каждому качеству рассчитывается средний балл по формуле: *************** где Зср — средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости; З10 ...З1- оценка экспертом степени качества по десятибалльной шкале; n10...n1
— количество экспертов, n — общее количество экспертов. Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого по формуле: ******************** где Пср — средняя оценка степени проявления качества у аттестуемого; П1,5...П0,5 - степень проявления качества у аттестуемого по оценке экспертов; n1.5
…n0.5 - количество экспертов, n - общее количество экспертов. Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле[1]: К=Зср *Пср где К — качество. Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном. Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5+4+3+2+1=55) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты: 1. 55*1,5=82,5; 2. 55*1,0==55,0; 3. 55*О,5=27,5. Таким
образом, в первом случае, если оценка
работника составляет более 82 баллов,
формулируется вывод о его
повышении или включении в
состав резерва на выдвижение. Во втором
случае, если оценка составит от 57 до 82
баллов, делают заключение о соответствии
занимаемой должности. В третьем
случае, если оценка составляет ниже 27
баллов, фиксируется вывод о том,
что работник не соответствует занимаемой
должности. При этом весьма ценно
и то обстоятельство, что детальный
анализ оценок экспертов по качествам
может помочь определить для каждого
работника конкретные направления
совершенствования его В
качестве предмета оценки руководителя
в различных методиках - деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей; - характеристики их поведения в различных ситуациях; -
качество выполнения -
характеристики применяемых -
показатели результатов -
результаты организаторской -
успешность установления и Распространена
также комплексная оценка, содержание
которой включает различные комбинации
из названных предметов оценки труда.
Степень разработанности Широкое
распространение получила оценка руководителей
по методу черт. В ее основе лежит
признание влияния Различие
методик связано с Основу методики составляет представление об управленческих ситуациях как единицах анализа труда управленческого работника, однако именно их структура остается пока еще недостаточно разработанной. Используемые в ходе оценки ситуации (отсутствие согласованности в планах работ со смежными подразделениями, конфликты вызванные нечетким разграничением функций, необеспеченность финансовыми ресурсами, неукомплектованность подразделения персоналом) являются, по существу, лишь описанием отдельных проблем управления. |
Функциональная
оценка руководителя основывается на
анализе процесса труда, выяснении,
насколько хорошо он справляется
со своими должностными обязанностями.
Работа руководителя в этом случае
описывается в структуре -
устранение расхождений в - задание и поддержание правил и норм трудового поведения и взаимодействия в коллективе, а также определенной системы ценностей в сфере труда; -
согласование общих и -
обеспечение максимального Исследуя
эффективность различных При разработке программы деловой оценки кадров работу строят в три этапа: определение содержания, выбор методики и установление процедур оценки. Определение содержания ставит целью установление предмета оценки: личные качества сотрудника, его труд или результаты труда. Методы оценки должны быть направлены на выявление элементов, составляющих содержание оценки, и измерение величин этих элементов с помощью конкретных показателей. Процедура оценки должна учитывать место и частоту проведения оценки; персонал, обеспечивающий ее проведение; период оцениваемой деятельности сотрудника; форму оформления результатов оценки. Основной формой комплексной оценки персонала является аттестация кадров, по результатам которой принимается решение о соответствии занимаемой должности и служебно-профессиональном продвижении. В зависимости от принадлежности персонала к определенной сфере деятельности различают аттестацию государственных (муниципальных) служащих, научно-педагогических работников и аттестацию персонала звеньев управления организацией. Аттестация государственных служащих — это оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также обоснование решения о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Порядок и условия аттестации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Аттестация
научных и научно- Цель аттестации должна соответствовать определенным требованиям: быть четко сформулированной, измеряемой, реалистичной, соответствовать текущему временному интервалу, не подменять недоработки в других областях управления персоналом, быть понятной и разделяемой всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации. Классификация целей аттестации персонала представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1. Процедура аттестации должна соответствовать алгоритму (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), где цель аттестации выбирается в зависимости от вида ее проведения. Процесс проведения аттестации включает в себя четыре основные этапа: подготовительный, оценки работника и результатов его трудовой деятельности, собственно проведения аттестации и принятия решений по результатам аттестации. Участниками процесса проведения аттестации являются высший менеджмент организации, служба управления персоналом, руководители структурных подразделений и аттестационная комиссия. Схема их функциональных взаимодействий приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 3. Этап непосредственной аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которую приглашаются поодиночке аттестуемые. Комиссия в присутствии непосредственного руководителя аттестуемого рассматривает документы, представленные на аттестацию, заслушивает аттестуемых и их руководителей, обсуждает материалы аттестации, высказывания приглашенных лиц, формирует заключение и рекомендации по аттестации каждого из сотрудников. В отсутствие аттестуемого аттестационная комиссия с учетом обсуждений открытым голосованием дает аттестуемым одну из следующих оценок: -
соответствует занимаемой -
соответствует условно с -
не соответствует занимаемой
должности с рекомендациями об
изменении должностного Решение и рекомендации аттестационной комиссии заносятся в оценочный лист каждого из аттестуемых, с которым аттестуемого знакомят после окончания заседания комиссии. При неявке аттестуемого на заседание комиссии по уважительной причине рассмотрение материалов его аттестационного дела переносится на другой срок, а при неявке без уважительных причин возможно проведение заседания в отсутствии аттестуемого, но при обязательном присутствии его непосредственного руководителя, который обязан дать ответы на вопросы членов комиссии. На этапе принятия решений по результатам аттестации формулируется заключение с учетом: -
выводов и предложений, -
оценок деятельности -
мнений каждого члена -
сравнений результатов -
мнений самого аттестуемого о
своей работе и реализации
своих потенциальных В заключении даются рекомендации для продвижения аттестуемого в структуре управления организацией, поощрения за достигнутые успехи, об изменении уровня заработной платы, освобождении от занимаемой должности и т. п. Руководитель организации на основании заключения аттестационной комиссии поощряет работников и осуществляет должностные перемещения. Индивидуальные трудовые споры, возможные по результатам аттестации, рассматриваются в соответствии с действующим российским законодательством Для
оформления результатов аттестации
могут быть рекомендованы следующие
формы бланков (ПРИЛОЖЕНИЕ 4): характеристика
(форма 1), аттестационный лист (форма 2),
лист оценки деятельности и особенностей
личностных качеств работника (форма
3), протокол заседания аттестационной
комиссии (форма 4). Заключение
Оценка персонала проводится на каждом предприятии с целью выявления дальнейшего трудового потенциала работников. Оценку должна проводить экспертная комиссия, одной из целей которой является установление предмета оценки: личные качества сотрудника, его труд или результаты труда. Для оценки персонала существует огромное количество методов. Для каждого из них характерны свои особенности, оно по своему оригинальны и подходят для конкретного определенного случая, предприятия, вида деятельности в большей или меньшей степени. У каждого метода есть свои плюсы и минусы, поэтому перед началом проведения оценки персонала руководитель и экспертная комиссия должны изучить их тщательным образом и выбрать наиболее приемлемый для данной организации.
Методы оценки должны быть
направлены на выявление Список литературы «Управление персоналом» учебное пособие; В.Н. Федосеев; 2006; Москва – Ростов-на-Дону. «Управление персоналом организации» учебник под редакцией д. э. н. профессора А.Я. Кибанова; 2006; Москва. «Управление персоналом» учебник; М.И. Бухалков; 2005; Москва. «Управление персоналом. Лекции» учебник; В. Музыченко; 2003; Москва. «Управление персоналом»; Ю.А. Цыпкин; 2001; Москва. «Управление персоналом»; А.П. Егоршин; 2005; Нижний Новгород. |