Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:22, курсовая работа
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Целью настоящей работы является изучение и обобщение опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………………4
2. Особенности монополии в России……………………………………………7
3. Становление антимонопольной политики в России…………………………9
4. Современные методы антимонопольной политики в России:……………..14
- запреты на монополистическую деятельность
- контроль за экономической концентрацией
- запрет на недобросовестную конкуренцию
- запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления
- реестр как инструмент антимонопольного контроля
5. Система государственного регулирования естественных монополий........21
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………….….28
К январю 1996 г. были приняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.
В первой половине 1996 г. в отраслях - естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы. Это в значительной мере объясняется политикой перед президентскими выборами, что подтверждается обострением проблемы неплатежей в связи с принятием правительственного постановления, запрещающего отключение потребителей энергоресурсов до середины мая 1996 г.
Кроме того, под давлением МВФ постановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля - стабилизационный фонд РАО "Газпром", тем самым "Газпром" был лишен основных налоговых льгот. Однако и после выборов был предпринят ряд мер по жесткому ограничению роста цен естественных монополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию, отпускаемую с оптового рынка, были снижены на 10 %; Постановлением Правительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергии были исключены целевые инвестиционные фонды.
Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергаться регулированию.
Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика в России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции к дальнейшему совершенствованию этой сферы. Причём, приоритет развития антимонопольной политики, по моему мнению, следует усилить в отношении естественных монополий, что, пожалуй, на данный момент наиболее важно для российской экономики, нежели в отношении монополий закрытого и открытого типа.
Антимонопольная политика в России переживает процесс становления, совершенствования законов и их активного применения. Полагаю, что антимонопольная политика в России в ближайшее время получит дополнительные коррективы и уточнения; что именно разумное, чёткое и уверенное реформирование нашим правительством антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться и улучшаться. Актуальным в значительной мере здесь будет опыт развитых капиталистических государств. Только развитая экономика с мощным и действенным инструментарием по ее регулированию может стать залогом процветания государства и улучшения уровня жизни его населения.
Список используемой литературы:
1. Р. М. Нуреев. Курс микроэкономики. Учебник. М., «Спектр», 2008г.
2. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. www. fas.gov.ru
3. Г. С. Вечканова. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. М., 2007г.
4. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., ЮрИнфор, 2000г.
5. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Ф. Антимонопольное регулирование: федеральный и региональный аспекты. СПб., Питер, 2006г.
6. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика.М., ИНФРА-М, 2003г.
7. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство: Пер. с англ. / Под ред. Романова А. Н. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.
2