Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:46, реферат
Термин «антикризисное управление» появился в экономике недавно, в связи с ее рыночным реформированием. Это направление управленческой деятельности охватывает все элементы социально-экономической системы любого уровня хозяйствования, ведется непрерывно, преследуя одну из двух целей: либо профилактику несостоятельности, либо финансовое оздоровление. Крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде, характеризует кризисное состояние предприятия. Для его предотвращения или ослабления предназначена система антикризисного управления хозяйством.
ТЕМА 3 АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
План
1. Антикризисный менеджмент в современных условиях
2. Реструктуризация предприятия: сущность , направления, этапы, методы
Термин «антикризисное управление» появился в экономике недавно, в связи с ее рыночным реформированием. Это направление управленческой деятельности охватывает все элементы социально-экономической системы любого уровня хозяйствования, ведется непрерывно, преследуя одну из двух целей: либо профилактику несостоятельности, либо финансовое оздоровление. Крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде, характеризует кризисное состояние предприятия. Для его предотвращения или ослабления предназначена система антикризисного управления хозяйством. Принципами ее функционирования являются системность, цикличность, непрерывность диагностирования состояния предприятия, комплексность предпринимаемых антикризисных мер. Структура этой системы включает две взаимосвязанные подсистемы: макроэкономическую — систему антикризисного регулирования и микроэкономическую — систему антикризисного менеджмента предприятия. Первая предназначена для обеспечения равновесного состояния институциональных образований социально-экономической системы, а вторая представляет собой одно из направлений общей системы менеджмента, охватывающее все его элементы.
Следовательно, кризис – это крайнее обострение противоречий в организации, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть объективными и субъективными, внешними и внутренним, случайными и закономерными, искусственными и естественными.
Разные последствия
кризиса определяются не
Возникающие на предприятии кризисы могут иметь экономический , социальный, организационный, психологический, технологический характер. Кризисы отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации.
Под непрерывным влиянием перечисленных факторов происходит цикличное изменение результатов хозяйственной деятельности: успехи чередуются с неудачами. Для всех предприятий независимо от вида и форм осуществляемой деятельности существует общая закономерность развития:
I — зарождение; II — развитие; III — бурный рост; IV — стабильное развитие; V — появление тенденции спада; VI — активный спад; VII — банкротство; VIII — ликвидация деятельности;
А, В, С — жизненные циклы деятельности предприятия
В рамках антикризисного управления определяются симптомы, факторы и причины кризисов:
Факторы – настораживающие события.
Симптомы –проявление кризисных явления.
Причины – источники возникновения кризиса.
Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
Симптомы – первоначальное, внешнее проявление кризисных ситуаций.
Фактор кризиса – событие или зафиксированное состояние или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.
Причина кризиса – события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Антикризисное управление
- сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1. Социально-экономические
факторы общего развития
2. Рыночные факторы:
- Снижение емкости внутреннего рынка;
- Усиление монополизма на рынке;
- Нестабильность валютного рынка;
- Рост предложения товаров-субститутов.
3. Прочие внешние факторы:
Внутренние факторы возникновения кризиса:
- Управленческие
- Высокий уровень коммерческого риска;
- Недостаточное знание конъюнктуры рынка;
- Неэффективный финансовый менеджмент
- Плохое управление издержками производства;
- Отсутствие гибкости в управлении;
- Недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
- Производственные
- Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
- Устаревшие и изношенные основные фонды;
- Низкая производительность труда;
- Высокие энергозатраты;
- Перегруженность объектами социальной сферы.
- Рыночные
- Низкая конкурентоспособность продукции;
- Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие.
- В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых.
- В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве.
Для антикризисного менеджмента основой для разработки мероприятия по предотвращению или смягчению отрицательных или усилению положительных последствий кризисов являются знания о кризисах и их возможных последствиях Часто выделяют 5-этапный цикл развития предприятия. Каждому из этапов соответствуют определенные особенности состояния предприятия.
Первый этап называется эксплерентным, характеризует зарождение предприятия в рыночной экономической среде, формирование его первоначальной структуры:
В случае продолжения жизнедеятельности организации происходит его рост и оно вступает в следующий этап – патиентный. В связи с тенденциями роста он требует перестройки структуры, дифференциации функций управления, повышения эффективности деятельности:
Третий этап развития называется виолентным. В этот период организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Предприятия виолен6ты – это предприятия с силовой стратегией, работают, как правило в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции, высоким объемом продаж:
Четвертый этап называется коммутантным. Представляет собой состояние предприятия в период упадка, старения, заметного ухудшения значимых параметров его жизнедеятельности:
Пятый этап называется латентным .Он характеризуется деструктуризацией организации, прекращением ее существования в прежнем виде. Предприятия- латенты либо распадаются в связи с невозможностью их эффективного функционирования, либо диверсифицируются со значительным, а часто с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних торгово-технологических процессов, а также сменой персонала.
Общие причины кризисов, функции и факторы антикризисного управления:
Следовательно, причины кризисов:
Совокупность проблематики антикризисного управления:
Таким образом , антикризисное управление – это совокупность форм, методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию; подразумевает предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. В структуре антикризисного менеджмента занимает превалирующее положение, так как является базой для деятельности всех структурных элементов управления предприятием.
Включает блоки:
1.1. Оценка бизнеса (например, ценных бумаг, активов).
1.2. Анализ финансово состояния.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.
Основной целью антикризисного управления является обеспечение хороших результатов - запланированных или случайных - с помощью здоровой организации, что достигается путем использования окружения на основе хорошо поставленного управления людьми и коммуникациями.
Принципы антикризисного управления:
Успешная работа любого предприятия и необходимость предотвращения кризисных ситуаций предполагает создание надежной и эффективной системы защиты всех факторов и условий его деятельности.
Наиболее важными объектами защиты являются:
Итак, для того чтобы распознать кризис, необходимо своевременно
обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины.
Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция и опыт, анализ и диагностика деятельности организации.
3.2. Реструктуризация: сущность, направления, этапы.
Реструктуризация- изменение структуры системы (организационной, финансовой и т.п, в ее рамках определяют стратегию, приоритетное направление деятельности предприятия.
Для выработки стратегии предприятия применяют :