Авторитет руководителя
и его роль в управлении.
Авторитет руководителя
и его роль.
Эффективность руководящей
деятельности во многом зависит от авторитета
руководителя. Мнение о том, что с получением
определенного поста руководитель автоматически
приобретает авторитет, ошибочно.
Авторитет - это личное влияние человека
на коллектив, которое он приобретает
своим трудом, профессиональными знаниями,
организаторскими способностями, нововведениями,
умением работать с людьми.2
Для того чтобы авторитет
должности руководителя сочетался
с авторитетом его личности, он
должен объединить в себе лидерские
и руководящие функции.
Мощная поддержка сотрудников
- это ключ к эффективному руководству.
Быть хорошим руководителем - это, прежде
всего, быть в хороших отношениях
с подчиненными. Они имеют самое
верное представление о стиле
вашего руководства. То, как вы выглядите
в их глазах, и объясняет все
ваши успехи и неудачи. Подчиненные
прекрасно отдают себе отчет в
том, какая разница в работе с
плохим и хорошим руководителем.
При хорошем руководстве становится
интереснее их работа, а достигнутые
результаты подкрепляют чувство
профессиональной гордости.
При плохом руководстве подчиненные
отбывают трудовую повинность.
На этапах формирования и
поддержания своего авторитета руководителю
полезно усвоить и некоторые
постулаты эффективного управления.
Приведем некоторые из них:
- Руководитель, прежде всего, является специалистом в области организации совместного труда.
- Управление – это не сама по себе команда, а достижение цели.
- Честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя.
- Для успешного руководства другими надо, прежде всего, уметь управлять собой.
- Единство слова и дела – необходимое условие неформального авторитета руководителя.
- Люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему свои ошибки.
- Искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое «я» на второй план.
Стратегия руководства
коллективом
- Руководители, занимающие наиболее высокие посты, должны стимулировать интерес к работе у своих подчиненных, поощрять тех из них, которые способствуют успехам корпорации, и «наказывать» тех, кто препятствует им. По мере продвижения вверх по служебной лестнице их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а черты характера приобретают такую психологическую структуру, в которой способны сочетаться очень разные, порой даже противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.
- Более детальную и близкую в к российским условиям классификации ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».
- 1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
- 2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
- 3. «организатор» - координация работы сотрудников;
- 4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
- 5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
- 6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
- 7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
- 8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
- 9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
- 10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями .
- Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях.
Можно выделить следующие функции руководителя:
- · Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
- · Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
- · Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
- · Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
- · Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
- · Информирование сотрудников.
- · Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
- · Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
- · Делегирование задач, компетенций, ответственности.
- · Предотвращение и разрешение конфликтов.
- · Распространение специфических для организации ценностей и норм.
- · Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
- · Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
- · Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
- Функции руководителя выступают основной мерой его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей мере эти качества соответствуют выполненным функциям, тем эффективнее
руководство