Анализ принятия управленческих решений в ООО «СТАТУС-С»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса принятия и реализации управленческих решений.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть основные принципы принятия управленческих решений: их эффективность, модели и методы.
2. Проанализировать принятие управленческих решений в ООО «Статус».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …...……………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретико-методологические основы принятия решений ………….......5
1.1 Принятие решений: понятие, сущность, классификация ……………….....5
1.2 Модели принятия решений ……………………………………………........11
1.3 Методы принятия решений ………………………………………………...17
1.4 Качество и эффективность управленческих решений …………………....23
Глава II. Анализ принятия управленческих решений в ООО «СТАТУС-С» ....28
2.1 Организационно экономическая характеристика ООО «Статус-С» ….....28
2.2 Анализ принятия решений в ООО «Статус-С» …………………………...32
2.3 Предложения по совершенствованию принимаемых решений в ООО «Статус-С» …………………………………………………………………............36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….....39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...….....42

Файлы: 1 файл

kursovik-2.docx

— 110.68 Кб (Скачать файл)

3. По степени уникальности управленческие решения можно разделить на: творческие, незапрограммированные, новаторские; стандартные, запрограммированные; простые, бинарные (да или нет), повседневно-рутинные.

Решение незапрограммированное  связано с ситуацией, когда у лица, принимающего решение нет приемлемых альтернатив, когда приходится предпринимать действия в новой или неопределенной проблемной ситуации или в проблемной ситуации с неизвестными факторами воздействия и нет возможности положиться на готовое решение.

Решение запрограммированное - то, что неоднократно принималось человеком в подобных проблемных ситуациях, когда можно сказать, что есть программа решения проблемы.

4. По способу принятия управленческие решения различаются как коллективные (коллегиальные) и индивидуальные.

Коллективная разработка и принятие решений имеет ряд  преимуществ по сравнению с индивидуальным. Это прежде всего более полное информационное обеспечение процесса принятия решения, что является следствием привлечение лиц, обладающих различными знаниями относительно решаемой проблемы. Участники коллектива дополняют  знания друг друга, создавая более полную картину как при обрисовке  проблемной ситуации, так и при  определении путей ее возможного решения.

Для индивидуальных решений  характерен более высокий уровень  творчества; в них нередко реализуется  много новых идей и предложений. Как правило, такие решения требуют  меньше времени, поскольку они не связаны с необходимостью их согласования на промежуточных этапах.

Вместе индивидуальные решения  чаще, чем групповые, оказываются  неправильными, у них значительно  больший риск ошибок. В значительной мере это обусловлено тем, что  проблемы осуществления публичной  власти становятся все более сложными и требуют многоаспектного рассмотрения, а значит и разнообразных знаний [5, с. 193-231].

 

 1.2 Модели принятия управленческих решений

 

Основные модели принятия управленческих решений рассмотрел и выделил Ричард Л. Дафт. Как он говорит, все применяемые менеджерами  для принятия решений подходы  подразделяются на три типа, или  три модели: классическую, административную и политическую. Каждый менеджер делает выбор, который определяется его  индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенями риска, неуверенности или неопределенности ситуации, а также с учетом изменения  внешней среды [3, с. 201].

Первая рассматриваемая модель - классическая.

Эта модель основывается на экономических положениях. Управленческое решение должно соответствовать  экономическим интересам организации. В ее основе лежат следующие предположения:

    • принимающее решение лицо стремится к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы;
    • ответственный за выбор сотрудник стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия;
    • известны критерии оценки альтернатив. Лицо, принимающее решение, выбирает вариант, который несет наибольшую экономическую выгоду для организации;
    • лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор, наилучшим образом соответствует достижению целей организации.

Классическая модель считается  нормативной, она определяет, как  должен действовать осуществляющий выбор менеджер, но не говорит о  том, как на самом деле происходит принятие решений. Данная модель побуждает  менеджеров к рациональным решениям. Классическая модель наиболее адекватна программируемым решениям, ситуациям уверенности или риска, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов. Например, современные аналитические программы позволяют автоматизировать многие программируемые решения, как пример, о «замораживании» счета покупателя, переставшего вносить платежи [9, с. 144-150].

Вторая рассматриваемая  модель − административная.

Данная модель описывает  реальный процесс принятия решений  в трудных ситуациях (непрограммируемые  решения и ситуации неуверенности  и неопределенности).

Административная модель принятия решений основывается на работах  Герберта Саймона. Традиционная теория принятия решений в организации основывается на идее о существовании одиночного, рационального предпринимателя, поступки которого направлены на максимизацию прибыли. Саймон же в своих исследованиях классического предпринимателя заменил группой управляющих лиц, которые принимают решения – такая ситуация характерна для большинства современных фирм. Управление фирмой осуществляет группа руководителей, способность которых к рациональным действиям ограничена недостатком знаний обо всех последствиях принимаемых решений, а также личными качествами и общественными связями. Кроме того, входящие в группу лица не могут выбрать самую лучшую альтернативу и должны быть согласны с альтернативой удовлетворительной. Именно поэтому некоторые фирмы не стремятся к максимизации прибыли, а стараются найти приемлемые решения наиболее актуальных проблем. Исследуя процессы принятия сложных решений, Саймон вышел за рамки традиционной экономической теории и использовал методы других наук, в частности психологии.

Принципы, которых основывается административная модель, отличны от основных допущений классической и  связаны, прежде всего, с влияющими  на решения организационными факторами. Административная модель более реалистична в плане принятия сложных, непрограммируемых решений:

    • цели решения, как правило, не отличаются определенностью, находятся в конфликте друг с другом. Менеджеры часто не подозревают о существующих в организации проблемах и возможностях;
    • рациональные процедуры используются далеко не всегда, а если применяются, то ограничиваются упрощенным взглядом на проблему, не отражающим сложности реальных событий;
    • границы поиска менеджерами различных вариантов определяются человеческими, информационными и ресурсными ограничениями;
    • большинство менеджеров довольствуются скорее приемлемыми, нежели максимизирующими решениями. Отчасти это происходит из-за ограниченности имеющейся у них информации, отчасти- из-за нечеткости критериев максимизации.

Данная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс  принятия управленческих решений в  сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в  соответствии с теоретическим идеалом, в ней учитываются человеческие и иные влияющие на рациональность выбора ограничения.

Административное принятие решения во многом основывается на интуиции менеджера. Выше в методах  принятия решения было рассмотрено  понятие «интуитивное решение» с  точки зрения М. Х. Мескона, Р. Л. Дафт определяет интуицию как способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам, быстро «схватывать» особенности текущей ситуации и принимать решения на основе прошлого опыта. Интуитивный выбор не является автократическим или иррациональным, так как он основывается на жизненном опыте, позволяющем менеджерам быстро находить правильное решение безо всяких расчетов и вычислений [9, с. 150-158].

 

Третья рассматриваемая  модель − политическая

Политическая модель используется, как правило, для принятия непрограммируемых  решений в условиях неуверенности, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель преследовать или какую линию  поведения выбрать. В случае, когда  менеджерам предстоит принять сложное  организационное решение, создают  коалиции. Коалиция представляет собой  неформальный альянс между разделяющими определенными цели менеджерами. Создание коалиций позволяет инициативным менеджерам внести свой вклад в процесс принятия решений и добиться принятия предлагаемого  ими варианта.

Данная модель основана на следующих предположениях:

    • организации состоят из имеющих различные интересы, цели и ценности групп. Менеджеры по-разному определяют приоритетность проблем, разделяя или выражая несогласие с целями и интересами коллег;
    • информация является неопределенной и неполной. Рациональное поведение лимитировано сложностью многих проблем, а также личными и организационными ограничениями;
    • менеджеры не обладают необходимыми для идентификации всех составляющих проблемы и обработки всей значимой информации временем, ресурсами или ментальными способностями. Для сбора информации и уменьшения неопределенности менеджеры общаются друг с другом, обмениваются мнениями;
    • цели и альтернативы вырабатываются в ходе дебатов. Решения являются результатом дискуссий и «переговоров» между членами коалиций [9, с. 164-169].

Помимо трех основных моделей  существуют модели по целевому назначению, по принципу моделирования, аналитические, имитационные, математические и модели линейного программирования.

По целевому назначению различают  описательные и нормативные модели.

Описательные модели (дескриптивные) предназначены для описания свойств или поведения реальных объектов. Описательные модели являются формой представления знаний о действительности. Поэтому иначе они называются познавательными моделями. Их развитие направлено на приближение модели к реальности. Например, отчет о деятельности фирмы или психологическая характеристика личности — это описательные модели.

В отличие от них нормативные модели (прескриптивные) предназначены для указания целей деятельности и определенного порядка действий для их достижения. Нормативные модели предписывают нормы и правила поведения, определенные процедуры и конкретные действия. Поэтому иначе они называются прагматическими моделями. Их развитие направлено на приближение реальности к модели, поскольку они играют роль стандарта или образца, под который «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результаты [12 c. 87].

По принципу моделирования  различают аналитические и имитационные модели.

Аналитические модели описывают  определенные свойства реального объекта (существующие или желаемые) с целью  количественного или качественного  анализа его состояния и поведения. Аналитические модели не раскрывают «механизм» функционирования объекта  моделирования, а лишь отображают этот объекте целом как совокупность его основных свойств (параметров, характеристик). Аналитические модели разрабатываются  путем сбора информации о реальном объекте и выявления основных закономерностей его функционирования.

Имитационные модели, напротив, воспроизводят поведение объекта, раскрывают «механизм» его функционирования путем имитации реальных процессов  или явлений. Имитационные модели описывают  не конечный результат исследования, а непосредственно процесс функционирования реальных объектов с целью их изучения и получения новой информации.

Ведущую роль среди всех форм знаковых моделей играют математические модели, которые строятся с помощью  математических символов и выражений, описывающих количественные отношения  и связи между объектами реального  мира. Другим видом абстрактных моделей  являются интуитивные модели, которые  представляют собой мысленные конструкции, создаваемые мозгом и сохраняемые  в памяти людей (концептуальные структуры) или выражаемые ими на естественном языке (концептуальные модели). Концептуальные структуры - это образы, ассоциации, идеи, возникающие в процессе человеческого восприятия, представления, мышления и воображения. Концептуальные модели - это описание реальных или желаемых свойств объектов на содержательном уровне с помощью естественного языка. Интуитивные модели чаще всего используются в человеческой практике. Они не устанавливают строгих количественных или логических отношений между реальными объектами, а ограничиваются лишь анализом качественных обобщенных понятий, отражающих наиболее общие тенденции развития процессов и явлений. Например, такой подход применяется для выдвижения гипотез о способах решения сложных проблем, принятия интуитивных решений, проведения мысленного эксперимента, разработки сценариев [5, с. 99-123].

Модели линейного программирования.

Их применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Например, с помощью модели линейного  программирования управляющий производством  может определить оптимальную производственную программу, т. е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов и деталей, фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия.

Большая часть разработанных  для практического применения моделей  сводится к задачам линейного  программирования [10, с. 68].

Таким образом, в процессе оценивания альтернатив люди сознательно  или неосознанно используют модели, которые позволяют предвосхитить  развитие событий и оценить возможные  последствия каждого решения  до того, как оно будет принято  и реализовано.

Информация о работе Анализ принятия управленческих решений в ООО «СТАТУС-С»