Базовые модели вхождения МНК на международные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание работы

2. Базовые модели вхождения МНК на международные рынки
Фирма, которая обладает отличительными компетенциями, развитыми на своем внутреннем рынке, стремится расширить продажи своих товаров и услуг за счет зарубежных рынков и получить в результате дополнительные прибыли. Основными альтернативными возможностями, или моделями, вхождения фирмы на международные рынки являются: экспортирование продукции, продажа лицензий, франчайзинг, контракты под ключ и прямые зарубежные инвестиции.

Файлы: 1 файл

международный менеджмент.docx

— 22.05 Кб (Скачать файл)

2. Базовые модели вхождения МНК на международные рынки

Фирма, которая обладает отличительными компетенциями, развитыми  на своем внутреннем рынке, стремится  расширить продажи своих товаров  и услуг за счет зарубежных рынков и получить в результате дополнительные прибыли. Основными альтернативными  возможностями, или моделями, вхождения  фирмы на международные рынки  являются: экспортирование продукции, продажа лицензий, франчайзинг, контракты  под ключ и прямые зарубежные инвестиции.

Экспортирование. Для этого фирма осуществляет усиление национального производства и вывоз продукции на зарубежные рынки с применением собственных и других сбытовых каналов.

Использование заводов внутри страны в качестве производственной базы для экспорта товара на иностранные рынки является прекрасной первоначальной стратегией для достижения роста продаж на мировом рынке. Это минимизирует и риск, и потребность в финансовых ресурсах, а также является безопасным способом зондирования международного рынка. Придерживаясь стратегии экспортирования, производитель может ограничить свою вовлеченность в деятельность на чужом рынке, заключая соглашения с зарубежными оптовыми фирмами, специализирующимися на импорте, и передавая им функции по обеспечению сбыта и маркетингу в своих странах и регионах мира. Если становится более выгодным установить контроль над этими операциями, фирма может организовать свои сбытовые сети на некоторых или всех целевых иностранных рынках.

В настоящее время такая  стратегия широко распространена, например, среди корейских и итальянских компаний: товар производится на территории страны, а сбытовая деятельность осуществляется за границей. В 80-е годы то же было характерно для японских корпораций.

 

 

Лицензирование. При продаже лицензий фирма передает права на использование собственных технологий фирмы, на производство или сбыт ее продукции иностранным фирмам. Это происходит, когда фирма, обладая серьезными техническими разработками, не может самостоятельно осуществлять свою деятельность в других странах из-за недостаточности ресурсов либо отсутствия зарубежных организационных структур. При передаче патентов и прав на использование технологий фирмы получают возможность иметь доход за счет роялти.

Франчайзинг. Эта форма очень близка к лицензированию, но предполагает более тесные связи между продавцом технологии и ее покупателями. Суть франчайзинга заключается в передаче иностранному партнеру права использовать торговую марку, репутацию, организационную и маркетинговую технологию и обычно сопровождается непрерывным вливанием необходимых активов во франшизные предприятия. Владелец отличительной компетенции таким образом осуществляет свое присутствие на разных национальных рынках и получает доходы в виде роялти и иных поступлений.

Контракты «под ключ». Подразумевают заключение контракта на строительство предприятий, которые передаются за установленную плату владельцу при достижении полной их готовности к началу эксплуатации. Фирмы, реализующие проекты "под ключ", чаще всего являются изготовителями промышленного оборудования; они же поставляют часть оборудования по проекту. Особенно часто такими проектами занимаются строительные фирмы. Иногда в этой роли выступают консалтинговые фирмы или изготовители оборудования, если они не находят в стране другого подходящего объекта для инвестиций. Фирма, строящая объект "под ключ", может создать собственными руками будущего конкурента. Тем не менее многие фирмы готовы проектировать и строить объекты в других странах, особенно когда существуют ограничения на иностранную собственность.

Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ). Подразумевают долговременное присутствие фирмы за рубежом с владением там производственными активами. По форме организации ПЗИ могут быть в виде совместного предприятия с национальным партнером и предприятием со 100-процентным владением активами иностранных инвесторов. Зарубежное отделение, зарубежный филиал, зарубежная дочерняя фирма, зарубежное совместное предприятие могут быть созданы вновь (greenfield) или быть приобретены. По типу основной маркетинговой стратегии можно выделить несколько форм поведения фирм при осуществлении ПЗИ. Это следование:

1) такому поведению, в рамках которого разрабатывается отдельная стратегия для каждой страны, отвечающая вкусам потребителей и конкурентным условиям стран. Действия фирмы в одной стране не зависят от деятельности фирмы в другой стране;

2) стратегии низких издержек, при которой фирма ориентирована  на низкозатратное производство на всех стратегически важных рынках мира. Цель – достижение низкого уровня издержек в сравнении с конкурентами в рамках мирового рынка;

3) стратегии дифференциации, при которой фирма дифференцирует  свой товар по одним и тем же характеристикам в разных странах с целью создания своего постоянного имиджа на мировом рынке; проводится жесткая координация деятельности во всех странах;

4) глобальной стратегии  фокусирования, при которой фирма  обслуживает идентичные ниши  на каждом стратегически важном национальном рынке; действия координируются на основе низких издержек и дифференциации.

Ниже приведем сравнительные  характеристики всех рассмотренных  моделей вхождения на зарубежные рынки (табл. 1).

 

 

 

Таблица 1

Преимущества  и недостатки различных моделей  вхождения  
на зарубежные рынки

Модель  
вхождения

Преимущества

Недостатки

Экспортирование

Возможность реализовать  экономию на масштабах от размещения и от обучения

Высокие транспортные издержки

Торговые барьеры

Проблемы с местными сбытовыми  агентами

Лицензирование

Низкие издержки развития и риски

Отсутствие контроля над  технологией

Невозможно реализовать  экономию на масштабах от размещения и от обучения

Невозможность реализовать  глобальную стратегическую координацию

Франчайзинг

Низкие издержки развития и риски

Трудности с контролем за качеством и с реализацией глобальной стратегической координацией

Контракты «под ключ»

Возможность получить доходы от технологических умений

Создание конкурентов

Недолговременное присутствие  на рынке

Совместное предприятие

Доступ к знаниям и  рыночным умениям местного партнера

Разделение стоимостей и  рисков инвестиций

Приобретение политической лояльности

Отсутствие контроля над  технологией

Невозможность реализовать  глобальную стратегическую координацию. Невозможность реализовать экономию от размещения и от обучения

Филиал со 100-процентным владением  активами

Защита технологии

Возможность обеспечить глобальную стратегическую координацию

Возможность реализовать  глобальную стратегическую координацию

Высокие стоимости и риски



Информация о работе Базовые модели вхождения МНК на международные рынки