Анри Файоль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
всегда интересно и нужно;
позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;
дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;
позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.
Знание и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию современного состояния науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...2
1.Теоретическая часть
Личность Анри Файоля……………………………………………...…4
Управление как администрирование………………………………...6
Функции управления…………………………………………………...8
Принципы управления………………………………………………..12
2.Практическая часть
2.1 Значение теории администрации……………………………………………..14
2.2 Применение теории на практике……………………………………………..15
2.3 Пример использования теории на предприятии ОАО «РЖД»………...…16
2.3.1 История возникновения ОАО «РЖД»………………………………..16
2.3.2. Использование теории Анри Файоля
на практике предприятия……………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 
Классическое разграничение функций  управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений. 
Применение  теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность: 
   правильно определять приоритеты в вашей работе; 
   правильно ее планировать; 
   быстро и эффективно выполнять корректирующие действия. 
Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю: 
Ÿ   определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; 
Ÿ   оценить целесообразность своих действий; 
Ÿ   уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. 
Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации. 
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. 
В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. 
 

2.2 Применение  теории на практике

Рассмотренная теория находит  свое широкое применение и в повседневной жизни человека. Ведь даже при выполнении каких-то бытовых работ по дому человек, осознанно или нет, использует планирование, организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции менеджмента, сформулированные Файолем. Примером таких работ может служить домашний ремонт или садоводство.

Можно также рассмотреть  семью как своеобразную мини-организацию, для которой также возможно применять принципы административной школы управления, такие как разделение труда (жена готовит еду, стирает; муж зарабатывает деньги, моет посуду; дети выполняют приборку в своей комнате и т.д.), единство действий (должны быть четкие планы на будущее, которых придерживается каждый член семьи), подчиненность интересов (интересы семьи часто должны ставиться выше интересов их отдельного представителя), порядок и др.

Кроме того, теоретическая  система, предложенная классической школой управления, может быть использована в качестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучше организовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и, в конечном счете, стать более успешным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Пример  использования теории на предприятии  ОАО « РЖД»

 

                 2.3.1 История возникновения ОАО  «РЖД»

 

                            

Формирование системы  управления на железнодорожном транспорте инициировалось развитием сети железных дорог и зависело от тех решений, которые принимали императоры и правительство в целях получения новых экономических выгод от государства и реализации стратегических целей. В развитии этих процессов можно выделить следующие закономерности.

Сначала принимались  решения на государственном уровне о строительстве железных дорог, формировались организационные  структуры и общества, создавалась  техника, которую надо было эксплуатировать, складывались технологии, для организации  их обеспечения всем необходимым вводились должности, создавалась управленческая структура. С самого начала управление разделялось на текущее (эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожного транспорта) и стратегическое (строительство сети, закупка подвижного состава, формирование системы управления). Финансовое обеспечение было направлено, прежде всего. На решение стратегических задач и относилось к компетенции государства либо акционерных и частных обществ.

На протяжении всего  периода развития железнодорожного транспорта в XIX и XX веках были примеры успешного функционирования как государственных, так и частных железных дорог. Однако частные железные дороги имели более сложную систему управления. Их сложнее было контролировать и подчинять государственным и стратегическим целям, в том числе созданию единой железнодорожной сети. Так, приказы и распоряжения Министерства путей сообщения для частных дорог имели, как правило, не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Частные железные дороги всегда отстаивали свои интересы, пренебрегая интересами экономики  в целом и соседних железных дорог. Экономическим, политическим и остальным условиям России соответствовала государственная форма собственности на железные дороги, хотя государственные дороги зачастую обвиняли в низкой эффективности.

Основной орган по управлению железными дорогами до создания МПС – Главное управление путями сообщения и публичными зданиями (ГУПС и ПЗ) – был учрежден в 1833г. В его составе в 1842г. был создан Департамент железных дорог. В 1851г. была выработана структура управления железной дорогой, которая в основных чертах сохранилась до 1868г.

В 1865г. Главное управление было преобразовано в Министерство путей сообщения (МПС) с назначением  П.П. Мельникова первым министром. По его  предложению в составе МПС были созданы Совет министерства и Ученый комитет, а вместо департаментов искусных дел, хозяйственного, смет и отчетов учреждены департаменты сухопутных сообщений, водных сообщений, железных дорог и отчетов. Цель такой реорганизации  состояла в том, чтобы любое дело от начала до конца велось в одном департаменте. Таким образом, деятельность министерства по своей направленности становится более стратегической.

Министерство сосредоточило  свое внимание на строительстве железных дорог и развитии их материальной базы путем создания паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного производства. Эксплуатационные вопросы находились в ведении главного инспектора частных железных дорог и инспектора эксплуатации правительственных железных дорог. Инспектор представлял министру свои соображения.

Однако следует отметить, что управление железнодорожным  транспортом на государственном  уровне было в значительной степени  разобщено. Сеть казенных и частных  дорог регулировалась, управлялась  и контролировалась тремя ведомствами: путей сообщения, финансов и государственного контроля. Межведомственную координацию осуществляли Комитет министров и одновременно действующий Совет министров.

МПС осуществляло главное  управление железнодорожной сетью  как с точки зрения общего надзора за строительством железных дорог и установления правил безопасности движения, так и с точки зрения регулирования отношений железных дорог с государством, обществом и между собой.

Распределение ресурсов в то время было функциями Министерства финансов, правительства, других органов и акционерных обществ, то есть МПС не могло решать самостоятельно в полной мере стратегические, финансовые вопросы.

Кроме того, Минфин занимался  вопросами разработки уставов железнодорожных  обществ, выпуска железнодорожных  акций и облигаций, определял тарифы, формировал госзаказ на рельсы, вагоны и паровозы. Таким образом, с момента возникновения железных дорог государство стремилось прочно держать в своих руках железнодорожное дело и определяло стратегическую политику в отношении железных дорог.

Управление железной дорогой (ее содержание и движение) сосредоточивалось в руках начальника дороги. В XIX веке при начальнике дороги образована канцелярия из трех столов, ведущих дела: 1) по личному составу и хозяйству дороги (кадры, надзор за исполнением указаний, распоряжения по дорожному хозяйству; 2) по рассмотрению планов, чертежей дороги и ее сооружений, проверке проектов и смет на все работы; 3) по контролю за перевозками и отчетности по всем суммам, поступающим в управление дороги.

В управлении дороги имелись  должности механика, в обязанности  которого входил постоянный осмотр локомотивов  и тендеров по всей дороге и наблюдение за их содержанием, и вагонмейстера, который ведал теми же вопросами  в отношении вагонов и платформ. Персонал дороги делился на состав: дорожный (начальники отделений, дистанций, дорожная стража, мастеровые и рабочие), станционный (начальники станций, кассиры, станционная команда), подвижной (машинисты, кондукторы) и телеграфический (сигналисты).

В структуру управления входил центральный орган – Департамент железных дорог ГУПС и ПЗ, управление дороги, структурные подразделения дороги (отделения, дистанции, станции). Но была еще и другая структура управления внутри каждого руководящего органа, которая, по сути, являлась структурой управленческих функций, направленных на организацию эксплуатации и жизнеобеспечения железных дорог. Вторая структура существовала в виде канцелярий, служб, отделов, секторов. Таким образом, с самого начала деятельности железных дорог и до сегодняшних дней было две структуры управления: первая реализовывала управление по территориальному признаку, вторая – по функциональному или хозяйственному. Чаще говорят об одной структуре управления, построенной по территориально-функциональному признаку.

На сегодняшний день на смену управлению функциями постепенно приходит управление процессами. Это  связано с необходимостью построения научного, комплексного управления, в  котором все пространство управления представляют собой согласованные  процессы. С помощью процессов решаются проблемы производственных стыков и отлаживается деятельность предприятия в целом.

Учитывая явные преимущества процессного подхода перед функциональным, представляется, что будущее ОАО  «РЖД» за процессным управлением.

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3.2 Использование теории Анри Файоля на практике предприятия

 

 

Как уже упоминалось, классическая школа управления рассматривается  как универсальная система. По этой причине при анализе многих отечественных  предприятий можно выявить признаки и принципы данной системы. Как пример, можно рассмотреть ОАО «РЖД». Это очень сложная организация, но даже в ней просматриваются принципы, сформулированные Файолем: разделение труда, дисциплина, единоначалие (президент, совет директоров и т.д.), подчинение частных интересов интересам организации,  вознаграждение (работникам гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы), порядок (т.е. каждому свое место, ОАО «РЖД» обязуется правильно организовывать труд работников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностями и техникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам).

Основные нормы  и ценности организации

 

Наименование  ценностей

Содержание  и основные принципы ценностей

Ориентир на потребителя

Приоритет в деятельности компании по удовлетворению потребностей и ожиданий пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Социальная ответственность

Обеспечение прозрачности и социальной ответственности бизнеса компании.

Персонал компании – основной её капитал

Компания поддерживает стремление персонала повышать свою квалификацию, планирует и обеспечивает карьерный рост, повышает заинтересованность персонала в результатах своего труда, сохраняет и развивает социальную сферу, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, как в период работы, так и после ухода на пенсию.

Партнёрство

Уважение и учёт интересов юридических  и физических лиц, вовлечённых в  сферу деятельности компании, и развитие с ними партнёрских отношений.

Качество и безопасность

Обеспечение высокого качества технологий во всех сферах деятельности компании. Приоритетность требований безопасности движения и персонала перед  эксплуатационными показателями работы компании.

Управленческие модели - в жизнь

Отлаженность управленческих механизмов на всех уровнях руководства компанией. Спонтанное управление объектами уступает место системному управлению процессами. Безопасность движения и эксплуатационные показатели должны обеспечиваться за счёт внедрения эффективных управленческих моделей.


 

 

 

ОАО «Российские железные дороги»

Тип

Открытое акционерное  общество

Год основания

2003

Расположение

 Россия: Москва

Ключевые  фигуры

Владимир Якунин (президент),Кирилл Андросов (председатель совета директоров)

Продукция

Железнодорожный транспорт

Оборот

▲ 1334,24 млрд руб. (2010 год,МСФО)

Чистая  прибыль

▲ 208,324 млрд руб. 
(2010 год, МСФО)

Число сотрудников

1 075 700 чел. (2009 год)

Материнская компания

Правительство России


 

Заключение.  
Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер  его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой. 
Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации. 
Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности. 
 
Список литературы.  
1. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 1996 г. 
2. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001. 
3. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - .: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –222с. 
4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352с. 
5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. –3-е изд. – Гардарики, 2001. – 528с. 
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704 с.

7.http://ru.wikipedia.org/wiki

8.http.tp://www.inventech.ru/lib/management/management-0006/

9.http://www.managment.aaanet.ru/osnovi/12.php

 

Информация о работе Анри Файоль