Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:03, курсовая работа
Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации.
Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный перечень способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовой статус и организационные формы хозяйствования, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости, обоснования стратегии развития и другие условия выгодного использования инвестированных средств.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Нормативное регулирование и правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации
1.2 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)
1.3 Планирование аудита в соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом)
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственных предприятий
2.2 Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции сельскохозяйственных предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа: Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий Курсовая работа: Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ 1.1 Понятие, цели и задачи
аудиторской деятельности. Нормативное
регулирование и правовое 1.2 Оценка состояния 1.3 Планирование аудита в соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом) 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1 Аудиторская проверка
сельскохозяйственных 2.2 Оценка системы внутреннего
контроля и бухгалтерского ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется две трети потребительских товаров. В России аудит – новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий. Возникла необходимость
создания формы негосударственного
контроля за деятельностью предприятий,
которой бы включал в себя консультирование
по вопросам организации и ведения
бухгалтерского учета, оказываемых
с целью улучшения Аудит способствует осуществлению
всех хозяйственных операций при
соблюдении требований законодательства
и обеспечивает рациональное использование
ресурсов, предупреждая и снижая риск
хозяйственной деятельности. Зарубежный
и отечественный опыт убедительно
подтверждает, что по мере становления
и развития аудита возрастает необходимость
использования в его Отраслевые особенности
сфер хозяйственной деятельности определяют
конкретный перечень способов удовлетворения
и защиты имущественных интересов,
правовой статус и организационные
формы хозяйствования, правовые регламенты
деятельности, методы учета затрат
и калькулирования Практика управления и
становления многоукладной Как видно из вышеизложенного,
государство уделяет самое Цель данной курсовой работы
– рассмотреть понятие, основные
направления и особенности - изучены теоретические
материалы по аудиторской - рассмотрены основные
особенности аудиторской При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ и статьи периодической печати.
1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ 1.1 Понятие, цели
и задачи аудиторской Международными стандартами
аудита и сопутствующих услуг, одобренных
Советом Международной В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность, аудит в РФ - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований: 1. Достоверность. В целом
общество испытывает 2. Профессионализм. Аудируемые
организации, работодатели и 3. Качество услуг. Необходима
уверенность в том, что все
услуги, предоставленные аудитором,
соответствуют высшим 4. Уверенность. Лицам,
пользующимся услугами Цель аудита определяется
законодательством, системой нормативного
регулирования аудиторской Под достоверностью понимается
степень точности данных финансовой
(бухгалтерской) отчетности, которая
позволяет пользователю этой отчетности
на основании ее данных делать правильные
выводы о результатах хозяйственной
деятельности, финансовом и имущественном
положении аудируемых лиц и принимать
базирующиеся на этих выводах обоснованные
решения. Аудит призван обеспечить
разумную уверенность в том, что
рассматриваемая в целом Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита. Основными задачами аудита являются: 1. Изучение на основе
тестирования доказательств, 2. Оценка принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; 3. Определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности; 4. Оценка общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря 2001 г.), принятого Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобренного Советом Федерации 20 июля 2001 года. ФЗ «Об аудиторской деятельности» состоит из 22 статей и определяет: 1. Понятие об аудиторской деятельности, аудиторской организации и аудитора. 2. Основные виды аудиторских услуг. 3. Порядок законодательного
регулирования аудиторской 4. Права и обязанности
аудиторских организаций, 5. Правовые основы обязательного аудита. 6. Понятие об аудиторской
тайне и аудиторском 7. Правовые основы правил (стандартов) аудиторской деятельности. 8. Правовые основы независимости
аудиторов, аудиторских 9. Правовые основы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. 10. Правовые основы аттестации
на право осуществления 11. Правовые основы 12. Правовые основы 13. Ответственность за
нарушение законодательства Организация и правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется на четырех основных уровнях: 1. На международном; 2. Государственном; 3. Профессиональных аудиторских объединений; 4. Аудиторской организации и индивидуального предпринимателя. На международном уровне
профессиональные организации аудиторов
сотрудничают через посредство Международной
федерации бухгалтеров, которая
вырабатывает рекомендации, по различным
аспектам аудиторской деятельности.
К числу международных - международные стандарты учета; - международные нормативы аудита и сопутствующих работ; - международные положения аудита; - международные нормативы бухгалтерского образования и этики; - общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности. Аудиторская деятельность в
России осуществляется в соответствии
с ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
а также принятыми в Отношения, возникающие при
осуществлении аудиторской 1. Гражданским Кодексом РФ. 2. Налоговый Кодекс РФ. 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. 4. Законодательные акты, определяющие правовые основы отдельных видов деятельности. 5. Федеральные правила
(стандарты) аудиторской 6. Российские правила
(стандарты) аудиторской До вступления в законную силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», России регламентация аудиторской деятельности осуществлялась в соответствии с требованиями «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22 декабря 1993 г. и одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Постановлением Правительством РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» утверждены федеральные стандарты. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны в РФ с учетом международных стандартов аудита. Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Под внутренними стандартами
аудиторской организации
1.2 Оценка состояния
бухгалтерского учета и Основные требования, предъявляемые к изучению и оценке аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятий, особенности изучения и оценки этих систем в субъектах малого предпринимательства сформулированы в Правиле (стандарте) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Масштаб и особенности
системы внутреннего контроля, а
также степень их формализации должны
соответствовать размерам экономического
субъекта и особенностям его деятельности.
Аудитору в ходе проверки необходима
убежденность в том, что система
бухгалтерского учета достоверно отражает
хозяйственную деятельность проверяемого
экономического субъекта. Система внутреннего
контроля, организованная должным образом,
может способствовать формированию
такой убежденности. При оценке эффективности
и надежности системы внутреннего
контроля в целом, контрольной среды
и отдельных средств контроля
аудиторская организация Изучение и оценка особенностей
систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля должны обязательно документироваться.
Для этого рекомендуется - специально разработанные тестовые процедуры; - перечни типовых вопросов
для выяснения мнения - специальные бланки и проверочные листы; - блок-схемы и графики; - перечни замечаний, протоколы или акты. С учетом требований вышеназванного и других правил (стандартов) аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур, произведенное в результате изучения особенности средств контроля экономического субъекта, должно быть надлежащим образом аргументировано. Поскольку мнение аудитора
об организации системы Серьезные недостатки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта. Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта: - учетная политика и
основные принципы ведения - организационная структура
подразделения, ответственного - распределение обязанностей
и полномочий между - организация подготовки,
оборота и хранения документов,
отражающих хозяйственные - порядок отражения - роль и место средств
вычислительной техники в - критические области
учета, где риск возникновения
ошибок или искажений - средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета. Аудиторская организация обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи нарушений. Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: - операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; - операции в учете - операции отражены на
счетах бухгалтерского учета
в соответствии с действующими
нормативными положениями и - детали операций, имеющие
существенное значение для - ограничена возможность злоупотреблений. Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя: - систему бухгалтерского учета; - контрольную среду; - отдельные средства контроля. Контрольная среда, под которой
понимаются осведомленность и практические
действия руководства экономического
субъекта, направленные на установление
и поддержание системы - стиль и основные принципы
управления экономического - его организационную структуру; - распределение ответственности и полномочий; - осуществляемую кадровую политику; - порядок подготовки - порядок осуществления
внутреннего управленческого - соответствие хозяйственной
деятельности экономического Руководитель экономического
субъекта несет ответственность
за разработку и фактическое воплощение
системы внутреннего контроля. От
него зависит, чтобы система внутреннего
контроля отвечала размерам и специфике
деятельности экономического субъекта,
функционировала регулярно и
эффективно. В экономическом субъекте
в соответствии с его учредительскими
документами или правилами Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает целесообразное распределение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции несовместимы, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок и нарушений. Подлежат распределению между различными лицами такие функции, как: - непосредственный доступ
к активам экономического - разрешение на осуществление операций с активами; - непосредственное - отражение хозяйственных
операций в бухгалтерском Надлежащее функционирование системы внутреннего контроля зависит также от сотрудников, которым поручена соответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе, обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию и честность соответствующего персонала. Аудитор обязан принимать
во внимание, что система внутреннего
контроля может не с абсолютной уверенностью,
но лишь с определенной степенью вероятности
подтвердить, что цели, ради которых
она была создана, достигнуты. Причиной
этого являются следующие неизбежные
ограничения системы - естественное требование
руководства экономического - тот факт, что большинство средств контроля имеют своей целью выявление нежелательных хозяйственных операций, а не тех, которые являются необычными; - свойство человека допускать
ошибки по небрежности, из-за
рассеянности, неверных суждений
или недопонимания - умышленное нарушение
системы контроля в результате
сговора сотрудников - нарушение системы контроля
вследствие злоупотреблений со
стороны представителей - распространенная практика
существенного изменения Аудитор должен убедиться в том, что средства контроля проверяемого экономического субъекта достигают следующих целей: - хозяйственные операции
выполняются с одобрения - все операции фиксируются
в бухгалтерском учете в - доступ к активам возможен
только с разрешения - соответствие зафиксированных
в бухгалтерском учете и Аудитору следует убедиться в применении на проверяемом им экономическом субъекте таких процедур внутреннего контроля, как: - арифметическая проверка
правильности бухгалтерских - проведение сверок расчетов; - проверка правильности
осуществления - проведение в соответствии
с установленным порядком - использование для целей
контроля информации из - осуществление мер, - исследование динамики
хозяйственных показателей, Аудитор оценивает систему внутреннего контроля экономического субъекта в три этапа: - общее знакомство с системой внутреннего контроля; - первичная оценка надежности этой системы; - подтверждение достоверности оценки этой системы. Аудиторские организации
могут принять решение о Аудитор собирает все относящиеся к данному объекту проверки материалы: диаграммы, указания, инструкции, описания и т.д. Обычно список необходимых документов посылают клиенту до начала проведения проверки, что помогает намного сократить время, а значит, и расходы на проверку. Применение вопросных
листов - один из наиболее распространенных
приемов в деятельности аудитора.
С помощью заранее Аудитор составляет диаграммы
и описывает рабочие процессы,
предусмотренные контрольной Эффективное использование этого метода требует наличия солидного опыта работы. После составления диаграмм и описания целесообразно обсудить их с ответственными сотрудниками и тем самым подтвердить правильность понимания и отражения аудитором организации рабочих процессов на предприятии. В противном случае возможны неправильные выводы, а следовательно, и конфликтные ситуации. Результаты описания существующей
системы внутреннего контроля закрепляются
аудитором в рабочих документах
и позволяют определить наличие
и запланированное Оценка целесообразности контрольных механизмов По завершении описания существующей
системы внутреннего контроля аудитор
приступает к оценке используемых в
данной системе контрольных На данном этапе в центре внимания аудитора должны быть как отдельные компоненты СВК (разделение функциональных обязанностей, инструкции, указания), так и взаимодействие этих компонентов.
1.3 Планирование
аудита в соответствии с Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности «Планирование аудита», разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Аудиторская проверка, как
правило, ограничена определенным сроком.
По статистике аудит длится в среднем
две недели. Если предприятие крупное,
то провести сплошную проверку его
финансово-хозяйственной Стратегия аудиторской проверки базируется на: - рассмотрении собранной
информации о деятельности - предварительной оценке
риска и эффективности - определении сущности, глубины и продолжительности проверок отдельных групп операций. Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов. Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудиторской проверки. План составляется аудитором в письменном виде. Планирование аудиторской проверки необходимо для того, чтобы: 1) предварительно определить
объем и тип необходимых 2) оценить издержки по их проведению; 3) достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки; 4) иметь доказательства
обоснованности выполнения Планированию предшествуют следующие этапы: - предплановая подготовка; - получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, устройстве и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.); - оценка существенности; - оценка аудиторского риска; - изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности. Многие аудиторские - разработку графиков; - подготовку бюджетов
времени и доходов и - инструктаж членов - организацию связей с подразделениями внутри фирмы; - обсуждение стратегии аудита с клиентом. Аудиторская организация
должна начинать планировать аудит
до написания письма- Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выражается
в установлении сопряженных заданий
группе аудиторов и увязке этапов
планирования по срокам и по смежным
хозяйствующим субъектам (структурным
подразделениям, выделенным на отдельный
баланс, филиалам, представительствам,
дочерним организациям). При планировании
аудита на длительный период, в случае
аудиторского сопровождения экономического
субъекта, в течение года аудиторской
организации следует Принцип оптимальности заключается
в том, что в процессе планирования
аудиторская организация должна
обеспечить вариантность планирования,
чтобы можно было выбрать оптимальный
вариант общего плана и программы
аудита на основании критериев, определенных
самой аудиторской Планирование аудита включает следующие основные этапы: - предварительное планирование аудита; - подготовка и составление общего плана аудита; - подготовка и составление программы аудита. Российским аудиторским правилом (стандартом) «Планирование аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий. До написания письма- - о внешних факторах, влияющих
на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, отражающих
экономическую ситуацию в - о внутренних факторах,
влияющих на хозяйственную Начиная разработку общего
плана и программы аудита, аудиторская
организация должна, основываясь
на предварительных знаниях об экономическом
субъекте, а также на результатах
проведенных аналитических Сложность, объем и сроки
проведения аналитических процедур
следует варьировать в В процессе подготовки общего
плана и программы аудита аудиторская
организация оценивает При подготовке общего плана
и программы аудита аудиторской
организации следует установить
приемлемые для нее уровень существенности
и аудиторский риск, позволяющие
считать бухгалтерскую Отдельные положения общего
плана и программы аудита аудиторская
организация, если сочтет это целесообразным,
может согласовать с Результаты выполняемых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как они служат основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита. Аудиторская организация
определяет в общем плане роль
внутреннего аудита, а также необходимость
привлечения экспертов в 1. деятельность аудируемого лица, в том числе: - общие экономические
факторы и условия в отрасли,
влияющие на деятельность - особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; - общий уровень компетентности руководства; 2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: 3. учетную политику, принятую
аудируемым лицом, и ее 4. влияние новых нормативных
правовых актов в области 5. планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; 6. риск и существенность, в том числе: - ожидаемые оценки - установление уровней существенности для аудита; - возможность (в том
числе на основе аудита - выявление сложных областей
бухгалтерского учета, в том
числе таких, где результат
зависит от субъективного 7. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: - относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; - влияние на аудит наличия
компьютерной системы ведения
учета и ее специфических - существование подразделения
внутреннего аудита 8. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: - привлечение других - привлечение экспертов; - количество территориально
обособленных подразделений - количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; 9. прочие аспекты, в том числе: - возможность того, что
допущение о непрерывности - обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; - особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; - срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; - форму и сроки подготовки
и представления аудируемому
лицу заключений и иных Аудитору необходимо составить
и документально оформить программу
аудита, определяющую характер, временные
рамки и объем запланированных
аудиторских процедур, необходимых
для осуществления общего плана
аудита. Программа аудита является
набором инструкций для аудитора,
выполняющего проверку, а также средством
контроля и проверки надлежащего
выполнения работы. В программу аудита
также могут быть включены проверяемые
предпосылки подготовки финансовой
(бухгалтерской) отчетности по каждой
из областей аудита и время, запланированное
на различные области или - полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, - требуемый уровень уверенности, - временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, - координацию любой помощи,
которую предполагается Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора, необходимых для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственных предприятий Согласно Международными
стандартами аудиторской Цель аудита сельскохозяйственных предприятий - составить мнение о достоверности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о выполнении им требований законодательных и нормативных актов при осуществлении финансово – хозяйственной деятельности. Основными задачами аудиторской проверки сельскохозяйственных предприятий являются: - изучение на основе
тестирования доказательств, - оценку принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности; - определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности; - оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудит сельскохозяйственных предприятий осуществляется согласно общего плана и программы аудита в три основных этапа: 1. Подготовка и планирование аудиторской проверки. 2. Проведение аудиторской
выборки и осуществление 3. Оценка результатов
проведенных аудиторских 1. Подготовка и планирование аудита включает: Составление списка нормативных
актов, которые являются основой
организации и ведения Сбор, анализ и оценку информации о деятельности аудируемого лица и объекту проверки, а также типичных нарушениях, вскрываемых при аудите. Составление списка документов, которые должны быть представлены аудиторам для проверки аудируемым лицом. Подготовку необходимых рабочих документов, таких как: - проектов программ аудиторских процедур по существу и тестов средств контроля; - перечня типовых вопросов
для выяснения мнения - специальных бланков и проверочных листов; - блок-схем и графиков; - перечней замечаний, протоколов или актов. Решение организационных вопросов. Знакомство, изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Оценка и определение приемлемого уровня аудиторского риска и уровня существенности. Определение направлений аудита, аудиторских процедур, которые необходимо осуществить, а также объема аудиторской выборки и срок проведения аудиторской проверки. Составление и утверждение
руководителем аудиторской - полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля; - требуемый уровень уверенности, - временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу; - координацию любой помощи,
которую предполагается - привлечение других аудиторов или экспертов. 2. Проведение аудиторской
выборки и осуществление - существование - наличие
по состоянию на определенную
дату актива или обязательства, - права и обязанности
- принадлежность аудируемому - возникновение - относящиеся
к деятельности аудируемого - полнота - отсутствие не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета; - стоимостная оценка - отражение
в финансовой (бухгалтерской) отчетности
надлежащей балансовой - точное измерение - точность
отражения суммы хозяйственной
операции или события с - представление и раскрытие - объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности. 3. На этапе оценки результатов
проведенных аудиторских Оценку качества проведения
аудиторской выборки и Обобщаются и анализируются результаты проверки; Обсуждаются с руководством аудируемого лица выявленных в ходе аудита проблемы; Осуществляется согласование предлагаемых аудиторской организацией поправок к финансовой отчетности аудируемого лица; Составляется отчет аудитора, который представляется руководству аудируемого лица; Производится контроль качества устранения аудируемым лицом, выявленных в ходе аудита существенных искажений финансовой отчетности. Осуществляются мероприятия по составлению аудиторского заключения. Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Одним из видов сельскохозяйственных предприятий является производственный кооператив. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Рассмотрим особенности проведения аудиторской проверки сельскохозяйственных предприятий по следующим направлениям: 1. Проверка формирования уставного капитала Уставный капитал представляет
собой совокупность вкладов участников
(собственников) в имущество при
создании организации для обеспечения
ее деятельности в размерах, определенных
учредительными документами. Уставный
капитал может пополняться из
прибыли от хозяйственной деятельности,
а при необходимости - дополнительными
вкладами его участников. Формирование
уставного капитала осуществляется
по-разному в зависимости от формы
собственности и В сельскохозяйственных организациях
с коллективно-долевой формой собственности
в уставном капитале выделяются доли
каждого участника в общей
коллективно-долевой На первом этапе аудита
необходимо проверить правильность
формирования в сельскохозяйственной
организации структуры В счет вклада в уставный капитал организации могут, быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, интеллектуальная собственность, ценные бумаги, денежные средства. По данным приходных кассовых
ордеров, выписок банка по расчетному
и валютному счетам и приложенным
к ним оправдательным документам
проверяют полноту и По данным актов приемки-передачи основных средств, актов приемки товарно-материальных ценностей, накладных, счетов и др., а также записей на счетах 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 58 «Финансовые вложения», 41 «Товары», 10 «Материалы», определяют стоимость принятых от учредителей в счет вкладов в уставный капитал основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, товаров и производственных запасов. В сельскохозяйственных организациях в счет вкладов в уставный капитал могут быть приняты от учредителей рабочий и продуктивный скот, молодняк животных. Полнота и своевременность
оприходования указанных Особое внимание следует уделить правильности оценки нематериальных активов и ценных бумаг, вносимых учредителями. В проверяемой организации должны быть документы, фиксирующие факт поступления нематериальных активов и срок их полезного использования. По ценным бумагам также должны быть в наличии эти ценные бумаги и документы, фиксирующие факт их поступления. Они должны быть оценены по цене не выше, чем их стоимость по рыночной котировке или аналогичных ценных бумаг. Уставный капитал, в отличие
от других источников средств, является
относительно стабильной величиной. Это
значит, что в бухгалтерском учете
записи по кредиту счета 80 на увеличение
суммы уставного капитала и по
дебету счета на сумму его уменьшения
делают только после внесения соответствующих
изменений в учредительные Уставный капитал может
увеличиваться также за счет выпуска
новых акций или повышения
их номинальной стоимости, а уменьшаться
- в результате выкупа части акций
у держателей и их аннулирования,
снижения номинальной стоимости
акции, при изъятии вкладов Поэтому следует тщательно проверить обоснованность внесения изменений в уставном капитале и в учредительных документах организации. Целесообразным для повышения качества проверки является проведение с участием аудитора инвентаризации имущества и иных имущественных прав, внесенных в качестве взносов в уставный капитал организации. Известны факты, когда в составе имущества, внесенного в качестве взносов в уставный капитал, числятся основные средства и производственные запасы, пришедшие в негодность, в числе иных имущественных прав - интеллектуальная собственность, срок полезного использования которой давно истек. Следующим этапом аудита формирования уставного капитала является проверка правильности корреспонденции счетов по расчетам с учредителями. Источниками информации для такой проверки являются журнал-ордер № 12-АПК, ведомость № 70-АПК, журнал-ордер № 8-АПК, ведомость № 38-АПК, Главная книга, ведомости (машинограммы) при автоматизации учета. Завершающим этапом проверки
является обобщение выявленных отклонений
в учете уставного капитала по
сравнению с действующим 2. Аудит наличия и учета
движения животных на При проведении аудита наличия и движения животных прежде всего аудиторы должны ознакомиться с размещением их на территории организации и закреплением за отдельными материально-ответственными лицами. Необходимо также изучить условия содержания и кормления животных. В каждой организации следует заблаговременно разрабатывать мероприятия по обеспечению сохранности животных. Для этого необходимо проверить наличие постоянно действующих инвентаризационных комиссий в местах размещения животных, обеспеченность бланками документов бухгалтерского и зоотехнического учета. Всестороннему контролю следует
подвергнуть сохранность Своевременность, правильность оценки и полноты оприходования приплода животных можно установить разными способами и приемами, которые, однако, дают наибольший эффект при их комплексном применении. К числу наиболее простых
приемов можно отнести: устный опрос
персонала, анкетирование по соответствующим
направлениям внутрихозяйственного контроля;
письменные запросы материально- Другой прием - сопоставление актов на оприходование приплода животных с регистрами зоотехнического учета (например, с журналом регистрации приплода и выращивания молодняка крупного рогатого скота - форма № 4-мол., книгой учета осеменений и отелов крупного рогатого скота – форма № 3-мол., книгой учета опоросов и приплода свиней - форма № 6-св.). Такое сопоставление документов позволяет выявить имеющиеся расхождения как в датах оприходования приплода, так и в его массе при рождении. Возможно контрольное взвешивание телят. Указанный прием позволит выявить факты занижения живой массы приплода. Для выявления законности, правильности оценки и полноты оприходования приобретенных животных на стороне необходимо широко использовать приемы документального контроля. Проверке подвергаются акты и договоры контрактации скота у населения, счета-фактуры и приемные акты на покупку животных у организаций, акты приемки-передачи животных, безвозмездно поступивших в хозяйство, а также необходимо провести встречную сверку указанных документов с записями в книге учета движения скота, отчетах о движении скота и птицы на ферме. Особо тщательной проверке
подлежат операции по закупке скота
у населения. К наиболее часто
встречающимся случаям Выявить подобные факты можно
комплексным применением ряда приемов
документального и фактического
контроля. Так, своевременность и
полноту оприходования Наряду с проверкой реальности количества купленных животных следует установить также правильность указаниями живой массы. Для этого необходимо изучить ведомости взвешивания животных. При необходимости применяют приемы Контрольной инвентаризации (по инвентарным номерам, этих животных) и опрос сдатчиков и приемщиков этого скота. Материалы проверки можно оформлять в виде нижеприведенной ведомости. Полезным для установления истины является и письменное подтверждение сдатчиком фактически полученной суммы. Основными направлениями выбытия животных является: продажа; плановый или вынужденный забой; падеж (гибель). Цель проверки выбытия животных - выявить достоверность, законность и целесообразность хозяйственных операций, отраженных в соответствующих первичных документах. Методически наиболее целесообразно проверить эти операции по отдельным направлениям выбытия животных. Наиболее тщательно следует проверить факты падежа животных, который может происходить вследствие различных заболеваний и травм. Подробное изучение актов на падеж позволяет установить, в каких подразделениях, в каком возрасте, в какое время года и по каким причинам происходил падеж. При проверке реализации животных
необходимо установить характер отдельных
операций по реализации, количество, живую
массу, упитанность, породность, класс,
балансовую стоимость животных по видам,
инвентарные номера, возраст. Следует
установить правильность оформления товарно-транспортных
накладных, соответствие их данных данным
приемных квитанций заготовительной
организации и записям в Всестороннему контролю следует подвергать выбытие животных и по другим направлениям. Для этих целей можно использовать прием составления альтернативных отчетов движения скота и птицы по данным проверки, например, одной фермы. Далее необходимо проверить правильность ведения синтетического и аналитического учета животных на выращивании и откорме, правильность записей на счете 11 «Животные на выращивании и откорме» по соответствующим субсчетам, правильность корреспонденции счетов по операциям по движению скота и птицы. Источниками информации для такой проверки являются; сводный отчет о движении скота и птицы (форма № 102), ведомость аналитического учета животных (форма № 73-АПК), ведомость учета животных, находящихся у отдельных граждан на выращивании (форма № 75-АПК), журнал-ордер № 14-АПК, Для установления правильности отражения данных на счетах бухгалтерского учета необходимо провести взаимную сверку этих данных в соответствующих регистрах учета. Так, сумма дебетового оборота в ведомости по форме № 73-АПК по каналам движения - приплод и прирост - должна быть равна кредитовому обороту, отраженному в журнале-ордере № 10-АПК по счету 20, субсчету 2 и счету 23, субсчету 7. Оборот по каналу движения - покупка - необходимо сверить с данными журналов-ордеров № 6-АПК, 5-АПК и 8-АПК. Оборот по каналу - переведено из основного стада - сверяют с данными журнала-ордера № 13-АПК. Аналогичным образом необходимо сверить, кредитовые обороты: при реализации скота - с журналом-ордером № 11-АПК, при забое - с журналом-ордером № 10-АПК, при безвозмездной передаче - с журналом-ордером № 12-АПК и т.д. Необходимо также установить соответствие данных аналитического учета с данными синтетического учета в журнале-ордере № 14-АПК, Главной книге и отчете. 2.2 Оценка системы
внутреннего контроля и Основная цель производственного
цикла - превратить ресурсы (материалы,
труд и накладные расходы) в конечный
продукт. Целью же аудита в данном
случае является проверка: обоснованности
формирования и правильности улета
издержек производства (обращения), от
которых в конечном итоге зависит
уровень достоверности Для предварительной оценки системы внутреннего контроля, а также бухгалтерского учета затрат на производство продукции полезными процедурами являются устные опросы специалистов, производственных работников, руководящих кадров организации и проведение тестирования путем составления специального вопросника. После такого аналитического обзора, тестирования и опроса аудитор сможет с достаточной уверенностью оценить систему внутреннего контроля и решать, снижать или увеличить риск контроля, внести или нет изменения в программу аудита, увеличить или снизить количество предстоящих проведению процедур. Учет затрат в сельскохозяйственном
производстве осуществляется на основе
первичных документов, оформленных
в установленном порядке. Поэтому
выборочно следует проверить
качество первичной учетной документации
(учетных листов, накладных, актов
на расход семян, использование удобрений,
ядохимикатов и др.) с точки зрения
законности и достоверности отражения
в первичном учете Учет должен обеспечить оперативное, достоверное и полное поступление информации по организации в целом и отдельным ее подразделениям (бригадам, цехам, фермам) о количестве и стоимости полученной продукции (выполненных работах, услугах), трудовых, материальных и денежных затратах на производство и реализацию продукции. В связи с этим аудитору необходимо установить: обоснованность организации аналитического учета затрат и выхода продукции (работ, услуг) отдельно в каждом виде основного (растениеводство, животноводство, промышленное производство) и вспомогательного производств (ремонтно-техническое производство, автотранспортное хозяйство и др.); по установленной ли номенклатуре статей учитываются затраты на производство; нет ли в связи с этим фактов необоснованной организации учета по укрупненным статьям затрат; соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета по счету 20 «Основное производство», субсчетам 1 «Растениеводство», 2 «Животноводство», 3 «Промышленное производство» и др., счету 23 «Вспомогательное производство», субсчетам 1 «Ремонтные мастерские», 2 «Ремонт зданий и сооружений», 3 «Машино-тракторный парк», 4 - «Автомобильный транспорт» и др.; правильность определения корреспондирующих счетов по хозяйственным операциям, связанным с производством продукции (выполнением работ, услуг). При этом аудитор должен помнить, что учет затрат на производство продукции (работ, услуг) в проверяемом экономическом субъекте должен быть организован в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве» (утверждены Минсельхозпродом РФ от 04.07.96 г. № П-Ч-24/2068). При проверке учета затрат
следует установить: правильность определения
в аналитическом учете объектов
учета (открываются ли аналитические
счета по культурам, группам культур,
видам животных, группам животных,
видам незавершенного производства
и т.д. в соответствии с утвержденными
указаниями по ведению бухгалтерского
учета); правильность построения калькуляционных
статей затрат. Так, затраты, связанные
с производством и реализацией
продукции (работ, услуг), при планировании,
учете и калькулировании
Группировка затрат по статьям
Исходя из приведенной классификации учета затрат по статьям калькуляции, аудитору необходимо проверить: ведут ли во всех случаях учет затрат на оплату труда на основе объема выполненных работ, производства продукции в учетных и путевых листах, на лицевых счетах и в других соответствующих первичных документах; всегда ли расходы на оплату труда, включенные в затраты производства продукции по соответствующим объектам, соответствуют данным первичных документов или сводных регистров; подтверждается ли включение натуральной оплаты труда в затраты производства продукции (работ, услуг) специальным расчетом; учитываются ли и относятся ли отчисления на социальные нужды на соответствующие объекты учета пропорционально расходам на оплату труда (в журнале-ордере № 10-АПК, Главной книге). Проверяя расход материальных ресурсов (кормов, семян, удобрений, нефтепродуктов, запасных частей, электроэнергии и т.д.). аудитор должен помнить, что основными задачами учета указанных ценностей является объективное отражение затрат на производство продукции, обеспечение контроля за их рациональным использованием и выявление резервов ресурсосбережения. Поэтому необходимо установить: подтверждается ли учет товарно-материальных ценностей, используемых на производство продукции, лимитно-заборными картами, чеками-накладными и другими документами; подтверждается ли расход товарно-материальных ценностей в производстве сверх установленного лимита документами, подписанными руководителем организации или уполномоченными им лицами. Следует помнить, что отпуск
товарно-материальных ценностей со
складов подразделений Особо тщательной проверке должны быть подвергнуты документы, подтверждающие расход кормов, семян, средств защиты растений и животных, удобрений, химических и биологических добавок (стимуляторов) при переработке продукции и др. Расход этих материальных ценностей должен быть проведен не только в стоимостном выражении, но и в натуральном - с целью установления соблюдения норм: расхода кормов в расчете не единицу продукции животноводства или на одну условную голову; расхода семян и посадочного материала; технологических норм расхода минеральных и органических удобрений, пестицидов, протравливателей, гербицидов, дефолиантов и других химических и биологических средств. Ведь несоблюдение норм расхода (использования) указанных средств не даст желаемого конечного результата производства продукции (растениеводства, животноводства, промышленного производства), а необоснованный перерасход - приведет не только к росту себестоимости произведенной продукции, но и к снижению ее качества (т.е. произведенная продукция может оказаться экологически опасной). Тщательной проверки требуют
также соблюдение технологических
норм расхода сырья, материалов, полнота
оприходования возвратных отходов
при переработке Изучению подлежат также
результаты проведенных в организации
инвентаризаций посевных площадей, рабочего
и продуктивного скота, животных
на выращивании и откорме, контрольной
урожайности культур и Далее необходимо проверить правильность оценки товарно-материальных ценностей при списании на затраты производства. Следует помнить, что в течение года товарно-материальные ценности собственного производства прошлых лет и покупные должны учитываться в затратах по их фактической себестоимости, а продукция собственного производства текущего года - по плановой себестоимости с корректировкой в конце года по фактическим затратам. В процессе проверки расхода
товарно-материальных ценностей в
производстве, аудиторы и эксперты
должны проанализировать основные производственные
процессы с целью выявления Так, например, в структуре
себестоимости продукции Как же это проверить? Корма
по существу являются энергией, а реализация
этой энергии осуществляется через
реализацию продукции животноводства
(энергии молока, мяса и т.д.). Следовательно,
зная себестоимость произведенной
энергии (корма) и стоимость ее реализации
(энергии продукции Своевременная проверка эффективности использования кормов в животноводстве позволит оперативно принимать меры по ликвидации недостатков в производстве и оптимизировать структуру кормовых рационов с таким расчетом, чтобы они давали больший процент продуктивного использования, а результаты их использования были бы прибыльными. Также следует более детально
проверить: правильность группировки
и учета прямых затрат по всем видам
ремонта тракторов, машин и оборудования
в журнале учета затрат на аналитических
счетах и по видам ремонтов (работ)
на основании ведомостей дефектов машин,
лимитно-заборных карт, накладных, нарядов
и др.; правильность учета на отдельном
аналитическом счете в разрезе
установленных элементов и Аналогично, но выборочно, следует
проверить также правильность учета
затрат по другим видам вспомогательных
производств (гужевому транспорту, электроснабжению,
водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению,
холодильным установкам), а также
достоверность распределения Подлежит проверке также правильность учета и обоснованность распределения затрат, связанных с организацией производства и управления на соответствующие объекты учета и объекты калькуляции (растениеводство, животноводство, промышленное производство). К общепроизводственным расходам (бригадным, фермерским и цеховым) относятся: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды работников аппарата управления в подразделениях, амортизационные отчисления (износ), затраты на ремонт основных средств общепроизводственного назначения, износ МБП и др. Учет этих расходов должен вестись раздельно в разрезе растениеводства, животноводства и других производств. Указанные расходы распределяются между объектами учета затрат и исчисления себестоимости пропорционально обшей сумме затрат (без затрат по организации и управлению производством), за исключением в соответствующих производствах затрат на семена, корма, сырье, материалы и полуфабрикаты Общехозяйственные расходы
распределяются между различными отраслями
производства и объектами исчисления
себестоимости продукции-( Кроме того, прослеживанию и пересчету должны быть подвергнуты другие распределяемые расходы с целью установления: правильности разграничения в учете затрат, относящихся к продукции урожая текущего года и будущих лет; правильности отнесения на отдельные учетные объекты других распределяемых затрат: амортизации, затрат по орошению и осушению и др.; нет ли случаев произвольного перенесения части затрат с одного учетного объекта на другой. Следующим этапом проверки
является контроль полноты и своевременности
оприходования продукции а) распределяются по назначению расходы по содержанию основных средств на объекты учета затрат; б) исчисляется себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных и подсобных промышленных производств, оказывающих услуги основному производству; в) распределяются затраты по орошению и осушению земель, списываются услуги пчеловодства на опыление культур; г) распределяются бригадные (фермерские), отраслевые (цеховые) и общехозяйственные расходы; д) определяется общая сумма производственных затрат по объектам учета; е) исчисляется себестоимость продукции растениеводства; ж) распределяются расходы по содержанию кормоцехов; з) исчисляется себестоимость продукции животноводства; и) исчисляется себестоимость живой массы поголовья; к) исчисляется себестоимость
продукции подсобных л) исчисляется полная себестоимость товарной продукции растениеводства, животноводства и промышленного производства путем добавления к производственной себестоимости затрат на реализацию. Путем пересчета выборочно следует проверить правильность исчисления себестоимости основной, сопряженной и побочной продукции различных производств. В растениеводстве, например, себестоимость соломы (половы), ботвы, стеблей кукурузы, капустного листа и т.п. определяют исходя из отнесенных на них затрат по уборке, прессованию, транспортировке, скирдованию и другим работам по заготовке этой продукции. Затраты на возделывание и уборку зерновых культур (включая расходы по очистке и сушке зерна на току) составляют себестоимость зерна, зерноотходов и соломы. Общую сумму затрат (за вычетом стоимости соломы) распределяют на зерно и зерноотходы пропорционально удельному весу содержания в них полноценного зерна. Себестоимость 1 ц зерна и зерноотходов определяют делением затрат, отнесенных на соответствующую физическую массу зерна и зерноотходов после ее очистки и сушки. В животноводстве, например в молочном скотоводстве, себестоимость 1 ц молока и 1 головы приплода определяется затратами на содержание молочных коров и быков-производителей за исключением затрат, отнесенных на другие виды продукции: навоз, шерсть-линька и волос-сырец. После исключения из общей суммы затрат в молочном скотоводстве стоимости навоза, шерсти-линьки и волоса-сырца оставшиеся затраты распределяются в соответствии с расходом обменной энергии кормов: на молоко - 90%, на приплод - 10%. После составления расчета
фактической себестоимости Последним этапом проверки данного объекта аудита должны стать прослеживание правильности корреспонденции счетов по учету затрат на производство, выходу продукции (выполнению работ, услуг), оприходованию возвратных отходов, списанию калькуляционных разниц и проверка соответствия записей аналитического учета в лицевых счетах (производственных отчетах) записям в журнал е-ордере № 10-АГТК, Главной книге и данным отчетности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Агропромышленный комплекс - это один из социально значимых секторов экономики, в т.ч. и Брянской области. На долю сельского хозяйства приходится 9% областных основных фондов. В сельской местности проживает более 400 тысяч человек - это почти треть населения области. Сегодня в сельском хозяйстве создается почти 12 % валового регионального продукта. АПК играет определяющую роль в продовольственном обеспечении нашего края. Наряду с тем, что сельское хозяйство является жизненно важной отраслью экономики, оно играет системообразующую роль в народном хозяйстве и социальной жизни. Аграрный сектор является не только производителем продуктов питания. Он оказывает значительное влияние на увеличение рабочих мест и в других отраслях экономики (перерабатывающей и пищевой промышленности, машиностроении и т.д.). Одним из основных направлений
государственной политики области
является развитие и поддержка Сельское хозяйство всегда
будет приоритетом СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алборов Р.А. Основы аудита. Учеб. пособие. – М.: «Дело и сервис», 2001. – 224 с. 2. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: «Дело и сервис», 2000. – 432 с. 3. Аудит: учеб. для вузов/ под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 583 с. 4. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт – М.: ИНФРА М, - 2002 – 515 с. 5. Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт Учебное пособие 5-е изд – М.: ИНФРА М, - 2005 – 717 с. 6. Крупченко Е.А. Аудит. Учеб. пособие. – РнД: «Феникс», 2002. – 320 с. 7. «Правовые основы бухгалтерского и налогового учета и аудита в РФ. Учеб. - М.: Юристъ, 2004. – 255 с. 8. Терехов А.А. Аудит: перспективы развития. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с. 9. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит, учебник. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 352 с. |
Информация о работе Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий