Антикризисный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:46, реферат

Описание работы

Термин «антикризисное управление» появился в экономике недавно, в связи с ее рыночным реформированием. Это направление управленческой деятельности охватывает все элементы социально-экономической системы любого уровня хозяйствования, ведется непрерывно, преследуя одну из двух целей: либо профилактику несостоятельности, либо финансовое оздоровление. Крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде, характеризует кризисное состояние предприятия. Для его предотвращения или ослабления предназначена система антикризисного управления хозяйством.

Файлы: 1 файл

Антикризисный менеджмент.docx

— 4.23 Мб (Скачать файл)

ТЕМА  3 АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

План

1. Антикризисный менеджмент  в современных условиях

2. Реструктуризация предприятия:  сущность , направления, этапы, методы

Термин «антикризисное управление» появился в экономике недавно, в связи с ее рыночным реформированием. Это направление управленческой деятельности охватывает все элементы социально-экономической системы любого уровня хозяйствования, ведется непрерывно, преследуя одну из двух целей: либо профилактику несостоятельности, либо финансовое оздоровление. Крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде, характеризует кризисное состояние предприятия. Для его предотвращения или ослабления предназначена система антикризисного управления хозяйством. Принципами ее функционирования являются системность, цикличность, непрерывность диагностирования состояния предприятия, комплексность предпринимаемых антикризисных мер. Структура этой системы включает две взаимосвязанные подсистемы: макроэкономическую — систему антикризисного регулирования и микроэкономическую — систему антикризисного менеджмента предприятия. Первая предназначена для обеспечения равновесного состояния институциональных образований социально-экономической системы, а вторая представляет собой одно из направлений общей системы менеджмента, охватывающее все его элементы.

     Следовательно, кризис – это крайнее обострение  противоречий  в организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей  среде. Причины кризиса могут быть объективными и субъективными,  внешними и внутренним, случайными и закономерными, искусственными и естественными.

     Разные последствия  кризиса определяются не только  его характером, но и антикризисным  управлением, которое может или  смягчить  кризис или обострять  его. В этом отношении возможности  управления зависят от  цели,  профессионализма,  искусства управления, понимания причин и последствий, характера мотиваций, ответственности.

     Возникающие  на предприятии кризисы  могут  иметь экономический , социальный, организационный, психологический, технологический характер. Кризисы  отражают собственные ритмы развития  каждой  отдельной организации.

Под непрерывным влиянием перечисленных  факторов происходит цикличное изменение результатов хозяйственной деятельности: успехи чередуются с неудачами. Для всех предприятий независимо от вида и форм осуществляемой деятельности существует общая закономерность развития:

I — зарождение; II — развитие; III — бурный рост; IV — стабильное  развитие; V — появление тенденции  спада; VI — активный спад; VII —  банкротство; VIII — ликвидация деятельности;

А, В, С — жизненные циклы деятельности предприятия

В рамках антикризисного управления определяются симптомы, факторы и причины кризисов: 

Факторы – настораживающие события.

Симптомы –проявление кризисных явления.

Причины – источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

 Симптомы – первоначальное, внешнее   проявление  кризисных  ситуаций.

Фактор кризиса – событие или  зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.

Антикризисное управление

  • такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений
  • посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения,

- сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

  • Рост инфляции;
  • Нестабильность налоговой системы;
  • Нестабильность регулирующего законодательства;
  • Снижение уровня реальных доходов населения;
  • Рост безработицы.

2. Рыночные факторы:

- Снижение емкости внутреннего рынка;

- Усиление монополизма на рынке;

- Нестабильность валютного рынка;

- Рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние факторы:

  • Политическая нестабильность
  • Стихийные бедствия
  • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы возникновения кризиса:

- Управленческие

- Высокий уровень коммерческого риска;

- Недостаточное знание конъюнктуры рынка;

- Неэффективный финансовый менеджмент

- Плохое управление издержками производства;

- Отсутствие гибкости в управлении;

- Недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

- Производственные

- Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

- Устаревшие и изношенные основные фонды;

- Низкая производительность труда;

- Высокие энергозатраты;

- Перегруженность объектами социальной сферы.

- Рыночные

- Низкая конкурентоспособность продукции;

- Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие.

- В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.

- В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве.

Для антикризисного менеджмента  основой для разработки мероприятия по предотвращению или смягчению отрицательных или усилению положительных  последствий кризисов  являются знания  о кризисах и их возможных последствиях Часто выделяют  5-этапный цикл развития предприятия. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния предприятия.

Первый этап называется эксплерентным, характеризует зарождение предприятия  в рыночной экономической среде, формирование его первоначальной структуры:

В случае продолжения жизнедеятельности организации происходит его рост и оно вступает в следующий этап – патиентный. В связи с тенденциями роста он требует перестройки структуры, дифференциации функций управления, повышения эффективности деятельности:

Третий этап развития называется виолентным.  В этот период организация достигает зрелого  состояния, устойчивого положения  на рынке. Предприятия виолен6ты – это предприятия с  силовой стратегией, работают, как правило в области большого  бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции, высоким объемом продаж:

Четвертый этап называется коммутантным. Представляет собой состояние предприятия в период упадка, старения, заметного ухудшения значимых параметров его жизнедеятельности:

Пятый этап называется  латентным .Он характеризуется деструктуризацией организации,  прекращением ее существования в прежнем виде. Предприятия- латенты либо распадаются в связи с невозможностью их эффективного  функционирования, либо диверсифицируются  со значительным, а часто   с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних торгово-технологических  процессов,  а  также сменой персонала.

Общие причины кризисов, функции и факторы антикризисного управления:

Следовательно, причины кризисов:

  • финансов-экономическая ситуация в стране,
  • острая конкуренция,
  • непрофессиональное управление( ошибочные решения),
  • рискованное развития( стратегия),
  • кризисное управление ( создаются конфликты, кризисы),
  • сложная социально-политическая обстановка,
  • природные катаклизмы.

Совокупность проблематики антикризисного управления:

Таким образом , антикризисное управление – это совокупность форм, методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию;  подразумевает предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего  развития. В структуре антикризисного менеджмента  занимает превалирующее  положение, так как является базой для деятельности всех структурных элементов управления предприятием.

Включает блоки:

  1. Диагностика финансового состояния:

1.1. Оценка бизнеса (например, ценных бумаг, активов).

1.2. Анализ финансово состояния.

  1. Маркетинг.
  2. Инвестиции (собственные и привлеченные).
  3. Управление персоналом (административный, производственный).
  4. Производственный менеджмент ( оперативное управление).
  5. Реорганизационно-ликвидационные процедуры (внешнее управление имуществом, досудебная  санация, (финансовое оздоровление).,принудительная ликвидация, добровольная ликвидация).  Для восстановления эффективной деятельности предприятия,  в соответствии с действующим законодательством, могут быть использованы следующие механизмы оздоровления: перепрофилирование деятельности,  закрытие (ликвидация  нерентабельных подразделений, производств), продажа части имущества, продажа предприятия как имущественного комплекса ( в т.ч. Товарного знака) внесение имущества в уставные капиталы других обществ.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

  •   кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
  •   кризисы в определенной мере можно ускорять, опережать;
  •   до кризисов можно и необходимо готовиться;
  •   кризисы можно смягчать;
  •   управления в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
  •   кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
  •   управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.

Основной целью антикризисного управления является обеспечение хороших результатов - запланированных или случайных - с помощью здоровой организации, что достигается путем использования окружения на основе хорошо поставленного управления людьми и коммуникациями.

Принципы антикризисного управления:

  • Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия.
  • Срочность реагирования на кризисные явления.
  • Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.
  • Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.

Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности.

Наиболее важными объектами защиты являются:

  • личная безопасность персонала, работающего на данном предприятии;
  • собственность предприятия в ее различных видах (недвижимость, оборудование, материальные, финансовые и информационные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и др.);
  • права предприятия как самостоятельного субъекта рыночных отношений, в т.ч. права его структурных подразделений и отдельных сотрудников.

Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно

обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины.

Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации.

3.2. Реструктуризация: сущность, направления, этапы.

Реструктуризация- изменение структуры системы (организационной, финансовой и т.п, в ее рамках определяют стратегию, приоритетное направление деятельности предприятия.

Для выработки стратегии предприятия применяют  :

  • SWOT-анализ,
  • Определяют общую стратегическую цель и конкретной среды реструктуризации,
  • Сокращение затрат,
  • Формирование  рабочей группы,
  • -выбор оптимальной организационной структуры,
  • Формирование системы стратегического и оперативного планирования,
  • Разграничение полномочий корпоративного центра и руководства бизнес-единиц,
  • Создание  комитета по проведению реструктурирования,
  • Формирование новой системы управления кадрами,
  • Разработка программы сокращения  персонала,
  • Снижение точки безубыточности.
  • Реструктуризация как комплексное преобразование включает:
  • 1. Упорядочение отношений собственности распоряжения имуществом ( уточнение организационно-правового статуса,  определение размеров уставного капитала, оценка рыночной стоимости  имущества , заключение контрактов с менеджерами и т.п.).
  • 2. Формирование стратегии на основе перспективного маркетинга( анализ рынка, выбор рациональной рыночной стратегии, повышение качества продукции и услуг, расширение ассортимента и т.п.).
  • 3. Создание автономной информационной сети и ее включение в глобальную сеть( в т.ч. Разработка паспорта предприятия, выделение показателей, характеризующих работу отдельных служб, учет показателей).

Информация о работе Антикризисный менеджмент