Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 22:18, курсовая работа
Глобализация, насыщение рынков усиливают давление на организации со стороны внешней среды: ужесточаются требования к качеству продуктов, выдвигаемые потребителями, появляются требования со стороны общества и т.д. Рамки внешней среды становятся значительно шире, а предсказуемость изменений - меньше .
Частное учреждение образования
«БИП-институт правоведения»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент
на тему: Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы
Студентки 3 курса
экономико-правового факультета
дневного отделения
специальности «ЭиУП» ______________ Юхнюк А.Н.
Руководитель
доцент
МИНСК 2014
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 с., 1 рис., 1 табл., 20 источников
Анализ внешней среды организации (предприятия, компании, фирмы): её значение и ключевые проблемы
Объектом исследования является ОАО «Связьинвест».
Предмет исследования – механизм взаимодействия предприятия и окружающей его внешней среды.
Цель работы: анализ влияние внешней среды на предприятие.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: раскрыта сущность внешней среды организации, её факторы; проведён анализ влияния внешней среды на ОАО «Связьинвест»; предложены направления совершенствования анализа внешней среды.
Элементами научной новизны полученных результатов являются рекомендации по улучшению работы ОАО «Связьинвест»
Областью возможного
практического применения является
Результатами внедрения явились рекомендации по улучшению факторов внешней среды, оказывающих влияние на деятельность организации.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается, в том что знание степени влияния факторов внешней среды позволяет снизить риск реализации неэффективных стратегий поведения в среде непосредственного окружения предприятия. Более того, понимание тенденций будущего развития экономики позволяет хозяйствующему субъекту эффективно управлять и собственными внутренними изменениями, постоянно быть настроенным на инновации и тем самым обеспечивать себе сильные конкурентные позиции в бизнесе.
Многие сегодняшние проблемы роста белорусские предприятия, в первую очередь, увязывают с проблемами сбыта, а они тесно связаны с областью стратегического управления и в значительной мере зависят от состояния экономики в целом. Высокий динамизм изменения факторов внешней среды требуют разработки нового механизма управления предприятием, при котором на основе оценки изменений в среде будет вырабатываться стратегия развития предприятия, а также варианты собственного поведения на рынке.
Перечисленные обстоятельства предопределили выбор темы работы, ее актуальность и основные направления исследования.
Целью работы является анализ влияние внешней среды на предприятие.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
Объектом исследования в
Предмет исследования является механизм взаимодействия предприятия и окружающей его внешней среды.
Методологической основой исследования является диалектический метод, методы дедуктивного и индуктивного анализа, абстракции, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный анализ. Теоретическую базу исследования составили фундаментальные положения экономической науки (Ильин А.И., Нехорошева Л.Н., Чуев, И.Н., Чечевицына Л.Н., Скляренко В.К., Волков О.И.), и др.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1 ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие внешней среды организации
Глобализация,
насыщение рынков усиливают
Высокий уровень воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятий обуславливает повышенный интерес к исследованию внешнего окружения. Своевременно полученные сведения позволяют адекватно реагировать на происходящие и предполагаемые изменения, принимать необходимые решения, направленные на поддержание баланса с внешней средой .
Ни один хозяйствующий субъект не может существовать в экономическом вакууме. Всегда есть определенная рыночная среда, в которой предприятие действует. Такую среду называют внешней, поскольку формируют ее внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности [9, с. 237].
В первую очередь это бизнес-партнеры, с которыми предприятие связывают деловые интересы, - клиенты, поставщики, заказчики, подрядчики, контрагенты.
Внешняя среда предприятия - это условия и факторы, возникающие независимо от деятельности предприятия и оказывающие существенное воздействие на него [4, с. 3].
Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия, - это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия
В любом государстве деловая активность немыслима без вмешательства государственных и иных регулирующих органов; серьезное влияние на деятельность предприятия могут оказывать конкуренты, а также социальное окружение - местные жители, общественные организации.
Некоторые из составляющих внешней среды предприятия, особенно социальные, в современных белорусских условиях могут показаться неважными, однако это не так. В отдельных случаях (например, когда в небольшом городке работает единственный завод) социальный фактор оказывается решающим и при формировании планов работы предприятия, и при анализе результатов их реализации.
В мировой практике поддержанию добрых отношений с местным сообществом и материальной поддержке образовательных и культурных учреждений фирмы уделяют очень большое внимание. Наличие таких связей говорит о том, что компания заботится о своем будущем процветании в данном регионе, и в целом свидетельствует о благоприятных тенденциях в ее развитии, давая дополнительный "плюс" в комплексную оценку ее деятельности.
Иногда существенное влияние на деятельность предприятия оказывают и конкуренты. Например, в тех случаях, когда предприятие поддерживает высокие стандарты качества обслуживания или производимой продукции, всем его конкурентам, чтобы остаться на этом рынке, поневоле приходится подтягивать свои технологии и контроль качества на более высокий уровень.
Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно-техническую документацию. Контроль исполнения законов осуществляется правительством и местными органами власти.
Вследствие того, что предприятие занимает центральное место в народно-хозяйственном комплексе, на его деятельности концентрируется внимание субъектов внешней среды - населения, правительственных органов, поставщиков и потребителей продукции. Во внешней среде активно действуют и конкуренты, готовые в любое время полностью или частично занять место предприятия на рынке.
К характеристикам внешней среды относят:
Обобщая вышеперечисленные признаки, можно дать следующее определение внешней среде как экономической категории: внешняя среда представляет собой динамично изменяющуюся совокупность факторов и условий искусственного или объективно-независимого происхождения, которые организация не способна контролировать, но которые напрямую или косвенно оказывают на нее положительное либо отрицательное воздействие.
Перечисленные выше признаки сохраняют свое принципиальное значение для характеристики внешней среды в условиях белорусской действительности, но требуют переосмысления.
1.2 Общий анализ и классификация
факторов внешней среды
Общий
анализ внешней среды
Для успешного планирования высшее руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и факторах, которые оказывают непосредственное воздействие на предприятие.
Факторы эти называются внешними, поскольку формируются внешней средой предприятия. Само предприятие повлиять на природу или проявление внешних факторов не может или его влияние оказывается незначительным. В ходе комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно выделить те из них, которые оказывают на данное предприятие максимальное воздействие. А поскольку повлиять на характер их действия само предприятие не в состоянии, задачей анализа является выработка вариантов действий, которые следует предпринять руководству хозяйствующего субъекта, если та или иная ситуация, связанная с действием внешних факторов, станет актуальной.