Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики………………………………………………………………..6

2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования
в России…………………………………………………………………12

3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ…………………..23
3.2 Антимонопольное законодательство России……………………..26

4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной
политики РФ……………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………..38

Список литературы ……………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая -Антимонопольная политика.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

    В этих четырех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 3 млрд. руб., или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия [16].

    При создании нового хозяйствующего субъекта, слиянии или присоединении коммерческих организаций, стоимость активов которых превышает 200 млн. руб., учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган в 45-дневный срок после регистрации [16]. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС до регистрации и получить соответствующее заключение.

    Российское  антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

    Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

    1. Не допускается  недобросовестная  конкуренция, в  том числе:

    1) распространение  ложных, неточных  или искаженных  сведений, которые  могут причинить  убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

    2) введение в заблуждение  в отношении характера,  способа и места  производства, потребительских  свойств, качества  и количества товара  или в отношении  его производителей;

    3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

    4) продажа, обмен  или иное введение  в оборот товара, если при этом  незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

    5) незаконное получение,  использование, разглашение  информации, составляющей  коммерческую, служебную  или иную охраняемую законом тайну.

    2. Не допускается  недобросовестная  конкуренция, связанная  с приобретением  и использованием  исключительного  права на средства  индивидуализации  юридического лица, средства индивидуализации  продукции, работ  или услуг [16].

    Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

    Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

    1. Федеральным органам  исполнительной власти, органам государственной  власти субъектов  Российской Федерации,  органам местного  самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

    1) введение ограничений  в отношении создания  хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

    2) необоснованное препятствование  осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

    3) установление запретов  или введение ограничений  в отношении свободного  перемещения товаров  в Российской Федерации,  иных ограничений  прав хозяйствующих  субъектов на продажу,  покупку, иное  приобретение, обмен  товаров;

    4) дача хозяйствующим  субъектам указаний  о первоочередных  поставках товаров  для определенной  категории покупателей  (заказчиков) или  о заключении в  приоритетном порядке  договоров;

    5) установление для  приобретателей товаров  ограничений выбора  хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

    2. Запрещается наделение  органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации,  органов местного  самоуправления полномочиями, осуществление которых  приводит или может  привести к недопущению,  ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    3. Запрещается совмещение  функций федеральных  органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов  Российской Федерации,  иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. 

    Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные  действия федеральных  органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации 

    Запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

    1) повышению, снижению  или поддержанию  цен (тарифов), за  исключением случаев,  если такие соглашения  предусмотрены федеральными  законами или нормативными  правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

    2) экономически, технологически  и иным образом  не обоснованному  установлению различных  цен (тарифов) на  один и тот же  товар;

    3) разделу товарного  рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

    4) ограничению доступа  на товарный рынок,  выхода из товарного  рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов [16].

    Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п. Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.

    Реестр  как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства.

    Количество  включенных в реестр предприятий  зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем  детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Антимонопольное законодательство

    3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ

    В связи с распадом Советского Союза  и началом перехода страны на рельсы рыночной экономики возникла необходимость  создания органа, отвечающего за ограничение  монополий и поддержание конкуренции. Таким органом стал Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, образованный в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции.

    В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

    22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.

Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы