Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:48, курсовая работа
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.12
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом – в других).
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.13
Разделяют объективные и субъективные факторы формирования стиля руководства.
Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.
Субъективные стилеобразующие факторы не сводятся только к ресурсам личности субъекта управления. К ним примыкают характеристики: трудового коллектива, производственного процесса, хозяйственных и рыночных ситуаций. Субъективные факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления. Эти факторы определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.
Единство стилеобразующих факторов проявляется во взаимодействии:
Всеобщие
стилеобразующие факторы
Систему
основных факторов формирования стилей
управления можно представить в виде
схемы. 14
Чем
дальше от стиля управления в иерархии
отношений находятся
Среди особенных факторов выделяются:
В стилях управления фокусируют также другие объективно-субъективные и общие факторы:
1.4. Фактор эффективности при выборе стиля управления
В настоящее время при формировании стиля руководства у менеджера, вместе со всеми перечисленными факторами формирования руководства, учитывается также эффективность конкретного стиля руководства для данной организации.
Эффективность
стилей руководства по отдельным
элементам деятельности организации
можно представить в виде таблицы:16
Эффективность стилей
|
|
|
|
|
Снижение убытков при работе в условиях дефицита; Малые затраты на менеджера; Низкая
мотивация сотрудников в |
Снижение убытков при отсутствии менеджера; Большие затраты на координацию работ; Высокая
мотивация сотрудников в |
Высокие затраты на протяжении всей деятельности организации; Плохая координация работ; Низкая мотивация сотрудников |
|
Использование творческого потенциала только лидера; Четкое расположение ролей; Зависимость от лидера |
Использование творческого потенциала лидера и сотрудников; Неясное разделение ролей; Независимость от лидера |
Использование творческого потенциала только сотрудников; Отсутствие разделения ролей; Независимость от лидера |
|
Только организованная забота о молодежи |
Более высокая заинтересованность в будущей смене менеджеров |
Отсутствие какой-либо заинтересованности и заботы о персонале и его развитии. |
У каждого стиля руководства есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.
Все
это необходимо учитывать при формировании
стиля руководства на предприятии.17
2.Авторитет менеджера
2.1.Власть и личное влияние
Работа менеджера* сводится к тому, что он заставляет других делать что-то и так, как он этого хочет. Потому первостепенное значение здесь имеет эффективное использование статуса лидера, влияния и власти. Еще в XVII веке Николо Макиавелли в своей работе "Принц" указывал, что власть и манипулирование ею являются рычагами управления государством.
Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если её рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет* в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.
Известны примеры, когда высокопоставленные менеджеры, облеченные всеми правами, которые сопутствуют должности в коридорах исполнительной власти, имеют, по-видимому, мало авторитета или способности влиять на других. Есть также много людей, не имеющих формального права воздействовать на других, которые тем не менее становились чрезвычайно влиятельными.18
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена, она имеет пять основных форм:
Менеджер* имеет власть над подчиненными,
однако в некоторых ситуациях и подчиненные
имеют власть над руководителем, так как
последний зависит от них по таким вопросам,
как необходимая для принятия решений
информация, неформальные контакты с людьми
в других подразделениях и т.п. Отсюда
следует, что менеджер должен понимать
и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные
тоже часто обладают властью, то использование
им в одностороннем порядке своей власти
в полном объеме может вызвать у подчиненных
такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать
свою собственную власть. Поэтому следует
поддерживать разумный баланс власти:
достаточный для достижения целей организации,
но не вызывающий у подчиненных отрицательных
реакций. 20
|
Рис.
Балансирование власти руководителей
и подчиненных.
Во
всех случаях, когда мы имеем дело
с властью, подразумеваем степень влияния
менеджера на подчиненного. Влияние - это
поведение одного индивида, которое вносит
изменение в поведение другого.
Конкретные способы влияния весьма разнообразны и представлены на рис.
2.2.Авторитет менеджера
Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера.
Авторитет-
заслуженное доверие, которым пользуется
руководитель у подчиненных, вышестоящего
руководства и коллег по работе.
Это признание личности, оценка коллективом
соответствия субъективных качеств
менеджера объективным
Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: