Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:02, курсовая работа
Антикризисный PR – словосочетание, пока еще не привычное нашему уху. Между тем, это направление в PR – одно из самых востребованных на Западе. То, что отечественные компании остро нуждаются в антикризисном PR, очевидно.
Коротко всю философию кризисного PR можно выразить одной фразой: к решению проблем нужно готовиться задолго до того, как они начались.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Практика антикризисного менеджмента»
Тема: «Маркетинг в антикризисном управлении»
Выполнил:
Студент I I I курса
группы
№ Э-82-АУ
Руководитель:
Ст. преподаватель
Минск 2013
Антикризисный PR
Антикризисный PR – словосочетание,
пока еще не привычное нашему уху.
Между тем, это направление в PR
– одно из самых востребованных
на Западе. То, что отечественные
компании остро нуждаются в
Коротко всю философию кризисного PR можно выразить одной фразой: к решению проблем нужно готовиться задолго до того, как они начались.
Мы живем далеко не в идеальном мире, и непредвиденные обстоятельства могут возникнуть в любое время. Почему в качестве инструмента для борьбы с кризисом широко применяют PR? Потому что в результате кризиса страдает репутация предприятия, что, в свою очередь, сказывается на его доходах и развитии, в целом. Широко известны факты, когда, скажем, плесень, обнаруженная в пяти или шести йогуртах приносила компании, их выпускающей, миллионные убытки. Зачастую достаточно появления негативной информации о предприятии или его продукции в СМИ – и репутация может быть утеряна безвозвратно.
Специалисты разделяют кризисы на различные типы и виды. Ниже приведены наиболее популярные типологии кризисов от самых именитых «профи» из мира PR и менеджмента.
Сэм Блэк, один из основоположников института PR в Великобритании, разделял все кризисы на 2 вида:
Абсолютное большинство кризисов, с которыми сталкиваются компании, предприятия, организации, страны принадлежат к категории ИН «известное неизвестное» – они прогнозируемы и известны.
«Известное Неизвестное»:
Мы знаем, что такой кризис, в принципе, возможен, но не знаем, произойдет ли он, и если да, то где именно и когда именно.
Пример: в силу своей деятельности, многие предприятия потенциально могут столкнуться с аварией или утечкой ядовитых веществ (например, предприятия нефтехимии, угольные предприятия, транспортные предприятия).
«Неизвестное Неизвестное»:
Мы не предполагаем, что такой кризис вообще может случиться.
Примеры:
Известные специалисты Катлип, Сентер и Брум разделяли кризисы по динамике их протекания:
Большинство кризисов, на поверку дня являются назревающими, а неожиданными для компании или организации они «кажутся».
Ньюс, Скотт и Турк предложили матричную систему определения кризисов, исходя из источника возникновения и последствий кризиса:
Кризисы:
Под непредвиденными
Что же делать с кризисом? Есть только два варианта:
1. Бороться с кризисом – с помощью PR.
2. Использовать кризис для своей выгоды (такое тоже возможно).
Первый вариант касается ситуаций, когда кризис непосредственно затрагивает предприятие.
Второй - когда кризис не относится непосредственно к конкретному предприятию.
Есть и «третий путь», наиболее эффективный – предотвращать кризисы, другими словами проводить «профилактику кризисов».
Кризис имеет свою динамику развития, в которой прослеживается закономерность:
В то же время, каждый кризис, который происходит с конкретным предприятием в конкретной ситуации и на конкретном рынке – индивидуален, и предусмотреть его течение на 100% невозможно. В этом и заключается основная сложность антикризисных PR.
Типичные ошибки предприятий в кризисных ситуациях, как правило, выражаются в двух крайностях.
«Пассивная крайность»:
«Активная крайность»:
Основной фактор в кризисной ситуации – это фактор Времени.
На практике реакция наших
предприятий, компаний, организаций
во время кризиса, как правило, очень
медленная. Основные причины этого:
неготовность к кризису, отсутствие
Антикризисной программы и
На Западе считается, что
если организация не вышла со своим
заявлением на общественность в течение
3-6 часов после появления
Основные вопросы, на которые нужно быстро найти ответ после того, как кризис разразился – это «Что говорить»? и «Что делать»?, а вовсе не любимый славянский вопрос «Кто виноват»?
Основа антикризисных PR – это разработка Антикризисной программы для компании, предприятия или организации.
Антикризисная программа
представляет собой стратегический
документ, который, упрощенно говоря,
является «планом действий» на случай
возникновения различных
Но Антикризисная программа
трактует кризис стратегически –
то есть нацелена не только на его преодоление,
а и на профилактику, а также
на грамотное пост-кризисное
При разработке Антикризисной
программы задействуется теория
управления проблемами Чейса, согласно
которой основные проблемы можно
предвидеть за 1-3 года до их возникновения.
Эти проблемы, как правило, являются
макроэкономическими и на их возникновение
или невозникновение
Особенность Антикризисной
программы в том, что ее осуществляют
люди, поэтому без подготовки ключевого
персонала, этот солидный документ останется
просто правильным манифестом. Не случайно,
самый современный подход к антикризисным
пиар предусматривает комплекс услуг
для заказчика в этой области.
Так, кроме разработки Антикризисной
программы, проводится обучение ключевого
персонала предприятия и
Что же нужно делать предприятию, когда на него обрушился кризис?
Почему СМИ являются ключевой аудиторией общественности во время кризиса?
Во-первый, СМИ склонны искать и транслировать сенсации, неоднозначные оценки, жареные факты, слухи, сплетни – это часть их работы.
Во-вторых, для СМИ важно,
кто первый обнародует сенсационный
факт, кто первый «раскопает» острую
тему. В связи с этим, зачастую,
через СМИ может
Но кроме СМИ есть другие ключевые аудитории, которые также нуждаются в активной работе с ними – например, инвесторы или собственные сотрудники. В зависимости от сути кризиса, к таким ключевым аудиториям также могут принадлежать – местные жители, общественные организации, государственные органы, поставщики, дилеры и т.д….
Часто, во время серьезных кризисов, возникает «вечная» дискуссия между PR-специалистом и юристом на тему «Гласность или закрытость»? Позиция юристов известна: «Все что Вы скажете, может быть использовано против Вас». PR-специалисты настаивают на открытости организации (в разумных рамках, конечно). Эта позиция основана на простой логике: если компания сама не предоставит информацию, это сделают конкуренты, некомпетентные или предвзято настроенные лица. Общественное мнение не может быть положительным, если компания закрыта.