Анализ внутренней среды торгового предприятия магазин «Север»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Внутренняя среда организации – это системная взаимосвязь ее функциональных областей и уровней управления, призванных обеспечить достижение цели организации наиболее эффективными способами.
Поскольку предприятие можно рассматривать как самоорганизующий и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Внутренняя среда организации (менеджмент) 1.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

 

Задание 1 Внутренняя среда организации

 

Внутренняя  среда организации – это системная  взаимосвязь ее функциональных областей и уровней управления, призванных обеспечить достижение цели организации наиболее эффективными способами.

Поскольку предприятие можно рассматривать как самоорганизующий и саморазвивающийся объект, именно внутренняя среда в первую очередь определяет характер и успешность деятельности предприятия.

Говоря о характеристики внутренней среды организации, необходимо иметь в виду все элементы внутренней среды: ассортимент и объем производимых предприятием товаров или оказываемых услуг, характер технологического процесса и производственный потенциал, структуру управления фирмой, коллектив сотрудников, наличие финансовых ресурсов. Данные показатели определяют лицо предприятия, его положение на рынке, перспективы развития (рис.1).

 Рис.1  Элементы внутренней среды организации.

 



  


 



 

 

Структура - взаимосвязь  составных частей чего – либо. Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. В каждой организации  своя структура управления и в нее входят  3 уровня управления:

1. Технический уровень  управления – руководители низового звена управления. К ним относятся: старшие рабочие, бригадиры, мастера. На этом уровне руководители выполняют ежедневно повторяющиеся процессы не требующие больших интеллектуальных усилий.

2. Управленческий уровень-  это руководители среднего звена управления. К ним относятся: мастера, начальники цехов, отделов. В их действиях уже наблюдается нестандартные подходы к руководству для которых нужны определенные интеллектуальные напряжения.

3. Институциональный  уровень – это руководители высшего звена. К ним относятся: главные руководители организации и его ближайшие заместители. На этом уровне принятие решения, определение перспективы развития организации, изменение технологий – все это требует уже инновационного подхода к решению.

В основу любой  структуры управления положен принцип  разделения труда.

Данный принцип  является объективным условием создания и функционирования предприятия, поскольку благодаря разделению труда в рамках какой – либо организационной структуры осуществляется процесс выделения и сосуществования различных видов трудовой деятельности.

Использование принципа разделения труда создает возможность для  специализации трудовой деятельности, рационального использования ресурсов, повышения качества и эффективности работы.

В менеджменте различают  горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Вариант горизонтального  разделения труда характерен для  средних предприятий, кроме очень мелких. Количество заместителей в таких предприятиях сокращено до одного, хотя руководитель может работать и вовсе без заместителя, либо эти функции совмещает менеджер среднего звена.

Вариант горизонтального  разделения труда  предполагает наличие  руководителей высшего звена ( главный руководитель и его заместители), руководители среднего звена (начальники цехов, отделов), руководители низового звена(старшие рабочие, бригадиры, мастера).

Структура разделения труда  может быть работоспособной только тогда, когда четко отрегулированы должностные обязанности всего  персонала. В то время как менеджеры  разных уровней определяют цели работы, планируют производственный процесс, обеспечивают его необходимыми ресурсами и осуществляют необходимый контроль за деятельностью подчиненных, последние в свою очередь своевременно и качественно выполняют производственные задания.

Цели – желаемое состояние  объекта, результат какой либо деятельности. Достижение поставленных целей является важнейшим фактором внутренней среды  организации. Поставленные цели могут  быть разнообразными (стратегическими, тактическими и др.). Основными целями компании в рыночной экономике – это производство продукции для удовлетворения покупателей и получение стабильной прибыли.

Необходимо различать  цели организации и его структурных  подразделений. Они могут и не совпадать. Общность целей сплачивает коллектив предприятия, повышает результативность его работы.

Задачи используются для  достижения поставленных целей. Задачи организации традиционно делятся на три категории. Это работа с людьми, предметами, информацией. Самая трудная и основная задача менеджера  -  работа с персоналом, с людьми.

Влияние технологии производства на управление достаточно велико.  Технологии – это определенная цепочка действий позволяющая качественно выпускать  продукт, товар или услугу. Каждая организация должна отслеживать приобретать и использовать в своей работе новейшие технологии, которые позволят ей увеличить производительность труда.

Персонал (люди). Говоря о  предприятии в целом, нужно понимать, что руководители и подчиненные  – это люди с индивидуальными  особенностями. Работа персонала в организации является сложнейшим сочетанием разнообразных факторов, влияющих на результаты его деятельности. К таким факторам относятся: потенциал человека, способности к выполнению конкретной работы, потребности, восприятие, ценности, влияние коллектива, лидерство.

Перечисленные выше элементы внутренней среды находятся в  тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Для достижения поставленных целей и выполнения задач необходимо создать организационную структуру  предприятия или организационную систему управления.

Внутренняя среда организации  выполняет функции, необходимые  и достаточные для достижения  поставленных целей и обладает определенным потенциалом. Данный потенциал организации может проявляться по – разному и поэтому его необходимо оценивать, сравнивать его фактическое значение с плановым или максимально возможным. Элементы, носители потенциала не всегда принимают организационную форму, но обязательно должны присутствовать в системе управления как функциональные зоны. Эти зоны индивидуальны для каждого предприятия, их состав одинаковый и состоит из следующих элементов:

  • высшее руководство – это группа ведущих менеджеров, основная задача которых состоит в обеспечении эффективности управления и деятельности предприятия в целом. Они определяют главные цели развития, планируют методы и средства их достижения, координируют деятельность всех подразделений и работников в процессе реализации планов;
  • финансовые группы – реализуют функции управления всеми видами финансово – экономических ресурсов предприятия. Составной частью этой функции является учет и контроль, поэтому в данную зону включают и все действия связанные с бухгалтерским и статистическим учетом, контролем и отчетностью;
  • научные разработки – реализуют инновационную функцию, которая может быть сведена лишь к модификации традиционных товаров или расширена до разработок нововведений, методов организации производственных процессов и приемов управления;
  • маркетинг – выполняет функцию информационного взаимодействия с рынком. Важнейшей задачей является разработка предложений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия;
  • производство – функциональная зона, задача которой состоит в создании товара заданного качества в запланированном количестве и к установленному сроку;
  • материально- техническое снабжение – выполняет функцию обеспечения входного потока материальных и технических ресурсов, необходимых и достаточных для реализации производственной функции;
  • кадры – это обеспечение, предприятия рабочей силой.

Оценку потенциала внутренней среды предприятия выполняют по такому алгоритму (рис. 2):

1) в колонку  1 вносят функциональные зоны;

2)в колонку  2 и 3 вносят количественную оценку  текущего и нормативного потенциала. Оценка «5» - нормативный потенциал по данной функциональной зоне, оценка «0» отсутствие функциональной зоны;

3) В колонку  4  вносят оценку текущего потенциала;

4) Интегральную  оценку эффективности текущего  потенциала предприятия рассчитывают как среднеарифметическую величину частных оценок в колонке  4

 

Оценка  потенциала предприятия

 

Функциональная  зона

Потенциал предприятия, баллы

Оценка текущего потенциала

текущий

нормативный

Высшее руководство

     

Финансовые  группы

     

Научные разработки

     

Маркетинг

     

Производство

     

Материально –  техническое снабжение

     

Кадры

     

Прочие зоны

     

Интегральная  оценка

     

(рис. 2)

 

Благодаря данной таблице, возможно вычислить текущий  потенциал внутренней среды организации, вычислить все минусы и доработать их, для успешной деятельности.

 

 

 

 

 

Задание 2 Анализ внутренней среды торгового предприятия магазин «Север»

 

Для того чтобы  анализировать предприятие необходимо понять что такое предприятие.  Предприятие – субъект предпринимательской деятельности, который осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в установленном законом порядке.

Торговое предприятие  магазин «Север» осуществляет свою деятельность в продажи продовольственных и винно-водочных товаров.

Данное предприятие  по правовому положению является коммерческой организацией, деятельность которой направлена на извлечение прибыли  от продажи товаров. Это же является и ее основной деятельностью и  целью.

Делая анализ  внутренней среды магазина «Север»  в первую очередь следует  говорить о структуре предприятия.

Магазин «Север» - это здание не очень большого масштаба, в котором имеется несколько  разных торговых отделов, это: отдел  продовольственных товаров и отдел винно-водочных товаров.

Разобрав общую  производственную структуру предприятия  можно понять, что магазин имеет простую структуру. Далее анализируем организационную структуру управления магазина. Как мы уже отмечали, что в основу любой структуры управления положен принцип разделения труда.  

 

 

 

 

 

Структура управления магазина «Север» ( рис. 1)


 

 

 

 

 

Директор предприятия  – главный управляющий. Ему  подчиняется  бухгалтерия, выполняющая функции учета и  контроля, над  товаром и ежемесячного проведения ревизий.  Администратор выполняет функции по принятию на работу, увольнению. Товаровед принимает товар и следит за его качеством. Остальные рабочие выполняют свои непосредственные обязанности.

Каждая организация  в свое работе преследует определенные цели. В данном случае магазин «Север»  преследует цель - получение прибили,  посредством продажи товаров.

Персонал магазина включает в себя: основной персонал – продавцы каждого отдела. А также работники бухгалтерии, администратор, товаровед, грузчики, и тех. персонал.

Непосредственное  влияние имеют технологии производства.  Для качественного обслуживания и удобства покупателей в магазине используются самообслуживание, кассовые аппараты, а также покупателей обслуживают с помощью терминала по банковским карточкам.

Таким образом, все перечисленные элементы внутренней среды данного предприятия находятся  во взаимосвязи друг другом.  И  они определяют успешную деятельность и функционирование торгового предприятия магазин «Север».

Список  литературы

 

 

  1. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник - 3-е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Гардарики, 2003. – 528с.: ил.
  2. Драчева, Е. Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – 8-е изд., стер. – М.: академия, 2007. – 288с.
  3. Менеджмент: теория и практика в России6 учебник/под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003 – 528с.
  4. Сухов, В. Д. Основы менеджмента: практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования/ В. Д. Сухов, С. В. Сухов, Ю. А. Москвичев. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 128с.
  5. Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. И. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 618с.
  6. Экономика предприятия: учебник для вузов/ под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 4-е изд., прераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 270с. (золотой фонд российских учебников).

Информация о работе Анализ внутренней среды торгового предприятия магазин «Север»