Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 01:46, реферат
Наряду с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Она пронизывает любую организацию насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой.
РЕФЕРАТ
Анализ организационной культуры организации
Наряду с изучением
различных аспектов внутренней среды
организации очень большое
Организационная культура - это оригинальная смесь ценностей, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, присущая данной организации. Организационная культура - стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечить преданность организации и облегчить общение. Руководители должны создавать организационную культуру так, чтобы все сотрудники понимали и придерживались ее.
Организационные культуры, или микрокультуры, отражают, прежде всего, национальные культуры, однако включают также другие ценности и нормы, к которым относятся:
- предназначение организации и ее имидж;
- старшинство и власть;
- значение различных руководящих должностей и функций;
- обращение руководителей с людьми;
- роль женщин в управлении и на других должностях;
- критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;
- организация работы и дисциплина;
- стиль руководства;
- процессы принятия решений;
- распространение и обмен информацией;
- характер контактов;
- характер социализации;
- пути решения конфликтов;
- оценка эффективности работы;
- отождествление персонала и руководства с организацией.
Рисунок 1 – Составляющие организационной культуры
Примечание – источник: [2, с.88]
Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать.
Однако тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.
Представление об организационной культуре дает и то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему они отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организационной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работников продвигают быстро и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.
Пониманию организационной
культуры способствует изучение того,
существуют ли в организации устойчивые
заповеди, неписаные нормы поведения,
ритуальные мероприятия, предания, герои
и т.п. и насколько об этом осведомлены
все сотрудники организации, насколько
серьезно они относятся ко всему
этому. Если сотрудники хорошо осведомлены
об истории организации, серьезно и
с уважением относятся к
Социологические исследования организационной культуры предприятий во многом обусловлены важностью и применимостью полученных результатов на практике. Если акцентировать внимание на основном недостатке организационной культуры, появляется возможность изменить как отношения в коллективе, так и экономические показатели предприятия на какой-то момент времени. По истечении определенного срока требуется новая диагностика и новые организационные решения.
Другим вариантом изучения
организационной культуры
Стратегия моделирования в настоящее время базируется в основном на следующем подходе. На первоначальном этапе выделяются основные, ключевые процессы, играющие главную роль в изучаемом явлении на данном пространственном и временном масштабе. Затем строится еще более простая модель явления, учитывающая еще меньшее количество факторов. И так происходит до тех пор, пока не возникает простейшая модель, поведение которой уже понятно. Только после того, как модель нижнего уровня изучена и понята, удастся перейти на следующий, более высокий уровень. Таким образом, цепью моделирования сложных систем является построение иерархии упрощенных моделей и соединение их в единую структуру [1].
Для исследования
- определение задачи моделирования;
- построение структурной модели;
- выбор существенных элементов и определение функциональной связи между этими элементами.
Основной целью моделирования является описание организационной культуры как среды, в которой функционируют социальные, экономические, организационные аспекты деятельности предприятия малого бизнеса. В соответствии с предложенным системно-деятельностным подходом разработаны собственные показатели организационной культуры как среды. В качестве ее необходимых элементов функционирования можно взять:
- стимулирование работы как средство воздействия среды на отдельные элементы организационной культуры;
- удовлетворенность условиями труда как индивидуальное восприятие среды;
- ответственность сотрудников как показатель сплоченности коллектива и реакция индивидов на среду организационной культуры;
- информированность сотрудников, которая характеризует взаимообмен отдельных элементов со средой, открытость и многообразие каналов взаимодействия;
- морально-психологический климат в коллективе, что является качественным сводным показателем состояния среды организационной культуры;
- взаимоотношения с начальством, что характеризуют организацию иерархии на предприятии;
- осознание себя в организации, что характеризует степень включения отдельного индивида в среду организационной культуры.
В качестве субъективного
критерия организационной
• взаимопонимание,
выражающееся в малом
• количество достигнутых
целей в сравнении с
Диагностика организационной культуры актуальна и в связи с тем, что возникает потребность в слиянии культур различных организаций: например, когда производится сокращение размеров организации, когда части организации превращаются во внешние структуры, когда организации поглощаются более крупными структурами. Отчасти рост значения вопросов организационной культуры есть результат усложнения и непредсказуемости внешнего окружения, особенно если организации «угрожает» неопределенность, двусмысленность интерпретации. Возрастающая важность исследований в области отношения к оргкультуре, подходов к типологизации организационной культуры объясняется тем, что оргкультура одновременно и обеспечивает стабильность, целостность организации, и усиливает приспособляемость, гибкость.
Одной из причин существования большого количества подходов к типологизации является то обстоятельство, что организационная культура отличается широтой и охватывает всю сферу деятельности организации. Она объединяет в себе сложный, внутренне связанный, исчерпывающий и вместе с тем не вполне определенный набор факторов. Из этого следует, что при диагностике и оценке организационной культуры конкретной организации не исключается возможность добавления любого фактора, т.к. релевантность какого-либо дополнительного элемента всегда можно аргументировать. Для того чтобы определить наиболее важные измерения, необходим теоретический фундамент, позволяющий сузить и четко сфокусировать поиск ключевых измерений культуры. Следует отметить, что практически не существует совершенного подхода к типологизации организационной культуры, так же, как нельзя говорить, что какой-то один, определенный тип культуры является единственно правильным, а другие не имеют прав на существование.
Причин, почему руководители бизнес структур достаточно редко привлекают консультантов к формированию и развитию организационной культуры, немало, условно их можно разбить на четыре группы:
1) руководители не считают
важным уделять особое
2) руководители полагают,
что их опыта достаточно для
того, чтобы самостоятельно
3) консультанты не могут
обеспечить руководителей
4) недостаточность средств для оплаты услуг консультантов по формированию организационной культуры (на мой взгляд, это перекликается с первой группой причин).
Нежелание руководителей привлекать консультантов к формированию и развитию организационной культуры нередко бывает вызвано боязнью получить публичную оценку, показаться некомпетентным, утратить власть и влияние, страхом перед переменами. Следует учитывать, что культурные изменения требуют много времени. Чтобы были приняты новые ценности и нормы, необходимо понимание и одобрение их со стороны сотрудников. Этого можно добиться посредством обстоятельной разъяснительной работы, представления новых ценностей и норм так, чтобы в них увидели видимую пользу и знали, что следование им будет вознаграждено. Консультанту необходимо поддерживать руководителя в осознанном управлении культурными изменениями, при этом, не забывая вести себя тактично, корректно, терпеливо. Желательно включить в контракт/договор пункт о неразглашении получаемой информации, сделанных выводах и разработанных рекомендациях. Полезно время от времени давать ссылки на статьи, книги, описания примеров по данной проблематике (причем разнопланового характера: от «ужастиков», если не заняться изменением оргкультуры, до историй успеха, от теоретических концепций до описания конкретных ситуаций, рекомендаций), обсуждать, подбадривать, внушать уверенность.
Мы живем в эпоху перемен, которые по своей масштабности, скорости и возможным последствиям превосходят предыдущие. Но для нашего периода перемены - это норма, следовательно, выживают и развиваются те, кто улавливают тенденции изменений и мгновенно приспосабливаются к ним, используя во благо открывающиеся возможности, развивая организационную культуру. На мой взгляд, серьезное достижение последних лет - преодоление стереотипа, что к консультантам обращаются только организации, находящиеся в кризисе. Сегодня уже можно говорить о такой тенденции, что клиентами консультантов все чаще становятся успешные организации, заинтересованные в том, чтобы сделать свою деятельность еще более эффективной. Во многом сложившейся ситуации способствовал интерес к такому феномену, как организационная культура.
Информация о работе Анализ организационной культуры организации