Банкротство и процедуры реорганизации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение банкротства и процедур реорганизации предприятия.
Исходя из вышеназванной цели ставятся следующие задачи:
 рассмотреть общие положения и понятия о банкротстве предприятий в Российской Федерации;
 изучить нормативно-правовое регулирование процедур банкротства;
 рассмотреть понятие и содержание процедуры реорганизации.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и законодательные аспекты банкротства 5
Сущность реорганизации предприятия 10
Виды реорганизации предприятия 12
Реорганизационные процедуры банкротства предприятий 14
Порядок осуществления реорганизационных процедур 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Контрольная Банкротство и процедуры реорганизации предприятия итог.docx

— 48.15 Кб (Скачать файл)

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению  его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В законе изложены особенности  реорганизационных процедур для  предприятий, в имуществе которых  имеется вклад государства. Для  таких предприятий подобного  рода процедуры проводятся непосредственного  органами Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) без участия арбитражного суда (ФУДН (б)).

 

Виды реорганизации  предприятия

Гражданский кодекс РФ различает  пять видов реорганизации юридического лица:

  • преобразование;
  • выделение;
  • присоединение;
  • слияние;
  • разделение.

Преобразование – это  форма реорганизации, при которой  одно юридическое лицо прекращает своё существование, а на его базе возникает  тоже одно новое юридическое лицо, только в другой организационно-правовой форме. Реорганизация считается  завершённой с момента государственной  регистрации вновь возникшего юридического лица. Прежнее же юридическое лицо с этого момента считается  прекратившим свою деятельность. При  преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности  реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Выделение – это реорганизация, при которой из одного юридического лица выделяется его часть, из которой  формируется новое юридическое  лицо. При этом первоначальное юридическое  лицо (из которого выделяется другое юридическое  лицо) продолжает существовать в уменьшённом  виде, ровно на сумму активов переданных выделившемуся, вновь созданному юридическому лицу. При этом, реорганизация считается завершённой с момента государственной регистрации, вновь созданного юридического лица. А прежнее юридическое лицо продолжает свою деятельность. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Присоединение — это реорганизация, при которой одно юридическое  лицо присоединяется к другому юридическому лицу. При этом присоединяемое юридическое  лицо прекращает свою деятельность, а  другое продолжает её с учётом проведённой  реорганизации в форме присоединения. Реорганизация считается завершённой  с момента внесения в государственный  реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединяемых юридических  лиц. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права  и обязанности присоединенного  юридического лица в соответствии с  передаточным актом.

Слияние – это реорганизация, при которой два и более  юридических лица прекращают свою деятельность в результате объединения и на их основе образуется новое юридическое  лицо. Реорганизация считается завершённой  с момента государственной регистрации  вновь возникшего юридического лица. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путём реорганизации  в форме слияния, осуществляется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц. При слиянии  юридических лиц права и обязанности  каждого из них переходят к  вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

Разделение – это реорганизация, при которой одно юридическое  лицо ликвидируется за счет создание нескольких юридических лиц, где  имущество разделяется первого  на несколько последующих. Правопреемниками в данном случае являются вновь созданные  юридические лица. Реорганизованное лицо ликвидируется. При разделении юридического лица его права и  обязанности переходят к вновь  возникшим юридическим лицам  в соответствии с разделительным балансом.

 

Реорганизационные процедуры банкротства  предприятий

Реорганизационные процедуры  – процедуры, направленные на поддержание  деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации, банкротства .

При рассмотрении дела о  реорганизации предприятия применяются  следующие реорганизационные процедуры  банкротства:

  1. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение должно быть завершено  в течение семи месяцев с даты поступления заявления в арбитражный суд. Выполнение основной задачи наблюдения возлагается на временного управляющего. Его деятельность осуществляется по двум основным направлениям. Во-первых, он осуществляет контроль за действиями руководства должника, в том числе обеспечение сохранности имущества. Во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения восстановительных или ликвидационных процедур;

  1. Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года арбитражным судом.

Арбитражный суд утверждает кандидатуру административного  управляющего. Он действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом. Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения планов финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Не позднее, чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. На основании отчета административный управляющий составляет заключение и направляет его кредиторам в арбитражный суд.

  1. Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено, но не более чем на шесть месяцев. Совокупный срок внешнего управления и финансового оздоровления не может превышать двух лет.

Во время проведения внешнего управления назначается внешний  управляющий. Одной из его основных обязанностей является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. В течение одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, а затем этот план утверждается собранием кредиторов.

  1. Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

В ходе наблюдения решение  о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином - должником, руководителем должника - юридического лица или исполняющим  обязанности указанного руководителя лицом. Мировое соглашение не подлежит согласованию с временным управляющим. Мировое соглашение в ходе наблюдения распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

В ходе финансового оздоровления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается  руководителем должника - юридического лица или лицом, исполняющим обязанности  указанного руководителя. Мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим. Мировое соглашения в  ходе финансового оздоровления распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

В ходе внешнего управления решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается  внешним управляющим. Мировое соглашение в ходе внешнего управления распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

 

Порядок осуществления реорганизационных  процедур

Первой реорганизационной  процедурой является внешнее управление, которое завершается либо прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротства) предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решение  о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов, является конечной стадией в процессе несостоятельности. В результате проведения этой процедуры прекращается существование юридического лица. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Формируя конкурсную массу, конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Заключительным этапом формирования конкурсной массы является разделение имущества на лот, их реализация и аккумулирование полученных денежных средств на единственном счете должника.

Следующая реорганизационная  процедура – это досудебная санация. Санация (оздоровление предприятия-должника) – реорганизационная процедура, когда собственником предприятия  должника, кредитором (кредиторами) или  иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство  о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором в арбитражный суд  до принятия им решения по делу. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник предприятия-должника, кредиторы, члены трудового коллектива, этого предприятия. В случаях, если кандидатами на участие в санации  являются собственник предприятия-должника и (или) члены трудового коллектива этого предприятия, они самостоятельно участвуют в санации. Основание  для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и другими лицами. Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении и прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. При этом сохраняются все права участников санации, установленные в соглашении о ее проведении. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность. При повторном возбуждении дела о банкротстве в течение трех лет арбитражный суд не вправе вынести еще раз определение о проведении санации. Таким образом, задача лиц, не заинтересованных в банкротстве предприятия – добиться того, чтобы в течение трех лет не было повторных заявлений о возбуждении дела.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

  1. до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
  2. если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
  3. если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям о желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия-должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

В зависимости от глубины  кризиса предприятия и условий  предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации:

    1. санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его платежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление;
    2. санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

Продолжительность санации  не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным  судом ее срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности  решением арбитражного суда о признании  предприятия несостоятельным.

Порядок реорганизации предприятий  зависит главным образом от двух факторов: оснований, по которым производятся эти процедуры, и организационно-правовой формы субъекта предпринимательской  деятельности. Общие правовые нормы, устанавливающие порядок реорганизации, изложены в части первой ГК РФ, а  более конкретные, относящиеся к  той или иной организационно-правовой форме, в законах о них. Реорганизацию  акционерных обществ регулируется Федеральным законом "Об акционерных  обществах". Порядок реорганизации  обществ с ограниченной ответственностью установлен Законом РФ "Об обществах  с ограниченной ответственностью".

Кроме того, порядок реорганизации  зависит от вида реорганизации: добровольного  и принудительного. Закон заложил  основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельных предприятий, если проведение реорганизационных  процедур экономически нецелесообразно  или если такие действия не дали положительного результата.

Информация о работе Банкротство и процедуры реорганизации предприятия