Банковское дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:45, реферат

Описание работы

Коммерческий банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции.
Понятие кредитной организации определено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

Содержание работы

1. Структура органов управления коммерческого банка…………………………………...…3
2. Типы денежно-кредитной политики…………………………………………………………8
2.1. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………….....….8
2.2. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………………………………….10
3. Учетная политика центрального банка и её содержание……………………………….…13
4. Понятие ликвидности банка и направления её регулирования………………………..….16
5. Уставный капитал банка, порядок формирования и увеличения………………………...18
5.1. Уставный капитал банка…………………………………………………………..….18
5.2. Порядок формирования уставного капитала банка…………………………………..19
5.3. Принципы увеличения уставного капитала…………………………………………..22
6. Депозитные операции и их роль в банковской деятельности…………………………….24
6.1. Виды депозитных операций………………………………………………………..…..24
6.2 Понятие и роль депозитных операций банка……………………………………….….26
Список литературы……………………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Структура органов управления коммерческого банка…………………………………...…3

2. Типы денежно-кредитной политики…………………………………………………………8

     2.1. Цели денежно-кредитного регулирования……………………………………….....….8

     2.2. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………………………………………….10

3. Учетная политика центрального банка и её содержание……………………………….…13

4. Понятие ликвидности банка и направления её регулирования………………………..….16

5. Уставный капитал банка, порядок формирования и увеличения………………………...18

     5.1.   Уставный капитал банка…………………………………………………………..….18

     5.2. Порядок формирования уставного капитала банка…………………………………..19

     5.3. Принципы увеличения уставного капитала…………………………………………..22

6. Депозитные операции и их роль в банковской деятельности…………………………….24

    6.1. Виды депозитных операций………………………………………………………..…..24

    6.2 Понятие и роль депозитных операций банка……………………………………….….26

Список литературы……………………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура органов управления коммерческого банка

 

     Коммерческий банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять определенные банковские операции.
Понятие кредитной организации определено в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом.

Кредитная организация может быть образована на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т. е. коммерческий банк может быть создан в форме открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью.
В России различают два типа кредитных организаций:

        коммерческий банк;

        небанковская кредитная организация.

Основные операции, которые выполняет коммерческий банк, — это привлечение капитала, его размещение на выгодных условиях, а также оказание ряда услуг клиентам.

Федеральный закон запрещает коммерческим банкам заниматься производственной, страховой и торговой деятельностью.

 

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Примерная организационная структура коммерческого банка

 

     Высшим органом управления акционерного коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже од­ного раза в год. На нем присутствуют акционеры или представите­ли акционеров банка на основании доверенностей. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если участники обеспечивают необходимый кворум. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания:

*  внесение изменений и дополнений в Устав общества;

*  реорганизация;

*  определение количественного состава директоров;

*  изменение размера уставного капитала;

*  образование исполнительного органа;

*  утверждение фирмы-аудитора и др.

     Эти вопросы не могут быть переданы на решение Совету директоров, который осуществляет общее руководство деятельностью банка в промежутке между заседаниями высшего органа управления. Совет директоров и ревизионная комиссия являются наблюдательными органами. Совет директоров (или Совет банка):

*  определяет приоритетные направления деятельности банка;

*  рассматривает проекты кредитных и других планов банка;

*  утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка;

*  рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка;

*  формирует состав Правления банка;

*  контролирует работу Правления банка и др.

     Непосредственное руководство текущей деятельностью коммерче­ского банка осуществляет единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган. Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководители филиалов не вправе занимать должности в других кредитных организациях, страховых и лизинговых компаниях, а также  организациях, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

     Правление банка несет ответственность пе­ред Общим собранием акционеров и Советом банка. Правление со­стоит из Председателя правления, его заместителей и других членов.

     Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения при­нимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. Решения Правления оформля­ются в форме приказа Председателя правления банка. При Правле­нии банка создаются комитеты (Кредитный комитет, Инвестиционный комитет и др.).

     В функции Кредитного комитета, к примеру, входят:

*  разработка кредитной политики банка, структуры привлекае­мых средств и их размещения;

*  подготовка заключений по предоставлению ссуд;

*  рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и веде­нием трастовых операций.

     Ревизионная комиссия избирается Общим собранием акционеров. Порядок деятельности комиссии определяется внутренними докумен­тами общества, утверждается общим собранием собственников банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены Совета банка и Правления банка. Правление банка предоставляет в распоря­жение ревизионной комиссии все необходимые для проведения реви­зии материалы. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров.

     Для обеспечения гласности в работе коммерческих банков и дос­тупности информации об их финансовом положении годовые балан­сы банков, утвержденные Общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны (после подтверждения досто­верности предоставленных в них сведений аудиторской организацией) публиковаться в печати.

     В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания пред­приятий и организаций — клиентов банка, территориально удален­ных от места расположения коммерческого банка, он может открыть обособленные подразделения — филиалы и представительства. Вопрос об открытии филиала или представительства коммерчес­кого банка должен быть согласован с Главным территориальным управлением Банка России по месту нахождения банка и месту от­крытия филиала или представительства.

     Филиалами банка считаются обособленные структурные подраз­деления, расположенные вне места его нахождения и осуществляю­щие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией Банка России. Он заклю­чает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего (рис. 2).

Рис. 2. Примерная организационная структура филиала коммерческого банка

 

 

     Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка. Оно также расположено вне места нахождения банка, не обладает правами юридического лица и не имеет самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслужива­нием клиентов. Для осуществления хозяйственных расчетов ему от­крывается текущий счет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы денежно-кредитной политики

2.1. Цели денежно-кредитного регулирования.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен. 

Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Формирование в   нашей   стране  рыночных  отношений  объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического  регулирования.  Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики  в  целом.  Среди  них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные инструменты.

2.2. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе  рассматриваются механизмы реализации основных типов денежно-кредитной политики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Информация о работе Банковское дело